Обзор рынка кикшеринга в России
Ноябрь 2022 г.
Среднегодовой темп роста рынка кикшеринга в РФ с 2021 по 2026 год в денежном выражении составит порядка 60%[1]. Такой результат обусловлен увеличением числа пользователей и количеством их поездок.
КЛЮЧЕВЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА КИКШЕРИНГА В РФ
  • Жители городов начинают все больше использовать электросамокаты в качестве транспорта на короткие расстояния (до 8 км). В сезон при благоприятных погодных условиях многие пользователи могут замещать короткие поездки на общественном транспорте/такси/собственном транспорте поездками на электросамокате.
  • Ранее электросамокаты больше арендовали с целью развлечений и отдыха (рекреационная модель), сейчас доля транспортных поездок составляет порядка 70% и только 30% – рекреационные поездки. По мнению экспертов доля транспортных поездок продолжит расти.
  • Операторы кикшеринга расширяют географию своего присутствия: выходят в новые города и расширяют зоны покрытия электросамокатами непокрытые сервисом районы в городах присутствия.
  • Развивается городская транспортная и пешеходная инфраструктура (расширение тротуаров, строительство велодорожек).
При этом среднее время поездки пользователя на электросамокате снижается, так как люди переходят от долгих развлекательных поездок к коротким транспортным. А увеличение стоимости минуты со стороны операторов кикшеринга сдерживается из-за наличия конкуренции за пользователей, а также развития подписочных моделей.
Динамика рынка кикшеринга в РФ
ТЕМПЫ РОСТА РЫНКА КИКШЕРИНГА В РФ ОПЕРЕЖАЮТ МИРОВЫЕ В ЧЕТЫРЕ РАЗА
Динамика выручки кикшеринга в РФ
РАЗВИТИЕ РЫНКА КИКШЕРИНГА В РФ ПОВТОРЯЕТ ДИНАМИКУ РОСТА ОТДЕЛЬНЫХ РАЗВИТЫХ СТРАН, НО С ОТСТАВАНИЕМ В ДВА ГОДА
Резкий скачок (примерно в 6 раз) в отдельных развитых странах пришелся на 2019 год, а в РФ на 2021.

Среди основных причин двухлетнего опережения развития кикшеринга за рубежом можно назвать следующие:

  • Развитые страны раньше столкнулись с проблемами мобильности (пробки, нехватка парковочных мест, высокая стоимость парковок), появлением запроса населения на декарбонизацию, а также переходом от владения к шерингу.
  • К моменту развития кикшеринга в представленных странах (см. график ниже) уже существовала развитая инфраструктура велодорожек и культура микромобильности (личные велосипеды и т.д.).

Исходя из темпов роста проникновения кикшеринга в развитых странах, его проникновение в РФ может достигнуть 14% к 2026 году.
Динамика проникновения кикшеринга по странам
ПОКАЗАТЕЛИ ГОРОДОВ С БОЛЕЕ РАЗВИТЫМ КИКШЕРИНГОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НАЛИЧИИ ПОТЕНЦИАЛА НА РЫНКЕ КИКШЕРИНГА В РФ
  • Потенциал роста рынка кикшеринга РФ возможен как за счет открытия сервиса в новых городах, так и за счет увеличения проникновения в существующих городах.
  • Всего в РФ 172 города с населением от 100 тыс. человек. Хотя бы один оператор уже есть в 92 городах, при этом потенциал для роста остается существенным.
  • На данный момент плотность (число электросамокатов на тысячу человек), даже в городах с уже достаточно развитым рынком кикшеринга, в 2-4 раза меньше, чем в зарубежных городах с более зрелым рынком кикшеринга.
При этом рост количества самокатов на население может сдерживаться государством. Так, например, в Осло флот операторов кикшеринга ограничен 8 тысячами электросамокатов; в Стокгольме городской совет принял решение ввести ограничение в 12 тыс. электросамокатов.
Число электросамокатов, приходящихся на население
Потенциал рынка кикшеринга в РФ составляет около 54 млн активных пользователей.
Потенциал активных пользователей рынка кикшеринга в РФ
СУЩЕСТВУЕТ РЯД ЗНАЧИМЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ ДЛЯ КОРОТКИХ ПОЕЗДОК В СРАВНЕНИИ С АВТОТРАНСПОРТОМ
СУЩЕСТВУЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА КИКШЕРИНГА В РФ ПРИ ДОСТАТОЧНО НЕВЫСОКОМ УРОВНЕ УГРОЗ
Ключевые стратегические возможности развития рынка:

  • Увеличение количества пользователей в городах, где уже есть операторы кикшеринга
  • Увеличение количества пользователей в новых городах
  • Расширение каналов сбыта
  • Расширение портфеля услуг (например, продажи дополнительных сервисов – собственных или в партнерстве)
  • Выход в новые сегменты (например, B2B)
  • Развитие франчайзинговой сети.

Ключевые барьеры и угрозы развития рынка:

  • Низкие темпы развития инфраструктуры для микромобильного транспорта
  • Введение регуляторных ограничений, таких как ограничение флота электросамокатов в городе, введение зон, запрещающих движение электросамокатов, и др.
  • Ценовая война за долю на рынке.
В РОССИИ УЖЕ УТВЕРДИЛИ ПДД ДЛЯ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ
Россия

ПДД для электросамокатов

  • 7 октября 2022 года Правительство РФ утвердило изменения в ПДД касательно электросамокатов:
- СИМ выделены в отдельную категорию в ПДД
- Разрешено движение по тротуару и велодорожкам
- Разрешено совместное движение с пешеходами для СИМ весом до 35 кг
- Разрешенная предельная скорость 25 км/ч
- СИМ не относятся к категории мопедов – для управления электросамокатами не нужны права
- Разрешено движение по правому краю проезжей части при отсутствии/недостаточной ширине тротуара, если поток машин медленнее 60 км/ч.

Регулирование операторов кикшеринга

  • Регулирование операторов кикшеринга на федеральном уровне отсутствует.
  • Однако в Транспортной стратегии РФ до 2030 г. заявлено намерение развивать микромобильность путем стимулирования использования СИМ.
  • Поддержка операторов на данный момент существует в Москве – ежегодная выдача грантов на обновление парка.
Мир

США

  • На федеральном уровне в США рынок регулируют в рамках Закона о безопасности потребительских товаров. Согласно ему, электросамокаты приравняли к низкоскоростным велосипедам или двух- и трехколесным транспортным средствам.
  • Однако от штата к штату ПДД для самокатов разнятся, например, различается максимальная скорость, минимальный возраст пользователя, требование использования шлема т.д.
  • Регулирование операторов кикшеринга также осуществляется на уровне городов.

Европа

  • В большинстве стран Европы есть отдельные ПДД для электросамокатов, однако сами правила разнятся от страны к стране.
  • Регулирование операторов кикшеринга также осуществляется на уровне городов.
МОСКВА – ГОРОД С НАИБОЛЕЕ ЖЕСТКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КИКШЕРИНГА, ОДНАКО МОЖНО ОЖИДАТЬ ВВОД ПОХОЖИХ ПРАВИЛ И В ДРУГИХ ГОРОДАХ

Требования регулятора на примере пяти городов:

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ Б1
Будьте в курсе актуальных новостей бизнеса
АВТОРЫ
  • Андрей Томышев
    Партнер Группы компаний Б1
    Руководитель направления по оказанию услуг стратегии и сделок предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта
  • Надежда Притчина
    Старший менеджер Группы компаний Б1
    Департамент консалтинга, технологий и транзакций
  • Павел Францишко
    Ведущий консультант Группы компаний Б1
    Департамент консалтинга, технологий и транзакций
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, заполнив форму обратной связи, или отправьте запрос на оказание услуг по электронной почте. Выберите подходящий вариант.