В последние полгода на топливном рынке РФ наблюдается рост биржевых цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95. И если АИ-92 пока только близок к тому, чтобы превзойти исторический максимум 2021 года, то стоимость АИ-95 вот уже несколько месяцев бьет рекорды (см. рис. 1).
Несмотря на санкции, российский экспорт бензина за январь-май увеличился на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 2,5 млн т[1]. Из-за резкого повышения оптовых цен Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям перенаправить экспортные потоки на внутренний рынок, благодаря чему в первую неделю июня среднесуточный экспорт упал в четыре раза относительно конца мая, однако это почти не повлияло на рост котировок.
Стоит отметить, что весной на многих НПЗ были объявлены сезонные ремонтные работы, пик которых пришелся на май, в связи с чем переработка снизилась до минимального уровня за год — около 715 тыс. т в сутки, что привело к падению объемов продаж бензина на СПбМТСБ и спровоцировало дальнейший разгон цен. Толкает их вверх и сокращение выплат по демпферу (если в апреле 2022 года они составляли 450,3 млрд руб., то в апреле 2023 года – всего 107,2 млрд руб.[2]), а намеченная на сентябрь корректировка урежет выплаты еще больше, что скажется на объемах поставок на внутренний рынок.
Подорожание опта повлекло за собой рост цен на автозаправочных станциях, что не могло остаться незамеченным регуляторами. Так, в начале июня ФАС направила письма девяти нефтяным компаниям с требованием увеличить продажи бензина марок АИ-92 и АИ-95 на бирже, так как с января по май их объем упал на 7,9%, что, по мнению антимонопольного органа, привело к формированию на внутреннем рынке неудовлетворенного спроса и сильно сказалось на оптовой стоимости. Согласно данным СПбМТСБ, продажи бензинов на этой площадке за пять месяцев 2023 года действительно снизились до 3,5 млн т, что на 9,5% меньше, чем годом ранее. ФАС также предложила повысить нормативы продаж бензина на бирже на 1 п. п. до 13%[3] и начала изучать действия некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний на соответствие антимонопольным требованиям. При этом Минэнерго не рассматривает возможность запрета экспорта бензина[4] – речь может идти лишь о рекомендации бизнесу снизить объем таких поставок. Вице-премьер Александр Новак в свою очередь поручил Минэнерго и ФАС принять меры по недопущению серого экспорта и проработать квотирование продаж нефтепродуктов за рубеж нефтяными компаниями[5].
Очевидно, что на российском топливном рынке сложилась непростая ситуация, которая может привести к серьезным изменениям в регулировании отрасли. Насколько в итоге будет соблюден баланс интересов между производителями, потребителями и прочими сторонами – вопрос пока открытый.