Грядущие изменения в области обложения НДС в России

8 июля 2022 г.
Tax Messenger
5 июля 2022 г. в третьем чтении Госдумой был принят законопроект № 136059-8 (далее – «Законопроект»), предусматривающий ряд изменения во вторую часть НК РФ. Среди прочего, Законопроект предусматривает следующие изменения в законодательство об НДС:
Изменяется порядок уплаты НДС по электронным услугам

  • При оказании иностранной организацией электронных услуг в адрес российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (так называемые B2B-операции), обязанность исчислить, удержать и уплатить НДС в бюджет по электронным услугам возникает у таких юридических лиц и ИП, которые должны выступить налоговыми агентами. В настоящий момент НК РФ такое обязательство возлагает на иностранную организацию, которая должна встать на учет в РФ для целей НДС в связи с оказанием электронных услуг
  • Налоговые агенты исчисляют и уплачивают НДС в порядке, предусмотренном пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, то есть налог подлежит уплате в бюджет в день перечисления платежа в адрес иностранной организации
  • При этом в настоящий момент Законопроект не отменяет обязательство иностранной организации о постановке на учет для целей НДС в РФ в связи с осуществлением B2B-операций в России. Законопроект не содержит явных положений, отменяющих для иностранных организаций обязательства по постановке на налоговый учет, а также по подготовке и подаче налоговых деклараций по НДС
  • За иностранной организацией сохраняется обязательство исчислить и уплатить НДС при оказании электронных услуг в адрес российских физических лиц, в случае если такое обязательство не возложено на налогового агента (так называемые B2C-операции);
  • Новые правила предусматривают порядок выставления счетов-фактур для российских посредников иностранных организаций, состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями. В частности, счета-фактуры выставляются в срок не позднее пяти календарных дней месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором получена оплата, частичная оплата в счет оказания иностранными организациями электронных услуг;
  • Законопроект исключает пункт 2.1. ст. 171 НК РФ, предусматривающий право на вычет НДС по электронным услугам, исчисленного и предъявленного иностранной компанией, состоящей на учете в налоговых органах в связи с оказанием электронных услуг в РФ
  • Реестр операций, предусмотренный п. 5 ст. 148 НК РФ и подтверждающий место оказания электронных услуг, сохраняется в отношении услуг, оказываемых в адрес российских физических лиц. Такой реестр больше не требуется для подтверждения места осуществления B2B-операций
  • Предполагается, что новые правила обложения НДС электронных услуг вступят в силу с 1 октября 2022 года.
Читать далее
Что указанные выше изменения означают для бизнеса?

Предполагаемые изменения в части порядка уплаты НДС по электронным услугам требуют пересмотра текущего подхода к уплате налога в России. В частности, иностранным организациям, а также налоговым агентам потребуется настроить учетные системы в соответствии с новыми требованиями налогового законодательства РФ, провести диагностику имеющихся положений в договорах, а также внести уточнения в формат выставляемых счетов и первичных документов.

Также требуется заранее проанализировать порядок перехода на новый механизм уплаты НДС в российский бюджет, поскольку Законопроектом не установлен переходный период. Соответственно, новые правила налогообложения потребуют от иностранных организаций обсуждения (в том числе, коммерческих аспектов) со своими российскими контрагентами.
Чем Б1 может помочь?

Команда Б1 готова оказать оперативное содействие в обсуждении вопросов, связанных с изменением подхода к уплате НДС по электронным услугам. Наши услуги могут включать:
  • Анализ положений договоров с контрагентами, подготовку необходимых поправок и внесение изменений в договоры
  • Участие в переговорах с контрагентами
  • Анализ и внесение соответствующих уточнений в шаблоны счетов и первичных документов;
  • Анализ вопросов переходного периода и разработку «дорожной карты» (с учетом объема оказанных электронных услуг, типа операций — B2B или B2C, а также выставленных и оплаченных / не оплаченных счетов)
  • Оценку налоговых рисков для иностранной организации и налогового агента в случае принятия иностранной организацией решения о снятии с налогового учета в России
  • Анализ необходимости постановки на учет для тех иностранных организаций, которые только планируют оказывать электронные услуги в адрес российских юридических лиц и ИП
  • Взаимодействие с Федеральной налоговой службой и/или Министерством финансов РФ по вопросам разъяснения нового порядка обложения НДС электронных услуг.
Прочие изменения по НДС

Законопроект расширяет перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС. К таким операциям относятся:
  • оказание бесплатных услуг по подключению к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования в домовладениях, которые принадлежат физическим лицам (пп. 22 п. 2 ст. 146 НК РФ)
  • оказание бесплатных услуг физическим лицам по передаче газа и его транспортировке по сетям, если такой газ используется для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориалах (пп. 23 п. 2 ст. 146 НК РФ).

При этом соответствующие суммы входящего НДС в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для целей осуществления вышеуказанных операций, могут быть приняты к вычету и не требуют восстановления (абз.1 пп.2 п. 3. ст. 170 НК РФ).


Новые правила расширяют / уточняют список операций, не облагаемых НДС:
  • Не будет подлежать обложению НДС реализация имущества и имущественных прав физическому лицу — налогоплательщику иностранной организацией, если такое физическое лицо являлось контролирующим лицом и (или) учредителем такой организации по состоянию на 31 декабря 2021 года в соответствии с п. 60.2 ст. 217 НК РФ. (пп. 39 п. 2 ст. 149 НК РФ)
  • Законопроект вносит изменения в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которыми освобождаются от обложения НДС операции финансирования участия в кредите (займе) в денежной форме, включая проценты по ним
  • Вносятся изменения в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которыми освобождаются от обложения НДС реализация драгоценных металлов в слитках и обработанных природных алмазов банками физическим лицам.

Ставка НДС 0% будет применяться к реализации необработанных и обработанных природных алмазов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ, банкам и иным организациям (если таким иным организациям реализуются необработанные природные алмазы) налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных камней (пп. 6.1 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Законопроект вносит изменения в пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ, в соответствии с которыми ставка НДС 0% также применяется к реализации в 2022 году судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в Российском международном реестре судов, при предоставлении в налоговые органы документов, указанных в ст. 165 НК РФ.

Авторы:
Вадим Ильин
Партнер
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения
Юлия Колесникова
Директор
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения
Алена Бодрова
Менеджер
Группа по оказанию услуг в области косвенного налогообложения
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, заполнив форму обратной связи, или отправьте запрос на тендер по электронной почте. Выберите подходящий вариант.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять