Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Назад на главную

Обзор рынка кикшеринга в России

Ноябрь 2022 г.

Поделиться

Среднегодовой темп роста рынка кикшеринга в РФ с 2021 по 2026 год в денежном выражении составит порядка 60%[1]. Такой результат обусловлен увеличением числа пользователей и количеством их поездок

КЛЮЧЕВЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА КИКШЕРИНГА В РФ

При этом среднее время поездки пользователя на электросамокате снижается, так как люди переходят от долгих развлекательных поездок к коротким транспортным. А увеличение стоимости минуты со стороны операторов кикшеринга сдерживается из-за наличия конкуренции за пользователей, а также развития подписочных моделей.

ТЕМПЫ РОСТА РЫНКА КИКШЕРИНГА В РФ ОПЕРЕЖАЮТ МИРОВЫЕ В ЧЕТЫРЕ РАЗА

РАЗВИТИЕ РЫНКА КИКШЕРИНГА В РФ ПОВТОРЯЕТ ДИНАМИКУ РОСТА ОТДЕЛЬНЫХ РАЗВИТЫХ СТРАН, НО С ОТСТАВАНИЕМ В ДВА ГОДА

Резкий скачок (примерно в 6 раз) в отдельных развитых странах пришелся на 2019 год, а в РФ на 2021.

Среди основных причин двухлетнего опережения развития кикшеринга за рубежом можно назвать следующие:

  • Развитые страны раньше столкнулись с проблемами мобильности (пробки, нехватка парковочных мест, высокая стоимость парковок), появлением запроса населения на декарбонизацию, а также переходом от владения к шерингу
  • К моменту развития кикшеринга в представленных странах (см. график ниже) уже существовала развитая инфраструктура велодорожек и культура микромобильности (личные велосипеды и т.д.)

Исходя из темпов роста проникновения кикшеринга в развитых странах, его проникновение в РФ может достигнуть 14% к 2026 году.

ПОКАЗАТЕЛИ ГОРОДОВ С БОЛЕЕ РАЗВИТЫМ КИКШЕРИНГОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НАЛИЧИИ ПОТЕНЦИАЛА НА РЫНКЕ КИКШЕРИНГА В РФ

  • Потенциал роста рынка кикшеринга РФ возможен как за счет открытия сервиса в новых городах, так и за счет увеличения проникновения в существующих городах
  • Всего в РФ 172 города с населением от 100 тыс. человек. Хотя бы один оператор уже есть в 92 городах, при этом потенциал для роста остается существенным
  • На данный момент плотность (число электросамокатов на тысячу человек), даже в городах с уже достаточно развитым рынком кикшеринга, в 2-4 раза меньше, чем в зарубежных городах с более зрелым рынком кикшеринга

При этом рост количества самокатов на население может сдерживаться государством. Так, например, в Осло флот операторов кикшеринга ограничен 8 тысячами электросамокатов; в Стокгольме городской совет принял решение ввести ограничение в 12 тыс. электросамокатов.

Потенциал рынка кикшеринга в РФ составляет около 54 млн активных пользователей.

СУЩЕСТВУЕТ РЯД ЗНАЧИМЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ ДЛЯ КОРОТКИХ ПОЕЗДОК В СРАВНЕНИИ С АВТОТРАНСПОРТОМ

СУЩЕСТВУЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА КИКШЕРИНГА В РФ ПРИ ДОСТАТОЧНО НЕВЫСОКОМ УРОВНЕ УГРОЗ

Ключевые стратегические возможности развития рынка:

  • Увеличение количества пользователей в городах, где уже есть операторы кикшеринга
  • Увеличение количества пользователей в новых городах
  • Расширение каналов сбыта
  • Расширение портфеля услуг (например, продажи дополнительных сервисов – собственных или в партнерстве)
  • Выход в новые сегменты (например, B2B)
  • Развитие франчайзинговой сети

Ключевые барьеры и угрозы развития рынка:

  • Низкие темпы развития инфраструктуры для микромобильного транспорта
  • Введение регуляторных ограничений, таких как ограничение флота электросамокатов в городе, введение зон, запрещающих движение электросамокатов, и др.
  • Ценовая война за долю на рынке

В РОССИИ УЖЕ УТВЕРДИЛИ ПДД ДЛЯ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ

ПДД для электросамокатов
 

  • 7 октября 2022 года Правительство РФ утвердило изменения в ПДД касательно электросамокатов:
    • СИМ выделены в отдельную категорию в ПДД
    • Разрешено движение по тротуару и велодорожкам
    • Разрешено совместное движение с пешеходами для СИМ весом до 35 кг
    • Разрешенная предельная скорость 25 км/ч
    • СИМ не относятся к категории мопедов – для управления электросамокатами не нужны права
    • Разрешено движение по правому краю проезжей части при отсутствии/недостаточной ширине тротуара, если поток машин медленнее 60 км/ч.


Регулирование операторов кикшеринга
 

  • Регулирование операторов кикшеринга на федеральном уровне отсутствует.
  • Однако в Транспортной стратегии РФ до 2030 г. заявлено намерение развивать микромобильность путем стимулирования использования СИМ.
  • Поддержка операторов на данный момент существует в Москве – ежегодная выдача грантов на обновление парка.

США
 

  • На федеральном уровне в США рынок регулируют в рамках Закона о безопасности потребительских товаров. Согласно ему, электросамокаты приравняли к низкоскоростным велосипедам или двух- и трехколесным транспортным средствам.
  • Однако от штата к штату ПДД для самокатов разнятся, например, различается максимальная скорость, минимальный возраст пользователя, требование использования шлема т.д.
  • Регулирование операторов кикшеринга также осуществляется на уровне городов.


Европа
 

  • В большинстве стран Европы есть отдельные ПДД для электросамокатов, однако сами правила разнятся от страны к стране.
  • Регулирование операторов кикшеринга также осуществляется на уровне городов.

МОСКВА – ГОРОД С НАИБОЛЕЕ ЖЕСТКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КИКШЕРИНГА, ОДНАКО МОЖНО ОЖИДАТЬ ВВОД ПОХОЖИХ ПРАВИЛ И В ДРУГИХ ГОРОДАХ

Москва

Ограничения на количество электросамокатов:

  • Не более 40 тыс. самокатов в 2022 году
  • 10 тыс. самокатов на одного оператора (могут быть исключения до 15 тыс.)
  • Обычно квоты делятся пропорционально величине флота оператора 

Ограничение на количество самокатов на городских парковках:

  • На одной парковке могут размещаться не более шести самокатов каждого оператора

Ограничения на территориальное распределение самокатов:

  • Не более 30% в пределах Садового кольца
  • Не более 30% между Садовым и Третьим транспортным кольцом
  • Не менее 40% за пределами Третьего транспортного кольца

Ограничение скорости в определенных зонах:

  • 110 «медленных зон»[2]
  • Планируется увеличение их количества

Санкт-Петербург

Ограничение на количество самокатов на городских парковках:

  • Пока вводят только временные ограничения на парковку в зонах проведения массовых мероприятий

Ограничения на территориальное распределение самокатов:

  • Рассматривают введение зон, где проезд электросамоката будет закрыт

Ограничение скорости в определенных зонах:

  • Максимальная допустимая скорость 20 км/ч
  • Есть зоны до 15 км/ч и 10 км/ч

Екатеринбург

Ограничения на количество электросамокатов:

  • Рассматривается введение ограничения на число самокатов

Ограничение скорости в определенных зонах:

  • Максимальная допустимая скорость 25 км/ч
  • Есть «медленные зоны»

Адлер

Ограничения на количество электросамокатов:

  • Общее число электросамокатов в Сочи (в т. ч. район Адлера) – 1,5 тыс. шт.

Ограничение на количество самокатов на городских парковках:

  • Ограничения отсутствуют/не указаны

Ограничения на территориальное распределение самокатов:

  • Запрещено пользоваться электросамокатами на центральной набережной района от ТЦ «Мандарин» до пляжа «Огонек-3»

Ограничение скорости в определенных зонах:

  • Разрешено развивать скорость не более 25 км/ч
  • Есть «медленные зоны»

Тюмень

Ограничение на количество самокатов на городских парковках:

  • Появились тестовые парковки для электросамокатов в 30 локациях, ограничений по количеству нет

Ограничения на территориальное распределение самокатов:

  • Въезд для электросамокатов запрещен в 27 зонах города (на мосту Влюбленных, площади Памяти, Цветном бульваре и др.)

Ограничение скорости в определенных зонах:

  • 60 «медленных зон» – ограничение 15 км/ч
  • В остальных зонах – до 25 км/ч

Показать ссылки

Авторы: 

  • Андрей Томышев, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг стратегии и сделок предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта
  • Надежда Притчина, старший менеджер Группы компаний Б1, департамент консалтинга, технологий и транзакций
  • Павел Францишко, ведущий консультант Группы компаний Б1, департамент консалтинга, технологий и транзакций