
Российский бизнес продолжает вкладывать в устойчивое развитие
Российский бизнес считает, что актуальность программ по устойчивому развитию (ESG) сохраняется, несмотря на геополитические и макроэкономические изменения. Об этом говорится в исследовании Группы компании Б1, с которым ознакомились «Ведомости».
-(1)-(1).jpg)
Исследование подготовлено на основе опроса 60 крупных компаний. Из них 24% работают в горнодобывающей и металлургической отраслях, 20% – в финансовом секторе, по 12% – в ТЭКе, химической промышленности и ритейле, по 8% – в транспортной сфере и сфере IT и медиа, 4% – в строительном секторе.
По результатам опроса 84% компаний сохраняют или даже увеличивают запланированные бюджеты для развития направления ESG. Так, 32% опрошенных компаний используют или планируют использовать зеленое финансирование, 24% – пользуются или планируют пользоваться таксономией зеленых проектов Евросоюза. 44% компаний планируют осуществлять торговлю углеродными единицами (40% – на рынке России, 4% – на рынках других стран), а 8% компаний уже ведут такую торговлю на российском рынке.
Несмотря на санкции, все участники опроса продолжают публиковать нефинансовую отчетность, и лишь 13% из них сократили объем раскрываемой информации. Авторы исследования указывают, что российские компании продолжают ориентироваться на международные стандарты и инициативы. В то же время в 2022–2023 годах наблюдалась переориентация бизнеса на российские ESG-рейтинги. Наиболее популярными в 2023 году стали рейтинги «Эксперт РА» (60%), НКР (56%) и АКРА (52%).
Актуальность ESG обусловлена развитием регуляторных требований в области климата, экологии и социальной сферы во всем мире, включая Россию, считает партнер Б1 Максим Севостьянов. В качестве примеров он приводит новые стандарты МСФО, рекомендации ЦБ РФ и Минэкономразвития.
В рамках адаптации к новым экономическим реалиям бизнес заинтересован в пересмотре ESG-стратегий, говорится в исследовании. 72% опрошенных компаний либо уже сделали это, либо планируют обновить соответствующие документы.
Ключевые изменения – смещение фокуса на национальные приоритеты, отказ от некоторых целей в области ESG, изменение сроков достижения стратегических целей.
Б1 также отмечает, что бизнес стремится уделять больше внимания социальной составляющей ESG – поддержке персонала, его обучению, охране труда, развитию регионов присутствия, – а не экологической и корпоративному управлению. Из экологических аспектов, по оценке респондентов, в 2023 году выросла лишь значимость аудита выбросов парниковых газов.
Представители крупных компаний подтвердили «Ведомостям» выводы Б1 о сохраняющейся актуальности направления ESG для бизнеса. В основном цели по устойчивому развитию включают в бизнес-стратегию или общую стратегию развития компаний. Например, «Роснефть» в декабре 2021 года включила в стратегию развития до 2030 года не только производственные и финансовые ориентиры, но и набор количественных и качественных ESG-целей. «Роснефть» стала первой российской нефтегазовой компанией, которая анонсировала в стратегии намерение достичь углеродной нейтральности к 2050 году, напомнил представитель компании.
Цели по устойчивому развитию зафиксированы также в программных документах «Фосагро», ММК и «Селигдара», сообщили представители этих компаний.
Некоторые компании сформулировали ESG-цели в виде отдельного документа, причем в большинстве случаев такие документы были утверждены относительно недавно. Например, та же «Фосагро» в 2020 году отдельно приняла климатическую и водную стратегии. Климатическая стратегия также есть у «Полюса» (опубликована в 2022 году). «Алроса» в 2021 году утвердила программу в области устойчивого развития на 2021–2025 годы, РЖД ежегодно публикует отчет об устойчивом развитии.
Работа по направлению устойчивого развития позволяет более эффективно управлять рисками и адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, говорит представитель «Алросы». По мере изменения геополитической ситуации некоторые формулировки и акценты ESG-повестки смещаются, но в целом она остается в фокусе внимания, добавляет директор по правовым вопросам и ESG Nordgold Василий Чикинов. Повестка устойчивого развития остается весьма актуальной для бизнеса и соответствует задачам государства, говорит директор по устойчивому развитию UC Rusal Елена Мякотникова.
Президент России Владимир Путин уделяет приоритетное внимание повестке устойчивого развития, а дружественные России страны ставят этот аспект наравне со справедливым энергетическим переходом во главу угла, отмечает представитель «Роснефти». «Наличие сбалансированной стратегии развития с целевыми ESG-показателями и информационная прозрачность в раскрытии результатов ее реализации важны для текущих и потенциальных партнеров, а также для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке на долгосрочную перспективу», – добавил он.
При этом ряд компаний взяли на себя обязательства по устойчивому развитию уже после начала СВО на Украине. Например, «Акрон» в 2022 году разработал ESG-стратегию до 2027 года, в том же году аналогичную стратегию утвердила ТМК. «Северсталь» в прошлом году утвердила стратегию устойчивого развития компании до 2030 года. Так же поступили UC Rusal (до 2035 года) и ОМК. Nordgold планирует публично представить ESG-стратегию в течение 2024 года, сказал Чикинов. «Алроса» планирует обновить такую программу в этом году, а «Селигдар» уже актуализировал ESG-цели в 2023-м.
Большинство компаний в качестве приоритетных целей действительно называют социальное направление, а также снижение выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ.
Акцент на социальной составляющей руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков связывает с существенным дефицитом кадров практически во всех отраслях экономики РФ. По данным hh.ru, в 2024 году расширять штат и нанимать персонал намерены 84% работодателей из сферы машиностроения, 69% IT-компаний, 66% строительных организаций, 64% работодателей из сферы финансов. При этом безработица в России, по данным Росстата, составляет лишь 2,9%.
Применение стандартов устойчивого развития трансформирует подходы к финансированию, позволяя компаниям, которые их активно интегрируют, привлекать инвестиции на более выгодных условиях, считает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. По его словам, компании отмечают рост интереса со стороны зеленых фондов и кредиторов. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин добавляет, что ESG-направление будет актуально для всех секторов российской экономики.
Стимулы для выпуска финансовых инструментов, привязанных к стандартам устойчивого развития, в России пока отсутствуют, отмечает управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. Это затрудняет монетизацию усилий компаний по достижению и поддержанию стандартов устойчивого развития, добавляет он.