
Трансформация функции обучения и развития в новых реалиях
Август 2024 г.
Какие тенденции в корпоративном обучении на сегодняшний день наиболее значимы? Как компании выстраивают долгосрочные стратегии в области обучения и развития персонала, и с какими сложностями им приходится сталкиваться?
Представляем вам результаты совместного исследования Академии бизнеса Б1 и «Эксперт РА», посвященного функции корпоративного обучения в новых реалиях. В исследовании приняли участие более 100 сотрудников HR, L&D, а также руководители компаний.


«Настоящее исследование направлено на изучение ключевых тенденций и стратегий в корпоративном обучении. Мы рассмотрим, как компании адаптируют свои образовательные программы к новым реалиям, какие инструменты и подходы используют для повышения эффективности обучения и как они справляются с вызовами, связанными с изменением требований к навыкам и компетенциям сотрудников. Исследование основывается на анализе современных практик и опыта ведущих компаний, а также на данных опросов и интервью с экспертами в области HR и L&D. Его результаты помогут понять, каким образом компании могут не просто эффективно реагировать на текущие вызовы, но и выстраивать долгосрочные стратегии в области обучения и развития персонала».
Татьяна Суслова
Партнер Группы компаний Б1, генеральный директор Академии бизнеса Б1.
-(1).jpg)


«Корпоративное обучение является важной составляющей успешного развития бизнеса. Расширение компетенций сотрудников повышает мотивацию, формирует внутренний кадровый резерв, позволяет увеличить продуктивность и внедрять новые решения. Вместе со всей национальной экономикой функция обучения за короткое время прошла трансформацию, адаптировалась под текущие условия и продолжает совершенствоваться. В нашем совместном исследовании представлена ценная для дальнейшего развития всей сферы L&D информация: актуальный статус функции обучения, текущие тенденции, а также опыт работы с вызовами в разных компаниях».
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
В 2023 году у 77% респондентов увеличились объемы проводимого обучения по сравнению с предыдущим годом, 70% участников опроса прогнозируют дальнейший рост. Бюджеты на обучение в 2023 году выросли у 66% опрошенных, подъем ожидается и в 2024 году
-
Подразделения HR и L&D все чаще будут выступать в роли стратегических партнеров руководства компаний, помогая формировать и адаптировать кадровые стратегии в соответствии с бизнес-целями, а также уделяя больше внимания аналитике данных и благополучию сотрудников. Кадровая незащищенность и проблемы с удержанием сотрудников придадут особую значимость вопросу создания и / или укрепления сильной корпоративной культуры
-
В текущих условиях важной задачей функции обучения является повышение качества коммуникаций между сотрудниками, так как от эффективности взаимодействия практически напрямую зависит продуктивность. В 2024 году, по мнению респондентов, главными задачами будут цифровизация и работа с искусственным интеллектом
-
Лидерство в условиях неопределенности (52%) и управление изменениями (37%) остаются на первых местах среди наиболее востребованных тем обучения, что подчеркивает необходимость подготовки руководителей к динамичным условиям бизнеса. Прогнозируется, что в 2024 году искусственный интеллект станет ведущей темой в сфере образования (так считают 52% респондентов)
-
Многие виды бизнеса переходят от стадии адаптации к стадии развития, что увеличивает потребность в навыках, связанных с применением технологий искусственного интеллекта (об этом сообщили 62% респондентов), управлением эффективностью деятельности (49%), цифровой трансформацией (46%) и стратегическим менеджментом (43%)
-
В текущих условиях все популярнее становятся стратегические сессии (их отметили 40% респондентов), так как они обеспечивают гибкость, вовлеченность сотрудников и оперативное реагирование на изменения. Одновременно с этим особое внимание уделяется системной оценке эффективности обучения, так как бизнес все жестче требует конкретных исчисляемых результатов и ему важно видеть влияние обучения на ключевые показатели деятельности
ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМОВ И БЮДЖЕТОВ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В 2023-2024 ГОДАХ
За последние годы рынок труда существенно трансформировался, и в условиях кадрового голода работодателям необходим комплексный подход для привлечения и удержания востребованных специалистов. Возможность развития профессиональных и личных компетенций является одной из важных опций нематериальной мотивации сотрудников.
Компании прошли период адаптации к новым условиям, сформировавшимся после 2022 года, и развитие системы обучения персонала возвращается к своему стабильному состоянию. В 2023 году у 77% респондентов увеличились объемы обучения по сравнению с предыдущим годом, и 70% ответивших прогнозируют дальнейший рост.

В 2022 году в условиях неопределенности компании были вынуждены оптимизировать свои затраты, в том числе сокращали бюджеты на образование сотрудников. В связи с этим в 2022 году наблюдалось значительное снижение расходов у 56% респондентов, но в 2023 году данный показатель уменьшился до 34%, что является позитивным сигналом.
При этом развитие сотрудников вновь становится важным элементом HR-стратегий, 91% работодателей-респондентов, увеличивших бюджеты на обучение в 2023 году, прогнозируют рост бюджета и в 2024 году.


«По результатам опроса мы зафиксировали существенные различия по отраслям. Значительная доля компаний-респондентов, представляющих нефтегазовую отрасль (52%), промышленное производство (60%), банковский сектор (43%) сохраняют положительную динамику роста бюджетов в 2024 году. Компании сектора розничной торговли переходят от стратегии сокращения к стабилизации и увеличению бюджетов (89%), аналогичная тенденция и в горно-металлургической отрасли. Бюджеты на обучение в 74% компаниях-респондентов индустрии здравоохранения в основном остаются без изменений».
Татьяна Суслова
Партнер Группы компаний Б1, генеральный директор Академии бизнеса Б1.
-(1).jpg)
Негативная динамика (как в 2023 году, так и по прогнозам на вторую половину (2024 года) наблюдается в отраслях сельского хозяйства и автомобильного сектора (так ответили около 70% компаний, участвовавших в опросе). Представители индустрии технологий (ИТ) прогнозируют стабильный уровень бюджетов в 2024 году с сохранением уровня прошлого года (67%), при этом в некоторых компаниях планируется частичное сокращение выделяемых объемов (около 20%).
НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В 2023 ГОДУ
участников опроса среди наиболее популярных тем обучения выделяют лидерство в условиях неопределенности (в 2022 году так сказали 43% опрошенных)
респондентов к востребованным темам обучения отнесли управление изменениями
респондентов отметили важность операционной эффективности
Стоит отметить, что в условиях острой кадровой незащищенности, необходимости сохранения талантов и подготовки преемников в 2023 году в топ-5 тем возвращается управление командой (33% опрошенных респондентов).

Еще одной важной тенденцией является стремление компаний к изучению и внедрению технологий искусственного интеллекта на всех уровнях управления (от стратегического до операционного). Эта тема станет номером один в 2024 году по мнению 52% опрошенных.
КОМПЕТЕНЦИИ, КОТОРЫХ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ СОТРУДНИКАМ
При определении проблемной зоны более трети (38%) респондентов отметили области применения искусственного интеллекта: развитие ИИ движется настолько быстро, что системы образования и программы профессиональной подготовки не всегда успевают адаптироваться и обновляться в соответствии с новыми требованиями. Более того, несмотря на рост числа курсов и программ по ИИ, качество этих программ может существенно варьироваться; проблема усугубляется и высокой конкуренцией за таланты.
Важно отметить, что респонденты стали практически в 1,5-2 раза чаще (по сравнению с прошлым годом) сообщать о недостатке компетенций в области стратегического менеджмента (сейчас 31%), продуктового менеджмента (23%), управления инновациями (24%) и визуализации данных для бизнеса (27%).


«Это еще раз подчеркивает переход компаний от стадии адаптации к стадии развития и масштабирования и, как следствие, демонстрирует высокую потребность в специалистах, способных создавать новые конкурентные решения, выходить на не рассматривавшиеся ранее сегменты клиентов и запускать новые проекты».
Татьяна Суслова
Партнер Группы компаний Б1, генеральный директор Академии бизнеса Б1.
-(1).jpg)

Анализ ответов респондентов продемонстрировал разные точки фокуса в области развития компетенций, на которых концентрируются HR-специалисты и руководители. Первые сосредоточены на долгосрочной стратегии развития кадров, отмечая, к примеру, значительный дефицит специалистов по ИИ, которые будут необходимы для внедрения инноваций и повышения конкурентоспособности компаний.
В свою очередь руководители фокусируются на текущих потребностях компании, решают вопросы производительности и достижения бизнес-целей. Они отмечают, что успешная реализация проектов и поддержание мотивации сотрудников невозможны без сильных лидерских качеств и умения эффективно управлять командами.
По мнению экспертов, программы обучения должны комбинировать оба аспекта, учитывая интересы и ожидания заинтересованных сторон. Как следствие, это будет способствовать как поддержанию стратегических целей компании, так и решению наиболее острых проблем руководителей в части кадрового обеспечения.
НОВЫЕ ФОРМАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По сравнению с прошлым годом заметно возросла популярность стратегических сессий (в 2,5 раза – до 40%). Это обусловлено двумя факторами: с одной стороны, такие сессии позволяют руководителям и командам оперативно реагировать на изменения и корректировать стратегические планы, с другой – это помогает вовлечь всех ключевых участников процесса в обсуждение и принятие решений.

Компании активно продолжают поддерживать персонализированный подход к развитию ключевых сотрудников. Это подтверждается увеличением в 2023 году популярности индивидуального коучинга (в 1,5 раза – до 31%), который максимально адаптирован под текущие потребности и обстоятельства участника сессии, обеспечивает высокую релевантность и практическую ценность для его профессионального и личного развития.
По мнению респондентов, компании и индивидуальные пользователи начали осознавать, что для глубокого понимания и применения на практике требуется более комплексное обучение. Как следствие, L&D-специалисты стараются применять комбинированные подходы, сочетающие микрообучение (потребность в котором упала в 1,5 раза) с другими форматами, такими как тренинги, вебинары, видеокурсы, встречи с экспертами, сессии по обмену опытом.
КАК ИЗМЕНИТСЯ РОЛЬ HR И L&D В БЛИЖАЙШИЕ 2-3 ГОДА
Большинство респондентов (более 20%) отмечают, что отделы HR и L&D все чаще будут выступать в роли стратегического партнера для бизнеса (консультанта), помогая формировать цели и адаптировать в соответствии с ними кадровые стратегии. Это будет требовать от специалистов этих функций глубокого понимания бизнес-процессов и способности быстро принимать и внедрять изменения.
На втором месте (более 10%) фигурирует ответ, связанный с цифровизацией, использованием данных для принятия решений и изучением опыта сотрудников (employee experience). Аналитика уже становится неотъемлемой частью работы HR и L&D.


«В условиях растущего выгорания среди сотрудников специалисты будут уделять больше внимания программам, включающим поддержку ментального здоровья, балансу между работой и личной жизнью, а также физическому здоровью. То есть один из фокусов внимания HR и L&D будет сосредоточен на благополучии сотрудников».
Татьяна Суслова
Партнер Группы компаний Б1, генеральный директор Академии бизнеса Б1.
-(1).jpg)
Респонденты также отмечают, что в условиях кадровой незащищенности и растущих проблем с удержанием сотрудников особое место в работе HR и L&D будет занимать создание и / или укрепление сильной корпоративной культуры.
АВТОРЫ
-(1).jpg)
Татьяна Суслова
Партнер Группы компаний Б1
Генеральный директор Академии бизнеса Б1
Связаться

Павел Митрофанов
Генеральный директор
ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
Связаться
 (1) (1).jpg)
Текущее состояние и тенденции развития проектного управления в России
Согласно результатам исследования Б1, количество успешных стратегических инициатив больше в тех организациях, которые инвестируют в управление проектами. Какие еще тренды наблюдаются в развитии проектного менеджмента в России?
04.03.2024
-(1)-(1).jpg)
Академия бизнеса Б1: 30 лет лидерства и инноваций в сфере корпоративного обучения
В этом году Академия бизнеса Б1 отмечает 30-летие на рынке профессионального обучения в России и СНГ. За эти годы Академии удалось зарекомендовать себя как одну из ключевых организаций в сфере корпоративного бизнес-образования.
04.09.2023

Трансформация функции обучения и развития в новых реалиях
Как меняется сфера корпоративного обучения в России? Представляем вам результаты совместного исследования Академии бизнеса Б1 и Forbes Education.
31.05.2023

Академия бизнеса Б1 и Forbes Education запустили исследование по теме обучения и развития сотрудников компаний в новых условиях
Академия бизнеса Б1 вместе с Forbes Education приглашают сотрудников сферы HR, L&D, а также руководителей принять участие в исследовании на тему «Трансформация функции обучения и развития в новых реалиях».
28.03.2023