Сегодня наиболее прогрессивные города формируют инфраструктуру, отвечающую запросам отдельно взятого жителя. Создание и поддержание комфортной городской среды устанавливает позитивную динамику развития человеческого капитала, который, в свою очередь, становится двигателем ключевых отраслей экономики.
Исследование Группы компаний Б1 анализирует разные параметры городской среды в мегаполисах по всему миру и позволяет оценить доступность инфраструктуры для горожан, сопоставить уровень развития городской среды этих городов, а также зафиксировать успешный опыт. В аналитическую выборку были включены 10 крупных мегаполисов из разных регионов мира – Москва, Сеул, Шанхай, Токио, Дубай, Стамбул, Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Рио-де-Жанейро.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
Доступность жилья. Берлин и Сеул – города c наиболее доступной арендой жилья (арендный платеж на уровне 30‒35% от среднего дохода в месяц). Быстрее всего накопить на покупку жилья можно в таких городах, как Берлин и Дубай: на это уйдет около 7‒8 лет, в то время как в других городах этот показатель до 1,5‒3 раз выше. В Москве отсутствует налог на покупку жилья для покупателя, так как его платит продавец – получатель дохода. Налог на имущество выплачивается во всех городах, кроме Дубая
-
Разнообразие объектов досуга, культуры и развлечений. Москва занимает 1-е место по числу музеев (420 ед.) и уступает лишь двум мегаполисам по количеству театров – Сеулу (440 ед.) и Нью-Йорку (640 ед.). В Москве и Рио-де-Жанейро открыты самые крупные концертные залы (вместимость до 8,5 тыс. чел.). Самый крупный стадион, в котором проводятся концерты, расположен в Лондоне (вместимость – 90 тыс. чел.). Города в Азии – Токио, Сеул и Шанхай – лидируют по числу общественных точек питания. Это обусловлено численностью населения и региональными особенностями – большим числом точек стритфуда (показатель в 6,5 раз выше, чем в прочих рассматриваемых городах)
-
Развитость общественного транспорта. Нью-Йорк занимает 1-е место по числу станций метро на 1 человека. При этом самый большой пассажиропоток – в Шанхае (3,7 млрд чел. в год). Метро активно развивается и в Москве: в 2023 году открыто самое большое кольцо в мире, кроме того, строятся 3 новые ветки. Самая высокая стоимость проезда зафиксирована в Лондоне. Поездка туда-обратно обходится в 10% от среднего уровня дохода в день. Самый доступный проезд – в Сеуле, Шанхае и Дубае (чуть более 2%). Лондон лидирует по количеству международных аэропортов (6 ед.). Второе место делят между собой Москва, Токио и Берлин (4 ед.). Дубай стал лидером по числу машин на 1000 человек
-
Доступность высшего образования и здравоохранения. Больше всего медицинского персонала в Токио (более 17 тыс. чел. на 1 млн жителей). Сеул незначительно опережает столицу Японии по числу больничных коек (более 9 тыс. ед. на 1 млн чел.). Почти во всех городах оказываются бесплатные медицинские услуги; исключением стал Нью-Йорк, где вся медицина функционирует на платной основе. С большим отрывом Москва лидирует по числу образовательных учреждений – их более 200 ед. Наиболее доступное платное образование можно получить в Берлине, Токио и Москве (10, 20 и 26% от дохода в год соответственно)
-
Состояние рынка труда. В Дубае отсутствует подоходный налог, что увеличивает приток рабочей силы в данный регион. В Стамбуле же этот показатель превышает 20%. В среднем по исследуемым городам эффективная ставка налога варьируется от 10 до 14%. Наибольшая продолжительность рабочей недели отмечена также в Дубае (50 часов). За ним следуют Стамбул и Шанхай (45 часов). Доля жителей, работающих более 50 часов в неделю, выше всего в Дубае, Стамбуле и азиатских городах. Нью-Йорк – город с самым высоким средним уровнем дохода в месяц, выраженным в условных единицах. Наиболее низкие показатели – в Рио-де-Жанейро и Стамбуле
-
Доступность и востребованность коммерции. Шанхай лидирует по числу объектов офисной недвижимости класса А, в то время как уровень вакантности офисных площадей данного класса наиболее низкий в Токио. В Берлине офисы также пользуются высоким спросом (вакантность ‒ 4%), но при этом предлагают самые просторные рабочие места (8,7 м2 на чел.). В Сеуле больше всего вакантных площадей в ритейле (19%). Самый низкий показатель в этой сфере – в Токио (4%). На рынке складской недвижимости по объему предложения лидирует Москва (28,6 млн м2) с рекордным показателем вакантности в 0,7%
ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛЬЯ
Исторические факторы
К примеру, в Берлине во второй половине ХХ века в обществе закрепилось восприятие аренды как более дешевого и стабильного выбора. В то же время в Москве доходные дома были упразднены в 1917 году, а во время СССР коммерческая аренда жилья была запрещена, квартиры выдавались в порядке очереди от государства или работодателя.
Уровень защиты прав арендаторов
Например, в Лондоне арендодатель не может разорвать договор аренды, не учитывая прописанные условия (например, оговоренный срок уведомления – notice period), при отсутствии грубых нарушений договора аренды. А арендная плата не может быть увеличена выше «честного и разумного» уровня. В Берлине регламентируется диапазон роста и периодичность пересмотра арендных платежей.
Паттерны поведения
Аренда более распространена в тех городах, где горожане не спешат после школы сразу поступить в вуз и получить высшее образование, позже выходят на работу и, соответственно, медленнее копят средства на первоначальный взнос. Стимулирует спрос на арендное жилье и высокая мобильность специалистов.
Доступность арендного жилья для пенсионеров
Возможность покрыть оплату арендных платежей после выбытия из трудоспособного возраста пенсионными выплатами, а также развитая система домов престарелых (Токио, Лондон, Берлин) снижают потребность в покупке жилья. В городах, где разница между средним уровнем пенсии и средней стоимостью аренды значительна, молодые люди уже в возрасте 25‒30 лет начинают задумываться об обеспечении себя жильем «на будущее».
Льготные программы
Спрос на покупку жилья в городах может регулироваться правительством при помощи налоговых льгот или субсидирования ипотеки.
Социально-экономические и психологические причины
Покупка жилья может рассматриваться жителями городов в качестве механизма защиты от инфляции, потому что номинальный размер ипотечных платежей будет фиксирован, а сумма арендных платежей, подверженных внешним факторам, в большинстве случаев будет расти.
ТРАНСПОРТ
Модернизация транспортной инфраструктуры отражает вектор технологического развития передовых стран мира. Среди проводимых мероприятий можно выделить основные тенденции, в рамках которых происходят изменения:
- Интеграция разных видов рельсового транспорта в единую систему – метро, городские и пригородные поезда, легкое метро, монорельс (Сеул, Токио, Берлин, Москва, Нью-Йорк)
- Повышение уровня комфорта. Например, регулирование климат-контроля внутри вагонов (Токио, Дубай, Москва), наличие более теплых или прохладных вагонов (Токио), вагонов повышенной комфортности (Дубай)
- Автоматизация управления и запуск беспилотных составов поездов (Шанхай, Дубай, Лондон)
- Вариативность способов оплаты в зависимости от частоты использования транспорта, количества пересадок и длительности поездки. В некоторых городах цена за проезд фиксирована (Москва), в иных зависит от расстояния (количество станций – Стамбул, количество транспортных зон – Лондон, Берлин). В городах внедряются системы бесконтактной оплаты – например, оплата при помощи биометрии (Москва)
- Увеличение скорости передвижения: использование траволаторов в переходах (Сеул), повышение частоты движения поездов (Москва), запуск экспресс-поездов, объезжающих часть станций (Нью-Йорк)
ДОСУГ, КУЛЬТУРА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
На развлекательную индустрию влияет ряд факторов, которые обусловлены как развитием современного общества, так и влиянием глобальных процессов. В связи с высокой потребностью людей в организации своего досуга во времена пандемии COVID-19 значительно возросла роль мероприятий в онлайн-формате.
Классические объекты досуга также развиваются и привлекают посетителей за счет использования инноваций. Растет роль геймификации в познавательной деятельности. Музеи активно внедряют игровые форматы изучения экспонатов (Москва, Нью-Йорк, Дубай, Лондон, Токио, Сеул, Шанхай).
Большой интерес на сегодняшний день вызывают уникальные и необычные мероприятия. Принцип иммерсивности и полного погружения в процесс высоко ценится среди посетителей музеев, театров и экскурсий (к примеру, тематические парки, представляющие историческое наследие, культуру и традиции места расположения (Москва, Лондон, Берлин)).
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА
Пандемия COVID-19 сильно повлияла на рынок труда, сформировав ряд тенденций, которые остаются актуальными до сих пор. Гибридный формат работы распространен уже практически повсеместно и продолжает охватывать все новые сферы.
Тем не менее в некоторых регионах, в особенности на азиатском рынке, компании все чаще возвращаются к классическому формату работы из офиса. Кроме того, растет доля внештатных сотрудников и самозанятых людей.
Помимо заработной платы, приоритетом для работников являются элементы дополнительной мотивации (доступ в фитнес-зал, медицинская страховка, бесплатные консультации и т. д.). Все чаще специалисты при выборе места работы обращают внимание на наличие у компании стратегий по устойчивому развитию и экологических программ.
Рынок труда претерпевает дополнительные изменения на фоне достижения трудоспособного возраста представителями поколения Z (рожденными в период с середины 1990-х и в 2000-е). При поиске работы они стараются избегать рутинных задач, ценят личный комфорт, стремятся приносить пользу. Работодатели, в свою очередь, перестраивают процесс найма сотрудников, создают более творческую среду и меняют взаимоотношения между руководителями и сотрудниками.
Трансформация рынка труда приводит к появлению новых специальностей в области искусственного интеллекта и машинного обучения, информационной безопасности, цифровой трансформации, робототехники и больших данных. Искусственный интеллект уже используется во многих отраслях, однако его внедрение связано не с попыткой замены человеческого труда, а с модернизацией и улучшением рабочих процессов. Также стоит отметить, что во многих странах наблюдается тенденция сокращения численности населения и роста дефицита рабочей силы. Применение современных технологий сможет компенсировать нехватку трудоспособного населения.
КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
Трансформационные тенденции прослеживаются в последние годы и в коммерческой недвижимости, связаны они с технологическими и цифровыми инновациями, продвижением стандартов устойчивого развития, а также изменениями паттернов поведения жителей. Толчком для них стали ограничения, в т. ч. на передвижение, которые вводились в 2020 году.
Конкуренция за квалифицированные кадры становится одним из драйверов развития форматов со смешанными пространствами. Современный офис включает не только рабочие места с переговорными, но и зоны для отдыха и общения. Повышение комфорта, в свою очередь, способствует росту производительности труда. К трансформации офисов также приводит переход компаний на гибридный формат работы.
При строительстве новых офисов особое внимание уделяется гибкой архитектуре, устойчивости и экологичности здания, а также его удобному расположению. Кроме того, наблюдается рост количества многофункциональных комплексов, объединяющих в себе офисы, торговые площади, жилье и апартаменты. Данный подход позволяет гармонично сочетать работу и отдых.
На фоне популяризации онлайн-платформ торговые пространства переформатируются и объединяют функции физических продаж с виртуальными решениями (например, интерактивные примерочные). Изменения затрагивают и формат офлайн-магазинов, где используются нестандартные дизайнерские решения, вводятся элементы геймификации, создаются зоны отдыха и ожидания, проводятся различные мероприятия (Москва, Нью-Йорк, Лондон). Кроме того, отмечается тенденция роста популярности локальных брендов, которые становятся новыми арендаторами торговых помещений (Москва, Сеул). Стоит отметить, что в городах, в которых вводились более жесткие и продолжительные ограничения, связанные с пандемией COVID-19, рост доходов и заполняемости торговых центров все еще связан с восстановлением после локдауна (Берлин, Шанхай, Токио). В то же время в отдельных городах происходит и экстенсивный рост – строятся новые площади (Москва, Дубай и Стамбул).
Растет доля крупных многофункциональных торгово-развлекательных комплексов (Москва, Дубай, Стамбул, Шанхай). Пространства конкурируют за счет более разнообразного предложения в рамках единого комплекса (торговля, фуд-корты, аттракционы и т. д.).
Развитие онлайн-продаж положительно влияет на рост спроса и появление новых форматов складской недвижимости. Общая тенденция – поиск инновационных решений при строительстве объектов под конкретного заказчика. Так, развитие lightindustrial в Москве, строительство бизнеспарков в Шанхае, создание индустриальных зон в Стамбуле способствуют формированию пространств с необходимыми площадями и техническими параметрами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках исследования был проведен сравнительный анализ уровня развития городской среды 10 мегаполисов как по 6 отдельным сферам, так и в совокупности по всем показателям.
В результате были выделены категории лидеров:
- Дубай и Москва – наиболее доступное арендуемое и собственное жилье
- Москва и Сеул – высокое разнообразие объектов досуга, культуры и развлечений, а также наиболее развитый общественный транспорт
- Токио и Москва – высокий уровень доступности высшего образования и здравоохранения
- Нью-Йорк и Берлин – привлекательные условия для жителей мегаполисов на рынке труда
- Берлин и Москва – высокий уровень развития коммерческой недвижимости
По интегральному показателю, рассчитанному по вышеперечисленным категориям, в топ-3 вошли Москва, Берлин и Сеул. Эти мегаполисы смогли стать лидерами рейтинга, так как их внимание равномерно распределено по всем сферам улучшения городской среды, а среднестатистический человек именно в этих городах получает максимальные возможности для жизни и работы.