
После введения запрета на транспортировку российской нефти морским путем Еврокомиссия рассматривает возможность дальнейшего ужесточения санкций – на этот раз в отношении поставок по нефтепроводу «Дружба» (см. рис. 1) в рамках нового пакета ограничений.

В прошлом году объем импорта Германии и Польши через «Дружбу» в среднем составил около 480 тыс. барр. в сутки, в то время как в южном направлении он приближался к 290 тыс. барр. в сутки и в текущем году снизился совсем незначительно[1]. С 1 января 2023 года после введенного Германией официального запрета прокачка российской нефти в эту страну по «Дружбе» полностью прекратилась[2]. В феврале Россия перестала осуществлять поставки в направлении Польши, аргументируя свое решение отсутствием оформленных маршрутных поручений с подтвержденным ресурсом и оплатой транзита[3], а в апреле польский энергетический концерн Orlen разорвал последний контракт с российским поставщиком[4]. В то же время Россия активно наращивает экспорт морским путем: в марте он побил очередной рекорд и составил 3,4 млн барр. в сутки, из которых 1,8 млн барр. ушли в Индию и около 1 млн – в Китай[5] (см. рис. 2).

И вот уже в мае Польша предложила Еврокомиссии ввести полный запрет на поставки российской нефти по северной ветке нефтепровода «Дружба», при этом южную ветку ограничения коснуться не должны, так как еще год назад при введении эмбарго ЕС сделал исключение для Венгрии, Словакии и Чехии – трех стран, не имеющих выхода к морю.
По мнению некоторых аналитиков, Польша стремится занять российскую нишу по поставкам нефти в Германию. На сегодняшний день по «Дружбе» разрешен транзит нефти из третьих стран, включая Казахстан, но есть предположение, что запрет распространится и на них. В таком случае Польша, которая импортирует существенные объемы казахстанской нефти через терминал в Гданьске, может стать ее основным поставщиком для Германии[6].Однако в Казахстане уже прорабатываются альтернативные пути экспорта нефти в Европу. Так, в первом квартале текущего года поставки из порта Актау в Азербайджан выросли до 163 436 т по сравнению с 28 875 т за аналогичный период прошлого года[7]. А государственная транспортная компания «Казмортрансфлот» сообщила, что с января по март по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» было дополнительно отправлено 104 тыс. т нефти. И это только начало. В апреле стало известно, что Казахстан и Азербайджан ведут переговоры о транспортировке 5 млн т казахстанской нефти по трубопроводу «Баку-Супса» в текущем году, поскольку Астана стремится ослабить свою зависимость от транзита через Россию[8] в силу растущих рисков.
Остается только наблюдать за тем, как будут разворачиваться события, но уже очевидно, что даже если новые ограничения будут приняты, эффект от них вряд ли будет существенным.