Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Назад на главную

Тренды транспортного сектора

Январь 2023 г.

Поделиться

В 2022 году мы наблюдали интенсификацию инвестиций в инфраструктурные проекты, способные дать импульс развитию экономики и социальной сферы.

ЦИФРЫ. ФАКТЫ. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

ФАКТОРЫ СДЕРЖИВАНИЯ РОСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

  • Недостаточные мощности Восточного полигона
  • Дефицит кассетных подшипников
  • Рост стоимости запчастей


ПРОБЛЕМА «УЗКИХ МЕСТ»

  • Износ инфраструктуры и низкая пропускная способность
  • Мощностей магистралей Транссиб и БАМ не хватает для освоения новых месторождений и обеспечения растущего объема транзитных перевозок


ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК ОТ РЖД

  • Реализация второго этапа развития Восточного полигона
  • Результат новой методики расчета оптимального числа грузовых вагонов, работающих на путях общего пользования – лишний парк в 170 тыс. вагонов (13%) замедляет продвижение грузов по железной дороге
  • Использование путей предприятий промышленного железнодорожного транспорта для хранения лишних вагонов


ТЕНДЕНЦИИ

  • Уменьшение экспортных потоков в западном направлении вызвало снижение погрузки почти всех видов грузов кроме нефти, стройматериалов и черных металлов
  • Переориентация экспортных перевозок из стран Европы в Азию, а импортных – в Китай, Индию, Турцию
  • Из-за санкционного давления снижаются железнодорожные перевозки в северо-западном (-21%) и южном (-10%) направлениях[1]
  • Снижение ставок аренды в связи с высвобождением парка и с учетом перестройки логистических цепочек[2]


ПРОГНОЗЫ

  • Сокращение объемов вагоностроения в 2022 году на 20-28%, лидерами производства являются хоппер-дозаторы и полувагоны[3]
  • Ускорение сокращения погрузки и рост профицита вагонов
  • Возможное развитие инфраструктуры пограничных переходов в Китай, Казахстан и Монголию – строительство 3000 км железных дорог в течение следующих восьми лет (предложение Минтранса)

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА АВТОПЕРЕВОЗОК

  • С марта по апрель 2022 года произошел спад продаж грузовиков-иномарок и отечественных грузовиков на 48% и 36% соответственно
  • В апреле в топ-5 марок грузового рынка, лидирующих по количеству проданных машин, вошли два китайских бренда: Shaanxi (на 514% выше продаж прошлого года) и Howo (прирост на 183,5%). Позднее произошел рост доли продаж китайских грузовых автомобилей с 25% в мае до 40% в июне 2022 года[4]
  • К концу 1 полугодия 2022 года произошло частичное восстановление предложения на рынке грузовых авто и спецтехники за счет замещения европейских и американских марок китайской техникой
  • Сложности с поставками привели к дефициту запчастей, из-за чего цены в моменты увеличивались в шесть раз (в целом запчасти подорожали на 30%[5])
  • Автодоставка из ЕС подорожала на 350-500%[6]. Сложнее найти рефрижераторы, есть проблемы с доставкой даже неподсанкционных товаров, например, продуктов питания и лекарств, растет себестоимость товаров


КАК РАБОТАЕТ ГОСПОДДЕРЖКА

  • Государственные гранты, субсидии, льготные кредиты
  • Частичная отмена весогабаритного контроля – отсутствие необходимости получения разрешения на перевозки в случае, если грузоподъемность транспорта превышена менее чем на 10% от заводских установок (ранее этот порог был ограничен до 2%)
  • Отказ от повышения тарифов «Платона»


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

  • Сдерживание роста цен на топливо
  • Ускоренное прохождение таможни
  • Разработка логистических коридоров на Востоке
  • Временное снижение тарифов за платный проезд

АВИАПЕРЕВОЗКИ

ОБЪЕМ ВНУТРИРОССИЙСКИХ ПЕРЕВОЗОК УЖЕ ПРЕВЫСИЛ ДОКОВИДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, НО ИЗ-ЗА САНКЦИЙ ПРОДОЛЖАЕТ СОКРАЩАТЬСЯ ЗАГРУЖЕННОСТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ РЕЙСОВ

  • Введение санкций на полеты российских авиакомпаний по международным линиям и ограничения полетов над южными регионами РФ болезненно ударили по показателям восстановления отрасли
  • Открытых объективных данных по объемам перевозок нет, но в целом, по сравнению с предыдущим годом, падение за первые восемь месяцев составляет 12%[7]
  • Выручка аэропортов зависит от региона: тяжелее всего южным аэропортам, в московском авиаузле также наблюдается падение, а в Сибири рост
  • Организация Объединенных Наций (ООН) рекомендовала всем миротворческим и политическим миссиям не использовать зарегистрированные на территории России самолеты и вертолеты. Сегодня авиапарк ООН примерно на 22% состоит из российских судов[8]
  • До 2030 года парки российских авиакомпаний должны пополнить более тысячи отечественных самолетов. С 2025 года начнутся коммерческие поставки модели МС-21. Однако за девять месяцев 2022 года отмечается сокращение производства гражданских самолетов с 28 до 16 ед.[9]

КАК ИЗМЕНИЛСЯ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК В 2022 ГОДУ

ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ САНКЦИЙ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЛИ ЗАПРЕТ ПЕРЕЛЕТОВ И ПОСТАВКУ КОМПЛЕКТУЮЩИХ И ЗАПЧАСТЕЙ В РФ, ВЫХОД ИЗ ДОГОВОРОВ ПО ЛИЗИНГУ И СТРАХОВАНИЮ, СЕРТИФИЦИРОВАНИЮ И РЕМОНТУ, МНОГИЕ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ СОКРАТИЛИ КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕЛЕТОВ, А В ПОСЛЕДСТВИИ СТАЛИ ПЕРЕОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ[10].

  • Авиакомпания «Волга-Днепр», осуществлявшая 47% перевозок на российском рынке, потеряла существенное количество заказов
  • ПАО «Аэрофлот» снизил свой грузооборот на 13,8%
  • Авиакомпания «Сибирь» увеличила объемы внутренних перевозок до 26,9%, а авиаперевозчик «Аврора» улучшила свои показатели до 25,1%. Это произошло за счет увеличения нагрузок на отечественные логистические компании, которые стали работать по программе импортозамещения
  • Перевозки грузов в Калининград воздушным транспортом увеличились в несколько раз
  • Российские перевозчики перестраиваются на азиатское направление и на Восток
  • Авиация разгружает терминалы портов Дальнего Востока и перевозит грузы, отправленные из КНР
  • На международном рынке лидируют Китай и Турция. Они быстро заняли нишу, образовавшуюся после ухода российских перевозчиков. Увеличила число грузовых рейсов и авиация Индии

МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОСУБСИДИРУЕТ МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ МЕЖДУ КАЛИНИНГРАДОМ И ДРУГИМИ РЕГИОНАМИ

На эти цели в 2022 году выделено свыше 1,34 млрд рублей. По льготному тарифу суммарно до конца декабря в обе стороны должно быть перевезено около 900 000 тонн грузов: нефти, нефтепродуктов, угля, цемента, торфа, строительного кирпича, а также автомобилей и мебели. Субсидии должны быть распределены между российскими судоходными компаниями[11].

ТЕНДЕНЦИИ В МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ

  • Переориентация грузоперевозок: регулярные морские торговые перевозки в Индию и КНР. Первая партия грузов из России через Иран прибыла в Индию по строящемуся транспортному коридору «Север-Юг»
  • Вопрос сотрудничества с верфями Ирана, Бразилии и Индии для строительства крупнотоннажных судов
  • Развитие новых или непопулярных транспортных коридоров (например, МТК «Север – Юг»)
  • Появление новых частных судоходных компаний, обслуживающих порты Китая и Дальнего Востока, Индии, Вьетнама, Голландии, ОАЭ и др.

ПОРТЫ

Порт Санкт-Петербург

  • Практически не осталось регулярных контейнерных морских линий
  • Резко снизился грузооборот
  • Часть перевозок переориентирована на Новороссийск и Турцию
  • Строительство в порту Бронка белорусского порта
  • Переориентирование на Санкт-Петербург около 20 млн тонн белорусских грузов: минеральные удобрения, лесные и накатные грузы, контейнерные перевозки

Порт Новороссийск

  • Основной грузопоток из Турции
  • Порт принимает суда небольшого числа морских линий после ухода глобальных перевозчиков, в основном это морские линии, соединяющие Турцию и РФ
  • Рейсы из Китая, ОАЭ, Италии, Израиля
  • Экспортные перевозки работают слабо, это связано с санкциями и отказом внешних перевозчиков брать товар из РФ

Порты Дальнего Востока

  • Рост импорта контейнеров в 1,5 раза
  • FESCO и SINOKOR заняли лидирующее положение
  • Рост числа небольших частных перевозчиков, которые курсируют между портами Китая и Владивостоком

РОССИЙСКИЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ РЫНОК ОЖИДАЕТ ПОТЕРИ 37,5–66% КОНТЕЙНЕРНОГО ПАРКА

  • Временно приостановили отправку грузов на российском направлении датская компания Maersk, швейцарская MSC, французская CMA CGM, немецкая Hapag-Lloyd, сингапурская Ocean Network Express. Контейнеры зарубежных игроков были задействованы в международных и внутренних перевозках на железнодорожном и автомобильном транспорте
  • Собственным производством потери заместить невозможно (по оценкам участников контейнерного рынка потребуется заместить от 200 000 до 300 000 контейнеров – столько приходится на ушедшие линии). В России выпускается 10 000 контейнеров в год, а для покупки в Китае потребуется до 1,4 млрд долларов США
  • Одно из возможных решений проблемы – обеспечение благоприятных условий для компаний Юго-Восточной Азии
  • Другое решение – размещение прямых заказов на производство контейнеров в Китае. КНР выпускает 97% мирового объема контейнеров и за два-три месяца может произвести необходимый для России объем, на что может потребоваться от 0,8 до 1,4 млрд долларов США. Для привлечения новых азиатских компаний предлагается ввести гарантии и покрытие рисков, а также отменить штрафы за сверхнормативное нахождение контейнеров в стране и другие ограничения[12]

ПОТОЛОК ЦЕН НА НЕФТЬ

ПРОГНОЗЫ ДЛЯ РОССИИ

  • С 5 декабря 2022 года ограничения запрещают европейским компаниям предоставлять услуги по транспортировке российской нефти по цене выше 60 долларов США без учета доставки и страхования
  • Первые последствия этой новой реальности проявятся весной, более долгосрочные, касающиеся объемов российской нефтедобычи и доли нефтегазовых доходов в бюджете, к концу 2023 года
  • Нефтегазовые поступления на ближайшие три года были в проекте бюджета определены Минфином в размере 8 трлн рублей из расчета цены 62 доллара США за баррель сорта Urals. В 2020 году бюджет РФ функционировал и при куда более низких ценах. То есть Urals может торговаться на уровне лимита в 60 долларов США, и основных угроз бюджетным доходам эксперты не прогнозируют, хотя потолок цен не позволит получать сверхдоходы
  • Однако, хотя формально объем нефтегазовых доходов снизится незначительно, эти ограничения могут негативно отразиться на всей остальной экономике России — на объеме потенциальных внутренних инвестиций, зарплатах, потреблении (снизятся все прочие налоговые базы и вслед за ними нефтегазовые поступления не только в федеральный бюджет, но и в регионы)
  • Тем не менее, падение нефтяных доходов создает угрозу девальвации рубля, но учитывая валютные ограничения и резкое падение импорта, платежный баланс у России пока еще достаточно сильный, что поддерживает устойчивость рубля
  • Ценовой потолок не учитывает стоимость фрахта судна, транспортировки, страхования и таможенного оформления: счета за эти услуги должны выставляться отдельно и соответствовать «коммерчески обоснованным ставкам»: регуляторы должны видеть, сколько составила именно цена покупки нефти и сколько стоят связанные с этим услуги, причем последние не должны быть завышенными, то есть не должны маскировать более высокую реальную цену сырья

ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ТАНКЕРОВ

  • 5 декабря 2022 года российские порты Балтийского моря покинули два европейских танкера с общим грузом до 1 млн баррелей. Cape Bella V и Dugi Otok вышли из Усть-Луги и взяли курс, очевидно, в Азию. Первый танкер указывает транзитной точкой пролив Гибралтар, а второй — египетский Порт-Саид. Оба судна ходят под европейскими флагами и принадлежат компаниям из стран ЕС (Кипру и Хорватии соответственно)
  • Всего у берегов Европы находятся не менее 43 танкеров, которые покинули балтийские порты Усть-Луга, Приморск, Высоцк и Мурманск в течение последних двух недель перед вводом ограничений. Их общий груз может составлять более 21 млн баррелей, 38 из них направляется в Азию
  • 5 декабря в балтийских портах продолжилась отгрузка нефтепродуктов. Четыре танкера повезли из Санкт-Петербурга, Приморска и Усть-Луги около 800 тыс. баррелей в Бельгию, Германию и Францию. Эмбарго на нефтепродукты вступит в силу в странах ЕС с 5 февраля 2023 года
  • «Теневой флот танкеров» насчитывает более тысячи судов, дедвейт половины из которых составляет 51 тыс. тонн (более 350 тыс. баррелей). Неизвестные компании скупили на рынке 393 танкера, это 43% всех сделок по перевозящим нефть судам в этом году. При этом количество самих неизвестных покупателей исчисляется сотнями
  • В 2021 году поставки нефти и нефтепродуктов из России в страны G7 и ЕС принесли в бюджет 110 млрд долларов США, (70% от совокупного экспорта этих товаров на мировой рынок), а в сентябре текущего года европейское направление обеспечило только 24% объема поставок – фактически переориентация на Азию уже произошла
  • Из России в Азию идет Urals (морем), а также ESPO (по трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан»). Как и на поставки нефти в Венгрию, Чехию и Словакию по трубопроводу «Дружба», на эти поставки санкции не наложены

Показать источники

Автор

Ольга Архангельская

Ольга Архангельская

Партнер Б1

Руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, гостиничного бизнеса и строительства, государственного и транспортного секторов

Связаться