
Диагностика операционной модели управления ИТ-функции крупного fashion-ритейлера
-(1)-(1).jpg)
ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Одна из крупнейших розничных сетей fashion-сегмента с собственными производственными мощностями и различными каналами продаж (осуществляющая деятельность как по всей России, так и в некоторых странах СНГ) обратилась к экспертам Б1 с запросом на диагностику операционной модели ИТ-функции.
Основными причинами для привлечения внешних консультантов были:
- Недавнее обновление бизнес-стратегии с амбициозными планами роста ввиду освобождения рынка и торговых площадей в частности
- Изменение локального предложения ИТ-продуктов и предстоящего цикла планирования бюджета на следующий финансовый год
- Высокие затраты на ИТ, неудовлетворенность качеством ИТ-услуг и низкий time-to-market
Бизнес-целями проекта были обозначены:
- Определение направлений, где ИТ может помочь бизнесу получить наибольшую выгоду
- Определение ключевых областей потери эффективности использования ресурсов ИТ и внешних поставщиков
- Сравнение текущих ИТ-метрик и уровня сервиса для бизнес-функций с лучшими практиками и отраслевыми стандартами
ПОДХОД Б1
Б1 обладает собственной методологией оценки элементов операционной модели, наработанной за годы оказания услуг как компаниям в целом, так и их отдельным подразделениям. На этапе выявления потребностей компании команда использует эту методологию как «меню» применимых элементов для анализа.
В данном кейсе основным фокусом были процессы управления и цепочка создания ценности ИТ, организационная структура с точки зрения ролей и функциональных направлений, состояние управления ИТ-талантами, а также КПЭ и контрольные параметры ИТ.
Команда проекта объединила экспертов группы повышения эффективности ритейла и специалистов в области технологического консалтинга с более чем 10-летним опытом улучшения операционных процессов fashion-компаний и выстраивания цепочек создания стоимости ИТ-функции.
ВЫЗОВЫ ПРОЕКТА
Отсутствие информации
Ключевым вызовом этого проекта стало отсутствие необходимой для анализа информации. В данном случае процент оцифрованности утилизации сотрудников в компании был очень низким, а именно: отсутствовали полные данные по фактически затраченному времени на решение задач как для штатных сотрудников, так и для «аутстафферов». Несмотря на отсутствие информации в системах, команда Б1 смогла восстановить картину – как бюджета, так и утилизации, для выработки рекомендаций по корректировке штатного расписания. Также одной из инициатив стало внедрение инструментов «цифровой фотографии рабочего дня».
Практика оценки удовлетворенности, работы с обратной связью
В культуре компании не было практики оценки удовлетворенности и работы с обратной связью от бизнеса. В рамках этапа диагностики команда Б1 расширила стандартные опросники для интервью, что позволило дополнительно собрать ключевые ожидания заказчиков.
Частым вызовом подобных проектов является отсутствие формализованных функциональных стратегий компании и большая занятость ТОП-менеджеров, что затрудняет получение этой информации в формате интервью.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
-
AS-IS оценка ИТ-процессов, организационной структуры и КПЭ
-
Сравнение текущих ИТ-процессов и организационной структуры с лучшими практиками и отраслевыми стандартами
-
Рекомендации в области бюджета, организационной структуры, численности и процессов, которые позволят существенно повысить эффективность и трансформировать ИТ-функцию для достижения бизнес-целей
-
Рекомендации по улучшению операционной модели управления ИТ, в частности — по организации доменной структуры и перечню функций для первых доменов (функций, в которых размер и защищенность потребности бизнеса соответствуют критериям выделения ИТ-домена)
Организация доменов позволит достигать значительного роста эффективности в фокусных направлениях развития, но одновременно это и основной драйвер роста штатной численности в текущей целевой структуре ИТ
-
Дорожная карта реализации рекомендаций — инициативы, большая часть которых применима к реализации или пилотному запуску в течение 6 месяцев
С учетом вызовов, описанных выше, набор рекомендаций касался не только повышения эффективности поддержки ИТ-функцией планов роста и развития бизнеса, но и увеличения прозрачности деятельности ИТ, а также вспомогательных инициатив (например, развитие ИТ-специфичных HR-процессов).