Среднегодовой темп роста рынка кикшеринга в РФ с 2021 по 2026 год в денежном выражении составит порядка 60%[1]. Такой результат обусловлен увеличением числа пользователей и количеством их поездок
КЛЮЧЕВЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА КИКШЕРИНГА В РФ
-
Жители городов начинают все больше использовать электросамокаты в качестве транспорта на короткие расстояния (до 8 км). В сезон при благоприятных погодных условиях многие пользователи могут замещать короткие поездки на общественном транспорте/такси/собственном транспорте поездками на электросамокате
-
Ранее электросамокаты больше арендовали с целью развлечений и отдыха (рекреационная модель), сейчас доля транспортных поездок составляет порядка 70% и только 30% – рекреационные поездки. По мнению экспертов доля транспортных поездок продолжит расти
-
Операторы кикшеринга расширяют географию своего присутствия: выходят в новые города и расширяют зоны покрытия электросамокатами непокрытые сервисом районы в городах присутствия
-
Развивается городская транспортная и пешеходная инфраструктура (расширение тротуаров, строительство велодорожек)
При этом среднее время поездки пользователя на электросамокате снижается, так как люди переходят от долгих развлекательных поездок к коротким транспортным. А увеличение стоимости минуты со стороны операторов кикшеринга сдерживается из-за наличия конкуренции за пользователей, а также развития подписочных моделей.
ТЕМПЫ РОСТА РЫНКА КИКШЕРИНГА В РФ ОПЕРЕЖАЮТ МИРОВЫЕ В ЧЕТЫРЕ РАЗА
РАЗВИТИЕ РЫНКА КИКШЕРИНГА В РФ ПОВТОРЯЕТ ДИНАМИКУ РОСТА ОТДЕЛЬНЫХ РАЗВИТЫХ СТРАН, НО С ОТСТАВАНИЕМ В ДВА ГОДА
Резкий скачок (примерно в 6 раз) в отдельных развитых странах пришелся на 2019 год, а в РФ на 2021.
Среди основных причин двухлетнего опережения развития кикшеринга за рубежом можно назвать следующие:
- Развитые страны раньше столкнулись с проблемами мобильности (пробки, нехватка парковочных мест, высокая стоимость парковок), появлением запроса населения на декарбонизацию, а также переходом от владения к шерингу
- К моменту развития кикшеринга в представленных странах (см. график ниже) уже существовала развитая инфраструктура велодорожек и культура микромобильности (личные велосипеды и т.д.)
Исходя из темпов роста проникновения кикшеринга в развитых странах, его проникновение в РФ может достигнуть 14% к 2026 году.
ПОКАЗАТЕЛИ ГОРОДОВ С БОЛЕЕ РАЗВИТЫМ КИКШЕРИНГОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НАЛИЧИИ ПОТЕНЦИАЛА НА РЫНКЕ КИКШЕРИНГА В РФ
- Потенциал роста рынка кикшеринга РФ возможен как за счет открытия сервиса в новых городах, так и за счет увеличения проникновения в существующих городах
- Всего в РФ 172 города с населением от 100 тыс. человек. Хотя бы один оператор уже есть в 92 городах, при этом потенциал для роста остается существенным
- На данный момент плотность (число электросамокатов на тысячу человек), даже в городах с уже достаточно развитым рынком кикшеринга, в 2-4 раза меньше, чем в зарубежных городах с более зрелым рынком кикшеринга
При этом рост количества самокатов на население может сдерживаться государством. Так, например, в Осло флот операторов кикшеринга ограничен 8 тысячами электросамокатов; в Стокгольме городской совет принял решение ввести ограничение в 12 тыс. электросамокатов.
Потенциал рынка кикшеринга в РФ составляет около 54 млн активных пользователей.
СУЩЕСТВУЕТ РЯД ЗНАЧИМЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ ДЛЯ КОРОТКИХ ПОЕЗДОК В СРАВНЕНИИ С АВТОТРАНСПОРТОМ
СУЩЕСТВУЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА КИКШЕРИНГА В РФ ПРИ ДОСТАТОЧНО НЕВЫСОКОМ УРОВНЕ УГРОЗ
Ключевые стратегические возможности развития рынка:
- Увеличение количества пользователей в городах, где уже есть операторы кикшеринга
- Увеличение количества пользователей в новых городах
- Расширение каналов сбыта
- Расширение портфеля услуг (например, продажи дополнительных сервисов – собственных или в партнерстве)
- Выход в новые сегменты (например, B2B)
- Развитие франчайзинговой сети
Ключевые барьеры и угрозы развития рынка:
- Низкие темпы развития инфраструктуры для микромобильного транспорта
- Введение регуляторных ограничений, таких как ограничение флота электросамокатов в городе, введение зон, запрещающих движение электросамокатов, и др.
- Ценовая война за долю на рынке
В РОССИИ УЖЕ УТВЕРДИЛИ ПДД ДЛЯ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ
ПДД для электросамокатов
- 7 октября 2022 года Правительство РФ утвердило изменения в ПДД касательно электросамокатов:
- СИМ выделены в отдельную категорию в ПДД
- Разрешено движение по тротуару и велодорожкам
- Разрешено совместное движение с пешеходами для СИМ весом до 35 кг
- Разрешенная предельная скорость 25 км/ч
- СИМ не относятся к категории мопедов – для управления электросамокатами не нужны права
- Разрешено движение по правому краю проезжей части при отсутствии/недостаточной ширине тротуара, если поток машин медленнее 60 км/ч.
Регулирование операторов кикшеринга
- Регулирование операторов кикшеринга на федеральном уровне отсутствует.
- Однако в Транспортной стратегии РФ до 2030 г. заявлено намерение развивать микромобильность путем стимулирования использования СИМ.
- Поддержка операторов на данный момент существует в Москве – ежегодная выдача грантов на обновление парка.
США
- На федеральном уровне в США рынок регулируют в рамках Закона о безопасности потребительских товаров. Согласно ему, электросамокаты приравняли к низкоскоростным велосипедам или двух- и трехколесным транспортным средствам.
- Однако от штата к штату ПДД для самокатов разнятся, например, различается максимальная скорость, минимальный возраст пользователя, требование использования шлема т.д.
- Регулирование операторов кикшеринга также осуществляется на уровне городов.
Европа
- В большинстве стран Европы есть отдельные ПДД для электросамокатов, однако сами правила разнятся от страны к стране.
- Регулирование операторов кикшеринга также осуществляется на уровне городов.
МОСКВА – ГОРОД С НАИБОЛЕЕ ЖЕСТКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КИКШЕРИНГА, ОДНАКО МОЖНО ОЖИДАТЬ ВВОД ПОХОЖИХ ПРАВИЛ И В ДРУГИХ ГОРОДАХ
Москва
Ограничения на количество электросамокатов:
- Не более 40 тыс. самокатов в 2022 году
- 10 тыс. самокатов на одного оператора (могут быть исключения до 15 тыс.)
- Обычно квоты делятся пропорционально величине флота оператора
Ограничение на количество самокатов на городских парковках:
- На одной парковке могут размещаться не более шести самокатов каждого оператора
Ограничения на территориальное распределение самокатов:
- Не более 30% в пределах Садового кольца
- Не более 30% между Садовым и Третьим транспортным кольцом
- Не менее 40% за пределами Третьего транспортного кольца
Ограничение скорости в определенных зонах:
- 110 «медленных зон»[2]
- Планируется увеличение их количества
Санкт-Петербург
Ограничение на количество самокатов на городских парковках:
- Пока вводят только временные ограничения на парковку в зонах проведения массовых мероприятий
Ограничения на территориальное распределение самокатов:
- Рассматривают введение зон, где проезд электросамоката будет закрыт
Ограничение скорости в определенных зонах:
- Максимальная допустимая скорость 20 км/ч
- Есть зоны до 15 км/ч и 10 км/ч
Екатеринбург
Ограничения на количество электросамокатов:
- Рассматривается введение ограничения на число самокатов
Ограничение скорости в определенных зонах:
- Максимальная допустимая скорость 25 км/ч
- Есть «медленные зоны»
Адлер
Ограничения на количество электросамокатов:
- Общее число электросамокатов в Сочи (в т. ч. район Адлера) – 1,5 тыс. шт.
Ограничение на количество самокатов на городских парковках:
- Ограничения отсутствуют/не указаны
Ограничения на территориальное распределение самокатов:
- Запрещено пользоваться электросамокатами на центральной набережной района от ТЦ «Мандарин» до пляжа «Огонек-3»
Ограничение скорости в определенных зонах:
- Разрешено развивать скорость не более 25 км/ч
- Есть «медленные зоны»
Тюмень
Ограничение на количество самокатов на городских парковках:
- Появились тестовые парковки для электросамокатов в 30 локациях, ограничений по количеству нет
Ограничения на территориальное распределение самокатов:
- Въезд для электросамокатов запрещен в 27 зонах города (на мосту Влюбленных, площади Памяти, Цветном бульваре и др.)
Ограничение скорости в определенных зонах:
- 60 «медленных зон» – ограничение 15 км/ч
- В остальных зонах – до 25 км/ч
Показать ссылки
-
[1] Данный прогноз сформирован при следующих базовых макроэкономических предпосылках: Нулевой или умеренно положительный рост населения РФ Умеренный положительный рост платежеспособность населения Сохранение бюджета на плановое строительство/улучшение городской дорожной инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности (СИМ).
-
[2] Зоны, где допустимая скорость передвижения снижена до 5-15 км/ч, при максимальной 25 км/ч
Авторы:
- Андрей Томышев, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг стратегии и сделок предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта
- Надежда Притчина, старший менеджер Группы компаний Б1, департамент консалтинга, технологий и транзакций
- Павел Францишко, ведущий консультант Группы компаний Б1, департамент консалтинга, технологий и транзакций