Как банки будут привлекать клиентов: от новых офисов до длинных вкладов
Геннадий Шинин, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора
Порядка 47% респондентов-банков в совместном исследовании Группы компаний Б1 и рейтингового агентства НКР «Адаптация и стабильность: как банковская система пройдет 2024 год» определили розничный сегмент как наименее доходный по сравнению с корпоративным и малым бизнесом с точки зрения ожиданий. Это отражает реализацию отложенного эффекта от повышения ключевой ставки и ожидания по сокращению банковского потребительского и ипотечного кредитования по нельготируемым программам в 2024 году.
Поскольку внутренний рынок является ключевым для банковского сектора и при этом высококонкурентным, борьба за розничного клиента будет только усиливаться. В данном контексте стоит говорить не только о традиционной конкуренции за средства физических лиц, но и о конкуренции непосредственно за физическое лицо как за активного клиента банка, который пользуется определенным пакетом услуг, совершает расчетные операции, использует программу лояльности, партнерские сервисы и благодаря которому удается получать комиссионные доходы.
Главными преимуществами в этом случае становятся удобство и функциональность сервисов (как банковских, так и партнерских), их качество, а также то, насколько быстро сервисы «подхватывают» новые или меняющиеся потребности клиентов.
Если говорить только о вкладах, то их прирост также усиливает конкуренцию, особенно в контексте возможного снижения ключевой ставки во второй половине 2024 года, когда вкладчики будут искать банки, предлагающие более выгодные условия на фоне понижающего тренда. И здесь приоритетными будут финансовые условия предлагаемых продуктов.