Запросы от СМИ
Вы можете отправить нам запрос по электронной почте:
PR@b1.ruПодписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях, чтобы не пропустить все самое интересное!
4 апреля 2024 года состоялась панельная дискуссия между ФНС России, компанией Б1 и действующими участниками налогового мониторинга. Всего к мероприятию подключились более 150 представителей компаний.
В ходе дискуссии начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова обсудила с участниками три основных блока вопросов:
- Дальнейшие планы по интеграции с АИС «Налог-3»
- Развитие цифрового Налогового кодекса
- Вступление в налоговый мониторинг новых участников
В панельной дискуссии участвовали:
- Андрей Сулин, партнер Б1, руководитель группы по оказанию налоговых и юридических услуг компаниям горнодобывающей, металлургической отраслей и отрасли промышленного производства в РФ, руководитель группы по севершенствованию налоговой функции
- Вера Волкова, директор Б1, группа цифровых технологий и трансформации бизнеса
А также опытные участники налогового мониторинга из различных индустрий:
- Марина Киселева, руководитель управления налогового анализа и методологии учета Группы компаний «Трансмашхолдинг»
- Анна Гончарова, начальник управления налогового администрирования Группы компаний «Норильский никель»
- Елена Борисова, главный бухгалтер СК «АльфаСтрахование»
- Николай Лукашин, заместитель главного бухгалтера, директор департамента методологии ПАО «Ростелеком»
Интеграция АИС «Налог-3»
Участники обсудили готовность компаний к интеграции с АИС «Налог-3», технические и методологические аспекты внедрения электронных сервисов, а также дальнейшие шаги по развитию сценариев расширенного информационного взаимодействия.
Ключевой тезис бизнеса – на первом этапе интеграции основное внимание уделялось техническим вопросам, при этом методологические вопросы также требуют серьезной проработки и учета возможностей компаний. Также представители бизнеса выразили пожелания более последовательной и синхронной работы рабочих групп по интеграции с АИС «Налог-3», чтобы опыт первых групп учитывался в описании сервисов и, соответственно, при организации работы последующих. Такой подход позволил бы исключить необходимость повторной перенастройки систем участников налогового мониторинга.
Марина Крашенинникова пояснила, что методологические вопросы по работе сервисов будут разбираться в «рабочем порядке как в рамках рабочих групп, так и на отдельных встречах, посвященных таким вопросам».
Важно отметить, что, по заявлению представителя ФНС России, в срок до 2 июня 2024 года участники налогового мониторинга должны подключиться к промышленному контуру, настроить аппаратные СКЗИ для безопасного подключения и реализовать базовые сценарии информационного взаимодействия № 1 и № 10 (при этом организации, входящие в группу компаний и использующие единую систему, могут подключиться через один криптошлюз и приобрести одно СКЗИ). Остальные сервисы могут быть реализованы по мере возможности, ФНС России пока не планирует применять санкций к компаниям, которые будут внедрять сервисы позже установленных сроков.
Многих участников дискуссии волновали вопросы расширения количества электронных сервисов и сроки их реализации, в том числе для целей обоснования бюджета на развитие сервисов внутри компании.
«На сегодняшний день разработано 30 сервисов API, 17 из них внедряются налогоплательщиками в этом году. Их количество будет непрерывно расширяться, оно может варьироваться от 10 до 100 разрабатываемых сервисов в год. При этом ФНС России публикует информацию о внедряемых электронных сервисах один раз в год, и налогоплательщикам дается минимум год для их реализации в своих информационных системах, чтобы участники налогового мониторинга имели представление о принципах построения информационного взаимодействия с налоговым органом на ближайшие годы», – подчеркнула Марина Крашенинникова.
Некоторые участники панельной дискуссии уже сейчас начали успешно внедрять сервисы со сроком внедрения до июня 2025 года, в частности сервисы получения сведений по этапам бизнес-процесса и производственно-логистическим цепочкам (применимы к металлургической и нефтегазовой отрасли) в рамках тесного и продуктивного взаимодействия с ФНС в лице инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Как отметили участники мониторинга, внедрение отдельных сервисов требует длительного времени как на согласование бюджета на проект внутри компании, так на настройку / доработку ИТ-систем, поэтому целесообразно заранее начинать данные процессы.
Цифровой Налоговый кодекс
Цифровой Налоговый кодекс – это единая цифровая методологическая модель, состоящая из СКОНТ (справочника контролей), СРЕГ (справочника регистров) и СНКРФ (справочника статей НК РФ), взаимосвязанных в разрезе внедряемых сервисов по регистрам.
Обсуждение коснулось вопросов о целях и направлениях развития Цифрового Налогового кодекса, а также взаимосвязи с отчетностью по системе внутреннего контроля.
Представители бизнеса выразили пожелание разработки дорожной карты внедрения кодекса, которая бы позволила им лучше планировать и обосновывать инвестиции в развитие информационных систем и процессов. Марина Крашенинникова выразила сомнения в возможности подготовки единой дорожной карты для всех участников налогового мониторинга в связи с большим разбросом уровня технологической готовности компаний. При этом она отметила актуальность обновления концепции развития налогового мониторинга с учетом новых инициатив, а также готовность ФНС России к диалогу с компаниями по ключевым вопросам.
Основной посыл Марины Крашенинниковой в этой части дискуссии заключался в гибкости подхода ФНС России – организации вправе выбирать сроки и способы реализации установленных требований при условии сохранения тренда на автоматизацию и развитие контроля.
Большой интерес участников вызвал вопрос о взаимосвязи действующих систем внутреннего контроля (СВК) компаний со справочником контролей: возникает ли необходимость замены внедренных в компаниях ручных и ИТ-зависимых контрольных процедур на автоматизированные контроли СКОНТ?
Представитель ФНС России пояснила, что «СКОНТ не заменяет общекорпоративную СВК, а является способом алгоритмизации проверок налоговой отчетности, прежде всего на стороне ФНС России. СКОНТ связан со справочником регистров для наглядной демонстрации, какие контроли проводятся в каждом регистре».
«СКОНТ является небольшой частью СВК, включающей алгоритмы проверки регистров по налогу на прибыль. Таким образом, СКОНТ не заменяет отчетность по СВК, но может быть учтен при ее подготовке в той части, которая применима к компании».
Андрей Сулин
Партнер Б1, руководитель группы по оказанию налоговых и юридических услуг компаниям горнодобывающей, металлургической отраслей и отрасли промышленного производства в РФ
При обсуждении дальнейшего развития сервисов по регистрам и взаимосвязанных с ними справочников, в том числе вопросов, связанных с избыточностью тех или иных атрибутов регистров, Марина Крашенинникова подчеркнула, что описание регистров делается полностью в соответствии с НК РФ, а каждая графа каждого регистра привязана к статье, пункту и подпункту статьи НК РФ.
«Избыточного точно ничего нет, ФНС пытается связать определенные контроли с другими отчетностями и продумать сверки для обратной связи бизнесу. Задача ФНС заключается в том, чтобы бизнес провел на своей стороне максимально возможный контроль, а остальное делает ФНС и дает обратную связь бизнесу», – объяснила Марина Крашенинникова.
Резюмируя планируемые действия для дальнейшего развития Цифрового кодекса, Марина Крашенинникова также отметила, что пришло время обновить концепцию налогового мониторинга в целом. На текущий момент ФНС России анализирует, как в этом может помочь искусственный интеллект.
Расширение налогового мониторинга
Будущие участники мониторинга обсудили подготовку компаний к вступлению в него. Марина Крашенинникова напомнила, что до 1 июля компаниям, планирующим переход на расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом, необходимо представить дорожную карту и план-график по переходу на налоговый мониторинг, а с 1 апреля внедрены новые версии форм и форматов этих документов.
Заявление на вступление в налоговый мониторинг вместе с пакетом документов принимаются до 1 сентября, а с 9 апреля для будущих участников будет запущена рабочая группа №13, в рамках которой они смогут протестировать базовые сценарии для подготовки к интеграции с АИС «Налог-3».
Марина Крашенинникова добавила, что ФНС России готова обсуждать концепции и приоритеты бизнеса при условии, что бизнес будет погружаться в документы и сервисы, разрабатываемые налоговой службой: «Будем поощрять тех, кто присоединяется к налоговому мониторингу в этом году, кто привел друга или подключился к АИС «Налог-3», и собирать новые встречи для обсуждения любых открытых вопросов».
Авторы:
- Андрей Сулин, партнер Б1, руководитель группы совершенствования налоговой функции
- Руслан Гурьев, директор Б1, группа совершенствования налоговой функции
- Елена Киселева, директор Б1, группа совершенствования налоговой функции
- Олег Давыдов, старший консультант Б1, группа совершенствования налоговой функции