Изменение климата – одна из главных проблем современности, влияющая на экономическое и социальное благосостояние всех стран. Несмотря на то что об этом известно на протяжении нескольких десятилетий, общемировой объем выбросов СО2, ставших одной из основных причин климатических изменений, продолжает расти.
Однако наблюдения последних лет подтверждают, что развитие устойчивых практик, в том числе на государственном уровне, таких как внедрение климатического законодательства, создание условий для ограничения выбросов и применение наиболее современных технологий, способствует замедлению темпов роста или даже снижению объема выбросов СО2. В различных странах мира активно развивается законодательство, направленное на борьбу с глобальным изменением климата.
В этом исследовании рассмотрены лучшие актуальные примеры из практики передовых стран на пути к глобальной цели по углеродной нейтральности, направленные на митигацию рисков климатических изменений. Мы изучили опыт стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также некоторых других государств, вносящих существенный вклад в мировой объем выбросов парниковых газов, и проанализировали, как ведутся обновление нормативно-правовой базы, внедрениe систем торговли углеродными квотами и постановка целей по снижению воздействия на климат.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
Несмотря на многолетнюю работу по снижению антропогенного воздействия на изменение климата, общемировой объем выбросов СО2 продолжает расти.
-
Наиболее стремительный рост объема выбросов наблюдается в Китае: +1,5% ежегодно в течение последних 10 лет. Кроме того, эта страна является лидером по объему выбросов СО2 (30,9% общемирового объема). До 2005 года крупнейшим эмитентом были США, которые сегодня занимают 2-е место в мире (13,5%).
-
Для сокращения негативного воздействия на климат многие страны ставят перед собой цели по достижению углеродной нейтральности. На сегодняшний день те или иные климатические цели утвердили 150 стран мира. Большинство стремится к достижению углеродной нейтральности к 2050 году, однако некоторые государства планируют это сделать уже к 2035 году. 17% стран, озвучивших свои стремления по снижению выбросов парниковых газов, закрепили их на законодательном уровне.
-
Частой практикой является обновление целей путем публикации стратегических документов: в 2022 году такую стратегию приняла Индия, в 2021-м – Япония и Великобритания.
-
Одной из форм ограничения выбросов углерода является система их квотирования. На текущий момент существуют 28 действующих систем торговли квотами, две трети из которых носят региональный характер. Еще 20 находятся в стадии разработки и согласования. Крупнейшим рынком в этой области является система торговли квотами в Китае. При этом наиболее популярными отраслями квотирования во всем мире являются энергетика, промышленность и транспорт.
-
На сегодняшний день регулирование нефинансовой отчетности находится в стадии непрерывного обновления и развития. За последние годы было принято значительное количество как глобальных, так и национальных нормативно-правовых документов в области борьбы с изменением климата. Зоной роста остается создание нормативно-правовых актов, способствующих уменьшению гринвошинга[1].
-
Еще одной тенденцией в области климатического регулирования стала адаптация и внедрение новых стандартов ISSB. Подробный план имплементации стандартов уже опубликован в Китае и Австралии, а Япония, Великобритания, Канада, Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия и Нигерия заявили о своем намерении развивать данное направление.
МИРОВЫЕ ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА)[2], мировые объемы выбросов углекислого газа в результате сжигания топлива и производственных процессов в 2022 году выросли на 0,9%, или на 321 млн тонн, до рекордного уровня в 36,8 млрд тонн[3]. Этому увеличению выбросов предшествовали два года значительных колебаний в объеме выбросов, вызванных снижением спроса на энергию в результате пандемии COVID-19 в 2020 году и резким ростом выбросов после снятия ограничений в 2021 году.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СЕКТОРАМ ЭКОНОМИКИ
В 2022 году наибольший объем выбросов производился энергетической отраслью, а также сектором транспортных перевозок. В том же году объем выбросов CO2 увеличился в Северной Америке и Азии (исключая Китайскую Народную Республику), при этом сократился в Европе и Китае.
ЦЕЛИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ
Чтобы сократить и предотвратить увеличение выбросов CO2 и изменение климата, государства устанавливают соответствующие цели, разрабатывают политики и принимают законы. На диаграмме ниже представлены сценарии будущих выбросов парниковых газов.
150 стран мира уже поставили перед собой различные климатические цели: сокращение выбросов по сравнению с базовым годом, снижение выбросов до нуля или достижение углеродной нейтральности. Однако на данный момент в большинстве государств прогресс незначительный: 39% стран только обсуждают возможные цели, 35% обозначили цели в политическом документе. Законодательно закрепили цели по достижению углеродной нейтральности 17%, а достигли самопровозглашенных целей 3% стран.
83% стран, обсуждающих или поставивших цель достичь нулевого уровня выбросов, указали срок ее достижения до 2050 года.
СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ
Система торговли квотами (далее – СТК) является эффективным инструментом в борьбе с изменением климата, который мотивирует компании активнее двигаться в направлении энергоэффективности, инвестировать в «зеленую» экономику и стремиться к соблюдению целевых показателей по сокращению выбросов.
На текущий момент действуют 28 СТК, две трети которых носят региональный характер. Большинство СТК подобного типа приходится на Китай, США и Канаду. Кроме того, в мире действуют 10 национальных СТК и международная СТК Европейского союза. Еще 8 СТК находятся в стадии разработки и, как ожидается, будут введены в эксплуатацию в ближайшие несколько лет. Помимо этого, 12 стран и регионов в настоящее время обсуждают возможность ее поэтапного введения в будущем. Текущий размер действующих СТК позволяет охватить 17% от общемирового объема выбросов СО2, и в будущем ожидается рост доли охвата.
ВЫБРОСЫ CO2: ОБЗОР ПО СТРАНАМ
СТРАНЫ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА*
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) страдает от последствий изменения климата сильнее, чем остальные страны мира: температура здесь растет быстрее, а большинство стран в силу финансовых и иных ограничений не готовы к дальнейшему устойчивому развитию[4]. На долю АТР приходится 64% выбросов СО2 в мире.
Некоторые страны АТР уже предпринимают активные действия по снижению негативного воздействия на климат, разрабатывают национальные стратегии и дорожные карты, развивают программы «зеленого» финансирования и системы торговли квотами на выбросы углерода. Перечислим некоторые из них.
* Информацию по Японии, Мексике, Австралии читайте в полной версии исследования.
Китай
На сегодняшний день Китай является крупнейшим эмитентом выбросов парниковых газов в мире. По данным Our World in Data, общие выбросы СО2 в Китае в 2021 году составили почти 11,5 млрд тонн СО2 -экв, что составляет более 30% общемирового объема выбросов[5].
Основными источниками выбросов являются выбросы от сжигания угля (69%), нефти (15%), газа (7%), строительства (7%).
Китай стремится к достижению углеродной нейтральности к 2060 году, сперва достигнув пика выбросов парниковых газов к 2030 году. В 2021 году был принят План по достижению пика выбросов к 2030 году[6], согласно которому основными задачами по декарбонизации Китая являются:
- Переход на «зеленую» и низкоуглеродную энергию
- Снижение энергопотребления, сокращение выбросов и повышение эффективности
- Достижение пика выбросов в промышленности
С 2021 года в Китае действует система торговли квотами. Несмотря на то что требования применимы только для одной отрасли (энергетика), рынок является крупнейшим в мире по объемам.
14 апреля 2023 года Гонконгская фондовая биржа (HKEX) предложила сделать раскрытие в соответствии со стандартами МСФО (IFRS) S2 обязательным для котирующихся на бирже компаний. В рамках новых требований организации будут обязаны публиковать климатические показатели в следующих категориях:
- Управление изменением климата
- Стратегия трансформации и адаптации деятельности, а также последствия климатических рисков и возможностей
- Управление климатическими рисками
- Показатели и цели в области климата
В случае принятия предложения с 1 января 2024 года раскрытие климатических рисков станет обязательной частью ESG-отчетности, публикуемой с 2013 года компаниями – участницами HKEX.
США
США сохраняют второе место по объему выбросов парниковых газов среди всех стран мира. Объем выбросов в США практически не изменился с 1990 года, однако их доля в общемировом объеме сократилась на 40% за последние 20 лет и на текущий момент составляет 13,5%. Почти половину выбросов генерирует использование нефти (45%), на втором месте – газ (33%), на уголь приходится 20%.
США стремятся к достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Для этого ведется непрерывная разработка нормативно-правового регулирования в области климата в различных областях экономики.
В 2021 году были выпущены закон об уменьшении инфляции, высвобождающий деньги на энергетический переход, и закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места, обозначающий сумму вложений в чистые технологии. Региональная инициатива по парниковым газам (Regional Greenhouse Gas Initiative – RGGI) является первой обязательной рыночной программой ограничения выбросов углерода в США в энергетическом секторе. Она была разработана в 2009 году, и на текущий момент ее поддерживает 12 штатов. Также в США действует несколько региональных систем ограничения выбросов парниковых газов.
Россия
Совокупный объем выбросов парниковых газов и доля России в объеме мировых выбросов оставались практически неизменными последние 20 лет, однако в последние годы замечен рост концентрации СО2 в атмосфере[7]. Основным источником выбросов является энергетический сектор. На долю газа приходится половина всех выбросов СО2, следующими существенными источниками являются использование нефти (23%) и угля (22%).
Россия стремится к достижению углеродной нейтральности к 2060 году[8]. На данный момент создана нормативно-правовая база по снижению выбросов парниковых газов: Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 №296-ФЗ вступил в силу в конце 2021 года. Расчет выбросов парниковых газов ведется по национальной методологии в соответствии с приказами Минприроды №330 и №371.
В сентябре 2022 года на Московской бирже начались первые торги углеродными единицами. Цена первых единиц составила 1000 рублей за штуку. Пока в обороте будут участвовать углеродные единицы, выпущенные на добровольной основе, но уже формируется обязательный рынок в рамках эксперимента по ограничению выбросов на Сахалине, первые торги которого состоятся в 2025 году.
Раскрытие климатической информации пока не является обязательным для российских компаний.
СТРАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Европейский союз занимает третье место среди крупнейших эмитентов парниковых газов в мире с учетом совокупного вклада 27 стран-участниц. Объем выбросов в 2021 году составил более 3,5 млрд тонн СО2. Почти половина выбросов ЕС приходится на выбросы от использования нефти и нефтепродуктов (43%), существенную долю также занимают выбросы от использования газа (28%) и угля (25%).
Европейский союз стремится к достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Для этого ведется непрерывная разработка и совершенствование нормативно-правового регулирования в области климата. Основным шагом является европейская «Зеленая сделка» – набор инициатив, направленных на обеспечение климатической устойчивости экономики ЕС.
С 2024 года компании будут обязаны применять обязательные правила Директивы корпоративной отчетности устойчивого развития (CSRD). В соответствии с ними требуется обязательное внешнее заверение нефинансовой информации. На территории ЕС действует крупнейший по выручке рынок торговли квотами на выбросы СО2. Он начал действовать в 2005 году и покрывает такие отрасли, как энергетика, авиатранспорт и промышленность, общий объем выбросов которых составляет около 38% от всех выбросов в регионе.
В рамках европейской «Зеленой сделки» и пакета климатической программы Fit fоr 55 был разработан механизм пограничной углеродной корректировки[9], который официально вступил в силу в мае 2023 года, и с 1 октября этого же года начинается переходная фаза. Регулирование представляет собой налог на импорт углеродоемких товаров на территорию ЕС, расчет стоимости которого производится с учетом выбросов от производства (СВАМ).
Финляндия
Объем парниковых выбросов в Финляндии сократился на 35% за последние 30 лет, доля в общемировом объеме также уменьшилась более чем вдвое.
Финляндия стремится к углеродной нейтральности к 2035 году. Данная цель представляется достижимой, поскольку больше трети энергии в стране производится на атомных электростанциях. Следующими шагами на пути к углеродной нейтральности являются:
- Развитие возобновляемых источников энергии (в частности, ветряной генерации)
- Декарбонизация транспортной отрасли
- Снижение углеродного следа строительства
- Повышение энергоэффективности текущего жилищного фонда[10]
Цели по достижению углеродной нейтральности к 2035 году определены Законом о климате Финляндии 2022 года. Климатическая политика состоит из долгосрочного климатического плана, национального плана по адаптации к последствиям изменения климата и пр.
При этом в Финляндии отсутствует собственный углеродный рынок, страна входит в систему торговли квотами ЕС.
Германия
Германия является лидером по объему выбросов среди стран Европейского союза – на ее долю приходится почти четверть всех выбросов ЕС и 1,8% общемирового объема выбросов. За последние 30 лет объем сократился почти на 36%, что несколько ниже запланированных 40% к 2020 году.
Германия стремится к достижению углеродной нейтральности к 2045 году, сперва сократив к 2030 году выбросы на 55% по сравнению с 1990 годом. Для этого разрабатывается актуальное законодательство в области климата и защиты окружающей среды. Программа действий в области изменения климата – 2030 определяет деятельность страны по достижению климатических целей для всех областей экономики (промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и т. д.).
Собственная система торговли квотами на выбросы углерода в таких отраслях, как отопление и транспорт, была запущена в 2021 году.
Австрия
Объем выбросов парниковых газов в Австрии практически не изменился за последние 30 лет, однако незначительно снизилась доля в общемировых выбросах: с 0,27% в 1990 году до 0,17% в 2021-м.
Австрия стремится к 2030 году производить безуглеродные электро- и тепловую энергии, к 2035 году перестать продавать автомобили с углеродным следом и к 2040 году стать полностью углеродно-нейтральной страной. Согласно долгосрочной стратегии развития Австрии, основными национальными целями являются:
- Декарбонизация
- Повышение энергоэффективности
- Энергобезопасность
- Развитие внутреннего энергетического рынка
- Развитие и повышение конкурентоспособности технологий[11]
СТРАНЫ, НЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К РЕГИОНАМ АТР И ЕС
Великобритания
За последние 30 лет общий объем выбросов СО2 в Великобритании сократился почти вдвое. Доля государства в объеме мировых выбросов составляет менее 1%. Основным источником выбросов, как и в большинстве развитых стран, является сжигание топлива (газ – 46% от общего объема выбросов, нефть – 44%).
Климатическое регулирование активно развивается в стране уже на протяжении 20 лет, основным нормативным документом является стратегия изменения климата на 2021–2024 годы, определяющая цель по достижению углеродной нейтральности к 2050 году.
С 2022 года, помимо нефинансовой информации, для компаний является обязательным раскрытие климатических рисков в соответствии с рекомендациями TCFD.
С 2021 года в стране действует собственная система торговли выбросами (ранее Великобритания входила в рынок СТК ЕС). Требования системы распространяются на углеродоемкие сектора промышленности, энергетическую и авиационную отрасли.
Швейцария
Снижение выбросов в Швейцарии составило около 20% за последние 30 лет. В 2021 году была разработана стратегия устойчивого развития до 2030 года, определяющая цели в трех приоритетных областях[12]:
- Устойчивое потребление и производство
- Климат, энергия и биоразнообразие
- Равные возможности и социальное единство
Согласно стратегии, углеродная нейтральность должна быть достигнута не позднее 2050 года.
С 2023 года в Швейцарии действуют требования по нефинансовому раскрытию для крупных публичных компаний. Ожидается, что большинство компаний будут придерживаться требований TCFD при раскрытии климатических рисков.
С 2008 года в стране действовал углеродный рынок, который в 2020 году был совмещен с СТК ЕС.
Казахстан
Объем выбросов парниковых газов в Казахстане рос до 2018 года, после чего начал свое снижение; на текущий момент доля Казахстана составляет менее 1% от общего объема выбросов в мире. Основными источниками выбросов является потребление угля (65%), нефти (15%) и газа (10%).
Казахстан стремится к 2030 году снизить выбросы как минимум на 15% по сравнению с 1990 годом и достигнуть углеродной нейтральности к 2060 году.
В 2021 году в стране утвержден национальный проект «Зеленый Казахстан» с целью создания благоприятной среды для проживания населения и улучшения экологической ситуации. Сроки реализации проекта – 2021–2025 годы.
С 2024 года планируется введение обязательной ESG-отчетности для компаний финансовой отрасли. В апреле 2023 года было опубликовано Руководство по раскрытию информации в области экологического, социального и корпоративного управления для банков и других финансовых организаций. Данный документ опирается на международную практику нефинансовой отчетности, в том числе стандарты GRI, SASB, TCFD, ISSB, IIRC29.
Казахстан является единственной страной ЕАЭС, в которой с 2013 года работает система торговли выбросами. Система на текущий момент покрывает более половины выбросов в стране.
Индия
Индия является страной со стремительно растущим объемом выбросов парниковых газов на протяжении последнего десятилетия и еще более динамично увеличивающейся долей в объеме мировых выбросов СО2, хотя эта доля все еще остается достаточно низкой. Активную деятельность по борьбе с изменением климата страна начала только в 2020-х годах. Так, в августе 2022 года вступила в действие долгосрочная стратегия низкоуглеродного развития Индии, закрепляющая климатические цели: достижение углеродной нейтральности к 2070 году и снижение удельных выбросов на 45% к 2030 году по сравнению с 2005 годом.
Еще через год, в июне 2023 года, была опубликована политика в области «зеленого» водорода, содержащая руководящие принципы по производству экологически чистого водорода и программу стимулирования производства электролизеров.
Правительство Индии стремится производить 5 млн метрических тонн «зеленого» водорода в год к 2030 году, стать энергетически независимым государством к 2047 году и достичь нулевых выбросов к 2070 году.
В 2023 году вступило в силу руководство «Отчет о деловой ответственности и устойчивом развитии Индии», устанавливающее требования по предоставлению отчетности по количественным показателям, связанным с устойчивым развитием, и по более общим качественным характеристикам в сфере корпоративного управления для компаний, листингующихся на Индийской бирже ценных бумагах[13].
В разработке находится проект по созданию системы торговли квотами в Индии[14]. В декабре 2022 года были приняты поправки в закон об энергосбережении 2001 года, устанавливающие правовую основу для создания внутреннего углеродного рынка. Ожидается, что добровольный рынок начнет функционировать в 2023 году.
Показать ссылки
-
[1] Гринвошинг – безосновательное позиционирование компании, товара или услуги на рынке в качестве «экологичных»
-
[3] Оценка основана на подробном анализе МЭА по регионам и видам топлива, включающем последние официальные национальные статистические данные и общедоступную информацию об использовании энергии, экономических показателях и погоде
-
[4] https://www.unescap.org/sites/default/d8files/event-documents/ESCAP_79_2_R.pdf
-
[6] https://en.ndrc.gov.cn/policies/202110/t20211027_1301020.html
-
[7] https://www.rbc.ru/economics/27/03/2023/641d57ef9a794746fceeff72
-
[9] The EU Carbon Border Adjustment Mechanism Explained (earth.org)