Группа компаний Б1 проанализировала российский рынок совместной мобильности, куда входит каршеринг, кикшеринг и другие форматы совместного использования транспорта. Согласно полученным данным, рынок совместной мобильности в России растет быстрее такси и аренды авто и может достичь 350 млрд рублей к 2028 году. Основной драйвер роста – каршеринг, который в ближайшие пять лет удвоится по количеству парка и составит 136 000 автомобилей.
Ключевые выводы исследования представлены ниже.
РЫНОК СОВМЕСТНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
-
Объем российского рынка совместной мобильности, куда можно отнести каршеринг, кикшеринг (прокат самокатов) и велошеринг. в 2023 году составил порядка 86 млрд и будет расти примерно на 32% в год в 2023-2028 гг. – быстрее такси (+7% в год) и аренды автомобилей (+9%) и может достичь порядка 350 млрд рублей к 2028 году
-
Основные драйверы развития рынка совместной мобильности – стагнация спроса на личные авто на фоне роста стоимости покупки и владения авто, увеличение стоимости кредитов, повышение тарифов такси, развитие интернет-сервисов и онлайн-банкинга, рост популярности модели шеринга
-
Общий объем рынка транспортной мобильности, куда входит шеринг, такси и аренда автомобилей (без учета общественного транспорта) может вырасти до 1,6 трлн рублей с текущих 959 млрд рублей
-
Доля каршеринга в общем объеме спроса на разные виды мобильности, включая такси, аренду авто и пр., будет расти – как более универсальный формат передвижения, подходящий, в том числе, для междугородных поездок, и может увеличиться до 15% к 2028 году с 3,7% по итогам 2023 года
-
В 2023 году средняя стоимость 1 км пути в каршеринге составляла 23 рубля, в такси – 39 рублей. В среднем, для российского потребителя каршеринг за год обходится на 35% дешевле такси и 3 раза меньше, чем содержание собственного авто
КАРШЕРИНГ В РОССИИ
-
По итогам 2023 года российский рынок каршеринга может достичь 44 млрд рублей.
-
Автопарк каршеринга за следующие пять лет может удвоиться – с текущих 68 000 авто до 136 000.
-
По прогнозам Б1, рынок услуг каршеринга в РФ будет расти со среднегодовыми темпами на уровне 40% в период с 2023 по 2028 гг. и может достичь 235 млрд к 2028 году.
-
Основные факторы роста – увеличение стоимости покупки и владения личным автомобилем и развитие каршеринга в регионах.
-
Из 36 городов с населением более 0,5 млн человек, крупными операторами каршеринга охвачено только 10.
-
Основные игроки на российском рынке каршеринга – «Делимобиль», «Яндекс Драйв», «Ситидрайв» и «Белка».
-
«Делимобиль» является обладателем крупнейшего автопарка в России и лидирует на рынке по количеству поездок как в России в целом с долей ~40%, так в и Москве, где занимает ~50%.
-
Более 40% опрошенных Б1 россиян рассматривают использование сервисов каршеринга в ближайшем будущем. У многих из них есть водительские права, но нет личного автомобиля.
-
Наиболее важные критерии при выборе в пользу каршеринга: нет затрат на парковку и цена ниже, чем на такси.
-
В 2023 году Москва лидирует по размеру каршеринг-автопарка в мире, который на 3 квартал 2023 года составляет около 29 тыс. авто, ближайшие города – Токио (25 тыс.), Пекин (17 тыс.). Таким образом, Россия – крупнейший мировой рынок каршеринга.
Опрос пользователей в 2020 и 2023 гг. показал, что россияне за последние 4 года стали реже покупать новые автомобили, при этом в Москве доля жителей, отказавшихся от покупки авто в течение последних 5 лет выше, чем в среднем по России – 19% против 17%. 57% россиян планируют приобретение автомобиля только через 3-5 лет и позже, в 2020 году их доля составлял только 44%. Доля жителей крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, использующих личное авто в ежедневном режиме, снижается. Только порядка половины владельцев авто используют его каждый день.
АВТОРЫ
- Андрей Томышев, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы стратегического консалтинга, руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта
- Александр Тёмкин, директор Группы компаний Б1, департамент консалтинга, технологий и транзакций
- Павел Францишко, менеджер Группы компаний Б1, группа стратегического консалтинга