Development of case law concerning the inclusion of royalties in the customs value of imported packaging

3 August 2022
Tax Messenger
On 20 July 2022 the Ninth Arbitration Appeal Court adopted a ruling on case No. A40−281 305/2021, which concerned a dispute over whether amounts of royalties for the right to use trademarks, processes and know-how should be included in the customs value of imported goods.

The ruling overturned the decision of the trial court and fully upheld the importer’s claim for a refund of overpaid customs payments and penalties.
Facts of the case

A Russian importer ("the Importer") imported packaging materials bearing trademarks ("Packaging") into the territory of the EAEU for use in packaging confectionery products in Russia. The Packaging was manufactured outside the EAEU and was not sold separately in Russia.

The Importer was also a party to several licensing agreements under which it was granted exclusive rights to use particular trademarks, processes and know-how in manufacturing and selling confectionery products in the territory of Russia. However, the trademarks provided for in the licence agreements were not registered in relation to the Packaging.
The Importer did not include amounts of royalties for the right to use intellectual property in the customs value of imported Packaging.

After carrying out an in-house customs audit, the customs authorities decided that royalties should be included in the customs value of the Packaging.

Believing that the payment notices served on it were unlawful and that it should be refunded for overpaid customs payments and penalties, the Importer filed an arbitration appeal. The trial court rejected the Importer’s claims.

However, the appellate court upheld the Importer’s claims in full. The position taken by the court is set out in detail below.
Read more
The court’s position

The appellate court took the Importer’s side, basing its decision on the following arguments:

The royalties do not relate to the imported Packaging:
a) The Importer does not manufacture Packaging in Russia or sell it separately from confectionery products, i.e., the Packaging is not a separate product for the Importer.
b) The goods covered by the licensing agreements are confectionery products bearing the trademarks in question, not the imported Packaging. The trademarks do not relate to the Packaging. The trial court incorrectly interpreted the subject of the licensing agreement.
c) The licensing agreements do not require the approval of or consultation with the licensors for the use of a particular brand, model or item of packaging or packaging that is manufactured or sold by particular persons.

The payment of royalties by the Importer is not a condition of sale of the Packaging in order for it to be exported to Russia:
a) The foreign manufacturers of the Packaging are not parties to the licensing agreements.
b) The provisions of the licensing agreements and foreign trade agreements do not indicate any control on the part of the licensors over the manufacture or sale of the Packaging beyond quality control:
  • The territorial scope of the licence is limited to Russia and CIS countries (i.e., control over production can only be exercised in those states), while the Packaging is produced in other states, making it impossible for the licensor to exercise any control over the production of the Packaging.
  • The Importer is free to choose the brand, model, item, manufacturer and supplier of the Packaging independently based on parameters for the Packaging which have been agreed upon with the rights holder and which relate exclusively to quality control of the finished products (confectionery). It is interesting to note the court’s opinion that agreeing on the parameters of the Packaging does not go beyond the scope of quality control.
  • The licensors do not and cannot exert any influence or pressure in relation to transactions entered into by the Importer to purchase the Packaging (including the terms of purchase, prices, basic parameters, etc.). The Importer provided a letter from the licensor confirming that this was the case.
c) The supply contracts and licensing agreements do not contain provisions requiring the payment of royalties for the Packaging. The licence agreements relate to other products, and specifically confectionery and toys produced in Russia.

It is also worth mentioning that the court cites the Explanatory Notes to paragraph 3 of Article 8 of the Agreement on the Implementation of Article VII of GATT 1994, which state that, "if the royalty is based partially on the imported goods and partially on other factors which have nothing to do with the imported goods (such as when the imported goods are mixed with domestic ingredients and are no longer separately identifiable, or when the royalty cannot be distinguished from special financial arrangements between the buyer and the seller), it would be inappropriate to attempt to make an addition for the royalty".

In particular, the court observed that royalties could not be added to the structure of the customs value by reason of the following considerations:
  • The Packaging is sold exclusively with finished confectionery products manufactured in Russia.
  • The royalties are paid specifically in connection with the sale of finished products (i.e., they are dependent on sales of finished products).
  • There are no separately identifiable royalties for the imported Packaging.
  • The customs authorities failed to specify an amount of royalties that could be lawfully calculated specifically for the Packaging separately from the finished products.
Current trends

The fact that the customs authorities improperly interpreted the subject of the agreement and the trial court rejected the Company’s claims shows the importance of taking a clear and thorough approach in formulating the provisions of licensing and foreign trade agreements (particularly with regard to the subject of the agreement, the limits of rights conferred, the licensor’s control over the licensee and other provisions that may be of key relevance to the customs authorities’ conclusion on whether the criteria for including royalties in customs value are met).

Given the constant changes in administrative practice in relation to licensing arrangements, which currently tends to be unfavourable to companies involved in foreign trade, as well as judicial case law, we consider it essential for companies to keep track of trends and adjust their licensing arrangements from time to time to reflect changing realities in the customs environment.

It is well known that the customs authorities currently pay particular attention to matters of whether royalties for the use of trademarks and other intellectual property (manufacturing / organisational / marketing know-how, patents, inventions, business names, software, et al.) should be included in the customs value of imported goods.

Nevertheless, the question of whether royalties should be included in customs value has to be dealt with on a case-by-case basis, and we therefore advise companies to consider in detail whether royalty payments relate to imported goods, and if necessary to prepare a legal position demonstrating that the payments should not be included in the customs value of imported goods. We recommend providing that legal position at the inspection stage (i.e., together with the response to the customs authorities’ first inquiry / request).
How we can help

  • Assessing whether royalties and other intra-group payments should be included in customs value and related risks.
  • Formulating recommendations on modifying the provisions of licensing and other intra-group agreements to minimise adverse legal consequences.
  • Preparing a legal position to support the non-inclusion of royalties and other intra-group payments in the customs value of goods.
  • Developing approaches to the inclusion of royalties and other intra-group payments in the structure of customs value (including analysing whether the mechanism of deferred determination of customs value could be applied).
  • Providing support with the inclusion of royalties in customs value (including the preparation of amendments to goods declarations).
  • Full or partial support during customs inspections on the matter of the inclusion of royalties in customs value.
  • Representing your company’s interests in the pre-litigation and litigation stages of appealing against decisions of customs authorities.

Authors:
Inna Elisanova
Director
Global trade and Customs
Alexandra Gorokhova
Senior
Global trade and Customs
Contact us

Learn more about our services by filling in the feedback form, or send us a request for proposal by email. Select the appropriate option.
This website uses cookies to improve your user experience. If you continue on this website, you will be providing your consent to our use of cookies.
Accept

Развитие судебной практики по вопросу включения лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимой упаковки

3 августа 2022 г.
Tax Messenger
20 июля 2022 года Девятым арбитражным апелляционным судом принято решение по делу № А40−281 305/2021, в рамках которого рассматривался спор о включении в таможенную стоимость ввозимых товаров сумм лицензионных платежей за право пользования товарными знаками, технологиями и «ноу-хау».

Решение суда первой инстанции было отменено и требование импортера о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей и пени удовлетворено в полном объеме.
Обстоятельства дела

Российским импортером (далее — «Импортер») на территорию ЕАЭС были ввезены маркированные товарными знаками упаковочные материалы (далее — «Упаковка»), предназначенные для последующей упаковки кондитерских изделий в РФ. Упаковка производилась за пределами ЕАЭС и самостоятельно не реализовывалась в территории РФ.

Импортер являлся также стороной нескольких лицензионных соглашений, в соответствии с которыми Импортеру предоставлялись исключительные права на использование соответствующих товарных знаков, технологий и «ноу-хау» при производстве и реализации кондитерских изделий на территории РФ. При этом товарные знаки, предусмотренные лицензионными соглашениями, не зарегистрированы в отношении Упаковки.
Импортер не включал соответствующие суммы лицензионных платежей за право пользования объектами интеллектуальной собственности в таможенную стоимость ввозимой Упаковки.

По результатам камеральной таможенной проверки таможенным органом было принято решение о необходимости включения лицензионных платежей в таможенную стоимость Упаковки.

Импортер, считая направленные ему уведомления незаконными, а перечисленные в бюджет суммы таможенных платежей и пеней — излишне уплаченными и подлежащими возврату, обратился в арбитражный суд. Суд первый инстанции отказал в удовлетворении требований Импортера.

Вместе с тем апелляционный суд требования Импортера удовлетворил в полном объеме. Подробнее позиция суда представлена ниже.
Читать далее
Позиция суда

Апелляционный суд встал на сторону Импортера и аргументировал свое решение следующим:

Лицензионные платежи не относятся к ввозимой Упаковке:
а)  Импортер не осуществляет производство Упаковки в РФ, а также ее реализацию отдельно от кондитерских изделий, т. е. Упаковка не является для Импортера самостоятельным товаром.
б)  Товарами, подпадающими под действие лицензионных соглашений, являются кондитерские изделия, маркированные соответствующими товарными знаками, а не ввозимая Упаковка. Товарные знаки к Упаковке не относятся. Суд первой инстанции некорректно истолковал предмет лицензионного договора.
в)  Лицензионными соглашениями не предусмотрено одобрение и (или) согласование с лицензиарами использования упаковки какой-то конкретной коммерческой марки, модели, артикула или упаковки, производимой или реализуемой определёнными лицами.

Уплата лицензионных платежей Импортером не является условием продажи Упаковки для ее вывоза на территорию РФ:
а)  Иностранные производители Упаковок не являются сторонами лицензионных соглашений.
б)  Положения лицензионных соглашений и внешнеэкономических договоров не свидетельствуют о контроле лицензиаров за производством или продажей Упаковки, который выходил бы за рамки контроля качества:
  • Территорией действия лицензии являются РФ и страны СНГ (т.е. контроль за производством может осуществлять только в этих государствах), при этом Упаковка производится в иных государствах, что исключает какой-либо контроль лицензиара за производством Упаковки.
  • Импортер уполномочен самостоятельно выбирать марку, модель, артикул, производителя и поставщика Упаковки исходя из согласованных с правообладателем параметров такой Упаковки, относящихся исключительно к контролю качества конечной продукции (готовых кондитерских изделий). Таким образом, интересным представляется, что суд считает, что согласование параметров Упаковки не выходит за рамки контроля качества.
  • Лицензиары не оказывают и не могут оказывать влияние или давление при совершении Импортером сделок, направленных на закупку Упаковки (включая условия покупки, цены, основные параметры и пр.). В подтверждении данного факта Импортер предоставил письмо лицензиара.

в)  В договорах поставки и лицензионных соглашениях отсутствуют условия об уплате лицензионных платежей за Упаковку. Предметом лицензионных соглашений является иной товар — кондитерские изделия и игрушки, производимые в РФ.

Также стоит обратить внимание на то, что суд сослался на Пояснительные примечания к п. 3 ст. 8 Соглашения по применению ст. VII ГАТТ 1994, которыми устанавливается, что, «если роялти частично основано на импортируемых товарах, а частично — на других факторах, которые не имеют ничего общего с импортируемыми товарами (например, когда импортируемые товары смешиваются с отечественными ингредиентами и больше не могут быть раздельно идентифицированы или когда роялти не может быть выделено из специальных финансовых договоренностей между покупателем и продавцом), было бы неуместно пытаться производить добавление в счет роялти».

В частности, суд отметил, что добавление лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости недопустимо ввиду следующего:
  • Упаковка реализуется исключительно с готовым кондитерским изделием, производимым в РФ.
  • Роялти уплачиваются именно в связи с реализацией готового изделия (т.е. зависят от продаж готовой продукции).
  • Отдельно идентифицировать лицензионные платежи за импортируемую Упаковку невозможно.
  • Конкретной суммы лицензионных платежей, которую было бы возможно законно исчислить именно для Упаковки, отдельно от готовых изделий, таможней не представлено.
Текущие тенденции

Факт того, что таможня в рамках проверки некорректно трактовала предмет договора и суд первой инстанции отказал Компании в удовлетворении требований, свидетельствует о важности четкой и детальной проработки положений лицензионных и внешнеторговых договоров (в частности, в части предмета договора, пределов передаваемых прав, контроля лицензиара над лицензиатом и прочих положений, которые могут иметь ключевое значение для вывода таможни о соблюдении условий включения роялти в таможенную стоимость).

Также учитывая постоянно меняющуюся правоприменительную практику в части лицензионных структур, которая складывается сегодня преимущественно не в пользу участников ВЭД, и судебную практику, мы считаем необходимым следить за тенденциями и периодически адаптировать лицензионную структуру компаний с таможенной точки зрения, принимая во внимание меняющиеся реалии.

Как известно, таможенные органы в настоящее время уделяют особое внимание вопросам включения в таможенную стоимость ввозимых товаров сумм лицензионных платежей как за использование товарных знаков, так и иных объектов интеллектуальной собственности (производственное/ организационное/ маркетинговое ноу-хау, патенты, изобретения, коммерческое обозначение, ПО и пр.).

Тем не менее вопрос необходимости включения лицензионных платежей в таможенную стоимость следует рассматривать применительно к конкретным обстоятельствам, в связи с чем мы рекомендуем компаниям детально проанализировать относимость уплачиваемых лицензионных платежей к ввозимым товарам и при необходимости подготовить правовую позицию, доказывающую правомерность невключения таких лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров. Соответствующую правовую позицию мы рекомендуем предоставлять уже на этапе проверки (т.е. дополнительно вместе с ответом на первый запрос/ требование таможни).
Как Б1 может помочь?

  • Оценка необходимости и рисков включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.
  • Выработка рекомендаций в части изменения положений лицензионных и иных внутригрупповых договоров в целях минимизации негативных правовых последствий.
  • Подготовка правовой позиции касательно отсутствия необходимости включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в таможенную стоимость товаров.
  • Разработка методологии включения лицензионных и иных внутригрупповых платежей в структуру таможенной стоимости (включая проработку применения механизма отложенного определения таможенной стоимости).
  • Оказание поддержки при включении лицензионных платежей в таможенную стоимость (включая подготовку КДТ).
  • Полное или частичное сопровождение Компании в рамках таможенных проверок по вопросу включения лицензионных платежей в таможенную стоимость.
  • Представление интересов Компании на досудебной и судебной стадиях обжалования решений таможенных органов.

Авторы:
Инна Елисанова
Директор
Группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
Александра Горохова
Старший консультант
Группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, заполнив форму обратной связи, или отправьте запрос на тендер по электронной почте. Выберите подходящий вариант.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять