Рекордный рост цен на энергетический уголь, наблюдавшийся в последнее время, похоже, подошел к концу: с начала года стоимость фьючерсов в австралийском порту Ньюкасл рухнула до самого низкого уровня с января 2022 года.
Российское сырье падает в цене не столь стремительно: с 21 апреля по 12 мая его стоимость в порту Восточный снизилась со 130,2 до 124,28 долл. США за тонну (-5%), в то время как уголь из южноафриканского порта Ричардс-Бэй подешевел со 132,2 до 107 долл. США за тонну – на целых 19%[1]. Такая динамика, по мнению Argus, сказывается на привлекательности российской продукции. Потребители предпочитают переходить на закупки более дешевого угля из Колумбии и ЮАР, а аналитики ожидают возможного спада экспорта сырья из РФ.
Однако, судя по всему, российские производители не намерены сбавлять обороты, несмотря на снижение общих темпов добычи в начале года (см. рис. 2). Это подтверждается статистикой: погрузка угля на железнодорожные сети в адрес российских морских портов в 1 квартале 2023 года выросла на 12,7% до 47,6 млн т[2]. Следом растет и объем грузооборота таких портов. По данным Ассоциации морских торговых портов, за период с января по апрель текущего года объем перевалки угля сухогрузами прибавил 18,3% г-к-г и составил 70 млн т[3] .
Но даже на фоне наращивания экспортных поставок нивелировать снижение стоимости на энергетический уголь российским поставщикам удается лишь частично. Свидетельством тому является сокращение доли прибыльных угледобывающих компаний: если в 2022 году она составляла 67,3%[4], то по итогам двух месяцев текущего года упала до 61,4%[5], хотя и была выше по сравнению с январскими 58,4%[6]. Таким образом, для улучшения сложившейся ситуации компании из России могут уповать либо на снижение дисконта на российский уголь, либо на возобновление роста мировых цен при текущем уровне экспортных поставок в связи с увеличением спроса из-за аномальной жары в Азии, либо на ослабление национальной валюты. Если же никаких серьезных изменений такого рода не произойдет, то дальнейшее развитие российской угольной отрасли может оказаться под вопросом.