-(1)-(1).jpg)
С 1 января 2025 года в вступил в силу законопроект, предусматривающий ряд значимых изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в том числе введение расширенной прогрессивной шкалы НДФЛ и уточнение ряда льгот и специальных правил[1].
Для того, чтобы оценить уровень готовности налогоплательщиков к изменениям в налоговой системе с 2025 года, Группа компаний Б1 в октябре ‒ ноябре 2024 года провела исследование, в рамках которого были опрошены 500 респондентов – физических лиц с разным уровнем дохода.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
Большинство россиян интересуются вопросами налогообложения. Это подтвердили 87% участников нашего исследования
-
Лишь четверть респондентов оценивает уровень своей налоговой грамотности как высокий
-
76% опрошенных нами налогоплательщиков считают наиболее достоверными источниками информации в сфере налогообложения сайты компаний, оказывающих профессиональные услуги по этим вопросам. Наименьшее доверие сегодня вызывают социальные сети и телевидение
-
Налоговая реформа 2025 года – тема, вызывающая максимальный интерес в сфере налогов, по мнению участников исследования. Ее поставили на первое место более 90% респондентов
-
Налогоплательщиков с годовым доходом, превышающим 5 млн рублей, чаще, чем всех респондентов, заботят такие темы, как двойное налогообложение (64% против 54% среди всех респондентов), изменение правил, касающихся доходов, полученных от инвестиций (48% против 40%), и корректировка зарубежного налогового законодательства (48% против 35%)
-
Почти для половины респондентов актуален вопрос сдачи персональной налоговой отчетности
-
49% респондентов видят сложности в том, чтобы разобраться с правилами налоговой отчетности
-
Более 20% респондентов считают уместным ежегодно тратить на услуги налоговых консультантов свыше 30 000 рублей
-
У 29% участников опроса есть опыт обращения за консультацией к профессионалам в области налогов. Среди тех, чей доход превышает 5 млн рублей в год, эта доля ожидаемо выше – 41%
-
У респондентов наиболее востребованы общие консультации по интересующим вопросам налогообложения (72%)
-
Большинство тех, кто обращался за налоговой консультацией, остались довольны. 83% респондентов указали, что им понравилось качество услуги; 78% отметили экономию времени; 66% ‒ четкость и лаконичность инструкций, что упростило процесс подачи налоговой декларации
-
Образовательные семинары / вебинары и публикации в телеграм-каналах – наиболее популярные источники информации о налогах. Их выбрали 65% и 60% респондентов соответственно


«Законодатели и налоговая служба продолжают работать над упрощением налоговых процессов. Однако, несмотря на это, полная автоматизация функционала и освобождение налогоплательщиков от взаимодействия с налоговыми органами в настоящее время пока невозможны. Очевидно, что налоговая реформа 2025 года не только повышает налоговую нагрузку, но и усложняет ряд привычных для российских налогоплательщиков процессов. Поэтому уже сегодня следует задуматься о мерах, позволяющих заблаговременно оценить объем налоговых выплат и учесть предлагаемые законодателем льготы».
Геладжо Дикко
Партнер Группы компаний Б1, группа консультирования по управлению персоналом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Респонденты по-разному относятся к необходимости сдавать персональную налоговую отчетность. С одной стороны, значительная часть налогоплательщиков не готова разбираться в требованиях налогового законодательства, а с другой – многие обеспокоены возможностью доначисления налогов и штрафных санкций за налоговые правонарушения.
Многие налогоплательщики признают необходимость повышения уровня правовой грамотности в сфере налогообложения. Они занимаются этим либо самостоятельно, либо с помощью профессионалов – налоговых консультантов, получая их поддержку в разных доступных форматах (вебинары / семинары, персональные консультации, практическая помощь с отчетностью и т. д.).
Налоговое ведомство РФ прилагает значительные усилия для того, чтобы упростить процесс взаимодействия с налогоплательщиками-физическими лицами и снизить административную нагрузку в вопросах отчетности. Однако в условиях усложнения законодательства и увеличения налоговых ставок вряд ли можно представить себе полную автоматизацию этого процесса. Уровень осведомленности о профессиональных услугах в этой области пока нельзя назвать значительным, что не вполне коррелирует с трендом на усложнение законодательства. При этом высока вероятность расширения этой практики, ведь те налогоплательщики, кто такими услугами воспользовался, остались удовлетворены и отмечают качество предоставленной информации и значительную экономию времени.