По сравнению с прошлым годом нафта подешевела на 7% на фоне продолжающегося замедления темпов нефтехимического производства. Как ранее отмечало МЭА, в период с января по май суточный спрос на этот нефтепродукт снизился на 1,1 млн барр., или на 14,2% от общего объема спроса, что более чем вдвое выше стандартного сезонного падения
[2].
Крэк-спреды по бензину и средним дистиллятам в июне достигли пиковых значений и теперь сужаются. Та же тенденция наблюдается и по нафте, максимальный ценовой отрыв по которой наблюдался в апреле). Однако по большинству продуктов спреды остаются выше привычного уровня с учетом фактора сезонности. В сегодняшней ситуации в более выгодном положении находятся заводы, на которые продолжает поступать российская нефть. Благодаря дисконту, который в сентябре составил около 20%, им удается сохранять рентабельность. Так, дифференциал цены на дизельное топливо к Urals в сентябре зафиксирован на уровне около 525 долл. США за тонну, в то время как к Brent – порядка 380 долл. США. С нафтой дела обстоят еще хуже: НПЗ, перерабатывающие североморский сорт, с июня получали по ней отрицательную валовую маржу в среднем на уровне 35 долл. США за тонну (см. рис. 2).