Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Клуб налоговых директоров

Команда Б1 в очередной раз собрала Клуб налоговых директоров. В этот раз во встрече участвовали Юлия Шепелева, заместитель руководителя ФНС России, и Игорь Покидько, заместитель начальника Управления международного налогообложения ФНС России.

avatar

Заседание было посвящено последним изменениям в области ТЦО, порядку применения налоговых соглашений, актуальным вопросам применения законодательства о КИК и возможным изменениям в российском налоговом законодательстве в ответ на введение в мире Pillar 2. 

Почему понадобились поправки ТЦО? 

В текущих реалиях налоговые органы сталкиваются с отсутствием доступа к международным информационным базам данных, непрозрачностью данных, публикуемых информационно-рейтинговыми агентствами и их несоответствием реальным ценам. С отдельными странами обмен информацией затруднен. Поправки направлены, в том числе, на предоставление налоговым органам инструментов для организации контроля цен сделок в этих условиях. 

Предложенная ориентация налоговых органов на медиану для большинства компаний не должна привести к существенным налоговым последствиям. Около 80% цен сделок соответствует медиане или несущественно отклоняется от нее. При этом у бизнеса сохраняется право обосновать любые отклонения. 

Уточнение критериев для признания лиц взаимозависимыми было направлено на устранение неясности, а также на противодействие злоупотреблениям со стороны отдельных компаний (например, при ведении семейного бизнеса, который оформлялся на родственников и т.д.).

Также делимся позицией ФНС по отдельным вопросам, которые задал бизнес: 

Использование информации о сделках с независимыми лицами

Новые правила позволяют использовать информацию о сопоставимых сделках с независимыми лицами, совершенных самим налогоплательщиком, а также его взаимозависимыми лицами.  Собственные сделки налогоплательщика с независимыми лицами остаются наиболее приоритетным источником информации.

 

Важно учитывать: 

  • Если сделка контролируемая в принципе (например, сделка с независимой компанией из оффшорной юрисдикции), такую сделку нельзя использовать как источник информации
  • Если взаимозависимое лицо (например, трейдер) заключает с независимым лицом сделки, которые не удовлетворяют критериям для признания в качестве контролируемых сделок, такие сделки и цены можно использовать как источник информации

Осуществление вторичной корректировки

C 1 января 2024 года в случае отклонения цены трансграничной сделки с взаимозависимым лицом от рыночного уровня цен для налогообложения, если такое отклонение привело к занижению налоговой базы российского налогоплательщика, налоговый орган может приравнять отклонение к дивидендам, с которых удерживается налог в России. 

 

Такой подход будет также применяться к сделкам с независимыми компаниями, если данные сделки признаются контролируемыми. 

Запрос ТЦО документации вне проверок по ТЦО

Такая практика существовала и до внесения изменений. Необходимость внесения изменений связана с неготовностью отдельных налогоплательщиков предоставлять документацию по ТЦО вне проверки, а также с отсутствием у налоговых органов в текущих условиях возможности получать информацию по обмену с иностранными налоговыми органами.

 

Как правило, на практике запрос документации ТЦО осуществляется на самом последнем этапе после внутренних аналитических процедур, если по мнению налоговых органов имеются риски по ТЦО.  

 

До конца 2024 года налоговые органы планируют выпустить разъяснения к содержанию документации ТЦО с учетом новых требований налогового законодательства. Представители бизнеса могут направлять свои предложения и примеры в отношении содержания документации ТЦО. 

 

К июлю 2024 года ФНС также планирует подготовить проект упрощенной документации по ТЦО, которая должна будет подаваться вместе с уведомлением по ТЦО.

Расширение перечня контролируемых сделок

Изменение «черного» списка может привести к тому, что в отношении ряда сделок с независимыми лицами будет необходимо обосновывать методологию ценообразования. При этом в части тех сделок, которые впервые стали контролируемыми в результате расширения «черного» списка, допустимо полагаться на разъяснение ФНС России, выпущенное в мае 2023 года. 

Применение положений п.1 статьи 269 НК РФ

Ранее действовавшие положения предусматривали возможность предоставления беспроцентных займов как российским, так и иностранным взаимозависимым заемщикам без необходимости осуществления корректировок ТЦО. С 1 января 2024 года минимальные значения интервалов процентных ставок были увеличены (например, по рублевым займам от 10% ключевой ставки ЦБ РФ, но не менее 2%, до 150%). Таким образом, формально беспроцентные займы будут выпадать из интервалов «безопасных гаваней».

 

Представители ФНС России подтвердили, что предоставление беспроцентных трансграничных займов, удовлетворяющих критериям для признания контролируемыми сделками, будет требовать серьезного обоснования.

Изменение сроков проведения проверок по ТЦО

Сейчас Госдума рассматривает законопроект, который отменяет срок принятия решения о проведении проверки Уведомления о КС (сейчас – решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о КС). Таким образом, сроки проведения проверок по ТЦО будут аналогичны срокам проведения обычной выездной налоговой проверки.

Новая форма уведомления по ТЦО

ФНС России ведет работу над новой формой уведомления по ТЦО. Ориентировочный срок появления проекта этого документа – июль 2024 года. 

Проверка цен сделок территориальными налоговыми органами

Территориальные налоговые органы не вправе осуществлять проверку ценообразования по сделкам. Такая позиция была также изложена в недавнем письме ФНС России от 29 января 2024 года № ШЮ-4-13/796@ (уже опубликовано). Если налогоплательщики будут сталкиваться с соответствующими ситуациями, они могут информировать об этом ФНС России.

Возможность заключения межстрановых соглашений о ценообразовании (СОЦ) в текущих условиях

На данный момент каких-либо СОЦ, например, с Турцией или Китаем, нет. При этом при выходе на потенциальный СОЦ имеет смысл рассчитывать на длительный процесс и детально прорабатывать особенности ведения диалога в иностранном государстве.

Правила КИК

Приказом ФНС от 01.12.2023 года №ЕД-7-17/914@ (вступает в силу с 22.01.2024 года) утвержден новый перечень юрисдикций, не обеспечивающих обмен информацией для налогообложения. Представители ФНС России подтвердили, что при расчете прибыли КИК за 2022 год, которая подлежит включению в налоговую базу по налогу на прибыль за 2023 год, применению подлежит предыдущий «черный» список. 

Вопросы международного налогообложения

С точки зрения перспектив внедрения в России Pillar 2 важно понимать, что ФНС России скорее всего не получит статус квалифицированной налоговой администрации. Поэтому и говорить о внедрении в России базового механизма IncomeInclusion Rule (IIR) пока рано.

 

Однако это не означает отказа от внедрения в России принципа минимального налога по Группе. Он позволит довести уровень налоговой нагрузки в России международных групп компаний (МГК) до того минимального уровня, который позволит не доплачивать налог в бюджет иностранного государства.

Применение налоговых соглашений к отдельным операциям

При проверках наличия деловой цели для применения положений действующих налоговых соглашений, у налоговых органов действительно могут возникать вопросы, так как они должны руководствоваться положениями действующего налогового законодательства. При этом будут учитываться как тип выплачиваемого дохода, так и все обстоятельства выплаты для принятия максимально взвешенных решений.