По мнению клиентов российских банков, за последнее время доступ к услугам почти не изменился, технологии существенно облегчили жизнь, а безопасности счетов и транзакций уделяется пристальное внимание
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
Потребители банковских услуг не заметили серьезных изменений в исследуемой сфере
-
Благодаря технологиям, посещать офисы банков приходится заметно реже
-
Отключение от мировых платежных систем для клиентов банков прошло без особых проблем
-
Большинство россиян пользуются картами «Мир»
-
У большинства россиян нет возможности грамотно планировать свои финансы и откладывать средства на будущее
-
Вопросы банковской безопасности являются актуальными для большинства россиян
-
Качество обслуживания в банковской сфере значительно выросло. Большинство опрошенных считают, что услуги стали более удобными
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
С точки зрения потребителей банковских услуг, в российской банковской сфере не произошло никаких прорывных изменений. Банковские продукты по-прежнему востребованы среди клиентов: так, 87% опрошенных наиболее активно пользуются банковскими картами. А финтех, который достиг высокого уровня внедрения еще в допандемийные времена, прекратил быть преимуществом, став неотъемлемой частью повседневной жизни российских пользователей. По данным исследования EY[1], Россия тогда вошла в тройку лидеров проникновения финтех-услуг вместе с Китаем и Индией.
-
Технологии позволили снизить число посещений банков. 53% приходят в офис раз в несколько месяцев или вообще не смогли вспомнить, когда были в финансовом учреждении последний раз. 49% пользуется банковскими приложениями каждый день.
-
При ответе на вопрос о реакции на текущие события 46% опрошенных указали, что стали быстрее тратить. При этом 34% стали больше откладывать.
-
Часть россиян настороженно относится к банкам. 26% опрошенных, получая регулярные выплаты на счет, сразу снимают всю сумму наличными.
-
Отключение от мировых платежных систем прошло практически незамеченным среди пользователей. 64% опрошенных используют карты «Мир». 54% продолжают использовать карты Visa, 44% – Mastercard. При этом среди пенсионеров доля тех, у кого есть карты платежной системы «Мир», – 83%.
-
Несмотря на отключение некоторых технологий, 61% опрошенных не заметили особых сложностей при оплате гаджетами.
-
Лишь 26% опрошенных указали, что у них есть возможность откладывать на будущее. У 45% такой возможности нет.
-
Те, у кого есть возможность для инвестирования и сбережения, чаще используют банковские депозиты в рублях (37%).
-
Вопросы безопасности использования банковских продуктов волнуют большинство россиян. 54% опрошенных обеспокоены проблемой банковской безопасности, а 52% сталкивались с попытками мошенников списать денежные средства или получить доступ к счетам.
-
Криптовалюты еще не получили достаточного распространения среди респондентов, их используют лишь 4% тех, у кого есть возможность для инвестирования. При этом данное значение больше, чем число тех, кто использует для сбережений и инвестиций иностранные валюты и паевые инвестиционные фонды (по 3% опрошенных).
-
Услуги по страхованию счетов от действий мошенников пока недостаточно востребованы. Лишь 6% опрошенных пользуются данными сервисами.
-
Банки повышают качество обслуживания клиентов. 59% опрошенных считают, что услуги стали более доступными, 37% – что их качество повысилось, а 35% отметили, что обращение за банковскими услугами стало занимать меньше времени.
Российские банки в 2022 году столкнулись с серьезными сложностями, связанными с международным давлением, а также сокращением возможностей по операциям в валюте, отключением от международных платежных систем и снижением внутренней ликвидности.
Однако за время, прошедшее с конца февраля, банковский сектор вполне адаптировался к новым условиям. Уже несколько месяцев ситуация в этой сфере остается стабильной, некоторые показатели даже увеличиваются.
Объемы ипотечных кредитов растут, что, возможно, связано с развитием льготной ипотеки, на которую приходится наибольший объем выданных займов[2].
Рост корпоративного кредитования, отмечающийся в последнее время, может свидетельствовать о том, что у российской банковской системы существует некий запас прочности.
Небольшой отток средств частных лиц из банков[3] компенсируется притоком средств юридических лиц[4].
При этом клиенты российских банков не могли не заметить перемен, произошедших в банковском секторе в последнее время. Группа компаний Б1 продолжает изучать мнения российских потребителей. Чтобы понять, каковы ожидания клиентов от российских банков в перспективе на ближайшее будущее, наша команда опросила 1040 активных пользователей российского сегмента интернета.
Этот опрос продолжает серию исследований настроений российских потребителей и их отношения к переменам, произошедшим в стране с февраля 2022 года.
КЛИЕНТЫ БАНКОВ НЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ ПОТРЯСЕНИЙ
По данным опроса, проведенного Группой компаний Б1 в августе-октябре 2022 года, российские потребители в целом смогли неплохо адаптироваться к произошедшим изменениям[5]. Не стал исключением и банковский сектор. Клиенты российских банков, несмотря на некоторую неуверенность в первом полугодии, продолжают достаточно активно пользоваться финансовыми услугами и продуктами.
Проанализировав банковские продукты, которыми регулярно пользуются граждане России, можно увидеть, что почти все опрошенные (87%) пользуются банковскими картами, 31% – кредитными, реже всего используют счета во иностранной валюте – 5% и переводы за рубеж – 2%.
46% опрошенных указали, что в связи с последними событиями стали больше тратить, и лишь 4% стараются взять новый кредит. При этом 34% стали больше откладывать.
Россияне остаются достаточно консервативными в методах сохранения денежных средств и инвестирования.
26% опрошенных сразу снимают наличными большую часть полученных на расчетный счет денежных средств, а 37% не получают регулярных выплат на расчетный счет, лишь иногда пользуясь услугами банков.
ТЕХНОЛОГИИ УПРОЩАЮТ ЖИЗНЬ
Развитие финансовых технологий, которое резко ускорилось в России в последние годы, позволило до минимума сократить посещения банков. Большинство опрошенных (53%) либо бывают в офисе раз в несколько месяцев, либо не смогли вспомнить, когда были в финансовом учреждении последний раз.
Лишь 6% респондентов посещают банк ежедневно. Наличие современных банковских приложений позволяет проводить практически все необходимые операции, не выпуская смартфона из рук или открыв страницу в браузере на персональном компьютере.
49% опрошенных регулярно пользуются приложениями для смартфонов для проведения банковских операций, и лишь 16% не используют эту возможность.
Большинство россиян активно используют онлайн-сервисы по продаже товаров и предоставлению услуг, толчок развитию которых дала пандемия COVID-19, и после снятия ограничений. Подавляющее большинство наших респондентов (64%) часто или очень часто оплачивают покупки онлайн.
Несмотря на отключение международных сервисов бесконтактной оплаты, большинство россиян (61%), опрошенных нами, не заметили серьезных изменений в оплате гаджетами. Лишь 17% полностью перестали пользоваться оплатой при помощи устройств с технологией бесконтактной оплаты.
То же самое можно сказать и про отключение от мировых платежных систем. Для подавляющего большинства клиентов российских банков это отключение осталось незамеченным. По данным, полученным нами, 64% опрошенных россиян активно используют карты платежной системы «Мир», при этом среди пенсионеров эта доля достигает 83%.
54% и 44% опрошенных соответственно продолжают пользоваться картами Visa и Mastercard. Карты китайской платежной системы UnionPay есть лишь у 2%.
СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ ПОКА НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Согласно результатам исследования «Потребители остывают к брендам: миф или реальность», которое было проведено в августе-октябре 2022 года, у российского потребителя нет возможности планировать свои финансы на длительное время. 60% опрошенных либо не имеют возможности планировать свой бюджет, либо планируют его на срок не больше одного месяца.
По данным, полученным в ходе подготовки настоящего исследования, у 45% россиян нет возможности откладывать деньги на будущее, а еще 26% затруднились ответить, согласившись с тем, что ситуация постоянно меняется. Лишь 29% опрошенных положительно ответили о такой возможности.
Среди тех, кто не отрицал возможность для инвестирования и сбережения, наиболее востребованным инструментом являются банковские депозиты в рублях, таких оказалось 37%. Еще 17% хранит деньги наличными в рублях, а 15% откладывают деньги на расчетный счет.
17% опрошенных из числа тех, у кого есть возможность откладывать на будущее, используют для инвестирования и сбережения долгосрочные инвестиции в ценные бумаги и паевые фонды, а также операции с криптовалютами. Инструменты, связанные с иностранной валютой, менее популярны. Так, банковские депозиты в иностранной валюте есть у 5% тех, кто может инвестировать, еще 4% хранят деньги на счетах в валюте, и 3% проводят операции с иностранной валютой.
БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ
Вопросы безопасности банковских сделок и угроза со стороны мошенников в значительной степени волнуют россиян. Несмотря на то что 54% опрошенных обеспокоены проблемой банковской безопасности и 52% сталкивались с попытками мошенников списать денежные средства или получить доступ к счетам, лишь 6% опрошенных пользуются услугами по страхованию счетов. При этом среди тех, кто не сталкивался с попытками мошенников совершить незаконные операции, таких клиентов всего 4%.
При этом, 19% опрошенных указали, что мошенники несколько раз пытались совершить противоправные действия с их счетами и денежными средствами.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ И УЛУЧШЕНИЕ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ.
Оценивая технологические изменения при оказании банковских услуг, которые произошли за последние несколько лет, 59% опрошенных считают, что услуги стали более доступными, 36% – что их качество повысилось, а 35% – что пользование банковскими услугами стало занимать меньше времени. Однако у 20% появились опасения, связанные с безопасностью, и 7% считают, что пользование услугами потребовало дополнительных знаний.
Оценивая востребованность банковских продуктов в будущем, большинство опрошенных (69%) считают, что наиболее востребованы будут по-прежнему дебетовые карты и возрастет популярность накопительных счетов (29%), наименее востребованными будут операции с валютой (5%) и переводы за рубеж (5%).
Несмотря на внешнее давление на банковскую структуру и иные сложности, российские вкладчики в целом не испытывают особых проблем в доступе к банковским услугам и пользовании банковскими продуктами. При этом важно отметить, что клиенты российских банков склонны на ближайшее время выбирать консервативные продукты, предполагающие низкий уровень риска, такие, например, как накопительные счета и банковские депозиты. Возможно, из-за текущей ситуации переводы за рубеж также станут более востребованными.
Показать ссылки
-
[1] Индекс проникновения услуг финтех 2019 EY
-
[2] Банки РФ в январе-сентябре увеличили портфель ипотечных кредитов на 10,8%
-
[3] Лучше наличными. Россияне массово закрывают банковские вклады?
-
[4] Российские банки: финансовые итоги 9 месяцев 2022 года
-
[5] Потребители остывают к брендам: миф или реальность
Авторы:
- Геннадий Шинин, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора
- Михаил Цибулевский, партнер Группы компаний Б1, руководитель отдела по оказанию консультационных услуг организациям финансового сектора
- Евгений Фомичев, старший менеджер отдела по оказанию консультационных услуг организациям финансового сектора Группы компаний Б1
- Алексей Рыбников, руководитель аналитического центра Группы компаний Б1
- Александр Алексеев, аналитик аналитического центра Группы компаний Б1