Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Назад на главную

Обзор автомобильного рынка РФ и потенциала развития рынка электромобилей

Март 2023 г.

Поделиться

Как меняется автомобильный рынок России, и что ожидает потребителей? Представляем результаты исследования Б1.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

РЫНОК НОВЫХ АВТО В РОССИИ

Показатели рынка новых автомобилей в РФ на данный момент находятся на уровне 1,6-1,7 млн (12 автомобилей на 1000 человек). Это верхняя граница европейской нормы для текущего уровня ВВП на душу населения.

Что касается спроса на автомобили, то здесь есть несколько сценариев.

Базовый сценарий

При базовом сценарии должны совпасть следующие условия: восстановление уровня ВВП и потребления в течение 3-5 лет до показателей 2021 года, наличие доступа к импортным компонентам из Китая и Азии, достижение объемов локальной сборки в 40-60% (от объемов 2021 года) и покрытие значительного спроса импортом (в переходный период). 

Оптимистичный сценарий

Оптимистичный сценарий рисует уровень спроса выше 1,8 млн к 2030 году. Уровень ВВП и потребления при этом должны восстановиться за 2-3 года. Также ожидается, что будет запущена локальная сборка, доступен импорт авто и компонентов, и программа локализации будет в процессе реализации. 

КАКИЕ БРЕНДЫ В ДОСТУПЕ У РОССИЯН

На сегодняшний день внимание потребителей сконцентрировано на российских и китайских брендах, а складские остатки ушедших с рынка производителей распродаются. 

До 2022 года на рынке была сформирована сбалансированная структура рынка по брендам, которая была стабильна последние несколько лет. Начиная со второго квартала 2022 года потребители адаптируются к новым реалиям, наращивая покупки автомобилей российских и китайских марок.

Причем продажи российских брендов в 2022 году преобладают – за 12 месяцев одна LADA взяла на себя 27% рынка проданных автомобилей; ГАЗ и УАЗ имеют по 6% и 5% рынка соответственно. Второе место делят между собой бренды китайских авто и Hyundai Group – их доли по 18%. Однако здесь стоит отметить, что продажи машин Hyundai Group снизились до 18% (с 23%) в начале 2022 года, тогда как в начале того же года продажи китайских машин на рынке не превышали 9%. 

ЭЛЕКТРОМОБИЛИ В РОССИИ

Касательно парка электромобилей в России стоит отметить, что наибольшее распространение он получил в регионах Сибири и на Дальнем Востоке: в Приморском крае уровень распространения достигает 13%, второе место делят Москва и Иркутская область с 11%. 

КЛЮЧЕВЫЕ КЛАСТЕРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ В РФ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ

Субъекты Дальнего Востока

  • Высокая доступность относительно дешевых моделей электромобилей, импортируемых из близлежащих Японии / Южной Кореи (например, Nissan Leaf).

Крупнейшие города (Москва, Санкт-Петербург)

  • Акцент со стороны правительств городов на развитие электродвижения (например, в Москве): субсидии на электромобили в такси и каршеринге, строительство сети электрозарядных станций и пр.
  • У жителей крупных городов обычно более значительный уровень доходов, что позволяет им покупать более дорогие импортные модели электромобилей.

Сибирские города (Новосибирск, Иркутск и пр.)

  • Близость к региональным ГЭС обеспечивает в ряде областей самый низкий на территории РФ уровень цен на электричество (1-1,5 руб./кВт∙ч по сравнению 
    с 4,5-5 руб./кВт∙ч в Москве), что увеличивает экономическую выгоду и делает целесообразной покупку электромобиля (даже несмотря на ограниченный запас хода зимой).

Для поддержки отрасли электрокаров в РФ планируется значительное субсидирование развития зарядной инфраструктуры. 23 августа 2021 года в РФ была принята концепция развития электротранспорта, которая включает в себя следующие меры:  

  • Стимулирование локального производства электромобилей, аккумуляторов и комплектующих
  • Субсидирование покупок электромобилей
  • Устранение регуляторных барьеров
  • Поддержка развития зарядной инфраструктуры. Цель: одна станция на 10 электрокаров в парке или через каждые 
    100 км автомагистралей
  • Развитие инфраструктуры для зарядки водородного транспорта: 1000 станций к 2030 году.

 

Также стоит добавить, что уровень развития зарядной инфраструктуры в России ниже, чем в других странах, развивающих электрификацию. Абсолютный лидер в этой отрасли – Норвегия, в которой насчитывается около 115 тысяч электрокаров и более трех тысяч публичных зарядных станций на млн человек.

На сегодняшний день есть две модели развития зарядной инфраструктуры – частная (превалирует в США с большим количеством частных домов) и публичная (характерно для Китая с высоким уровнем многоквартирных домов). 

Ожидается, что модель развития в России будет близкой к Китаю, то есть основное внимание будет сосредоточено на публичной инфраструктуре:

  • Центры электрификации – крупные города с большим количеством многоквартирных домов
  • Активное участие правительства на ранней стадии для создания необходимого минимума ЭЗС.