Фармацевтический рынок в России: работа с дистрибьюторами, аптечными сетями и каналом e-commerce в условиях перемен
2024 год
В октябре 2024 года Группа компаний Б1 опросила представителей фармацевтических компаний-производителей о том, как строится их работа с дистрибьюторами, аптечными сетями и e-commerce в условиях перемен. В исследовании приняли участие 27 крупнейших международных и российских участников рынка.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ С ДИСТРИБЬЮТОРАМИ
-
В 2024 году большинство компаний-производителей взаимодействовало менее чем с 10 дистрибьюторами в государственном и коммерческом сегментах
-
91% респондентов не планируют каких-либо существенных изменений шкалы бонусов / премий на 2025 год
-
В государственном сегменте российского рынка общепринятым остается срок оплаты в 61‒90 дней. В коммерческом сегменте рынка сроки вернулись к 91‒120 дням. Условия по предоплате становятся более распространенными
-
Самыми часто используемыми инструментами стимулирования дистрибьюторов, согласно респондентам, являются бонус за объем и скидка в связи с истекающим сроком годности
-
Большинство компаний продолжает определять размер бонусов за объем на поквартальной основе
-
Средний уровень запасов товара на складах фармацевтических дистрибьюторов составляет 31‒60 дней
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ С АПТЕЧНЫМИ СЕТЯМИ
-
Прямые контракты с аптечными сетями на поставку становятся более распространенной практикой. В 2024 году 78% опрошенных имели прямые контракты на поставку с аптечными сетями (57% в 2023 году[1])
-
Наиболее часто используемым инструментом поощрения аптечных сетей является бонус за объем в отношении безрецептурных препаратов. Данным инструментом пользуются 91% опрошенных компаний. Наиболее высокий процент бонуса (более 10% от товарооборота) доступен аптечным сетям также в отношении безрецептурных препаратов
-
Компании продолжают использовать отчеты МДЛП[2] в качестве инструмента дополнительной проверки отчетов аптечных сетей. Растет процент респондентов, которые планируют отказаться от отчетов аптечных сетей в пользу отчетов МДЛП
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ С E-COMMERCE
-
Более 70% опрошенных компаний имеют в качестве партнеров по e-commerce до 10 онлайн-площадок
-
Основными инструментами продвижения e-commerce, используемыми участниками опроса, являются акционные скидки, а также настройка поиска по конкурентам
76% компаний–респондентов положительно оценивают перспективы развития компании на фармацевтическом рынке РФ.
Показать сноски
-
[1] Количество и состав компаний, принявших участие в опросах 2023 и 2024 годов, могут отличаться
-
[2] МДЛП – мониторинг движения лекарственных препаратов
КОНТАКТЫ
Илья Ананьев
Партнер Б1
Руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора розничной торговли и потребительских товаров, агробизнеса, медико-биологической и фармацевтической отраслей, департамент аудиторских услуг
Связаться
Алина Лаврентьева
Партнер Б1
Руководитель группы по работе с клиентами медико-биологической и фармацевтической отраслей
Связаться
Анна Рувинская
Партнер Б1
Группа по оказанию услуг компаниям фармацевтической и медико-биологической отраслей
Связаться
Маргарита Толстая
Старший менеджер Б1
Группа по оказанию услуг компаниям фармацевтической и медико-биологической отраслей
Связаться