Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все новости

Рынок совместной мобильности в России может вырасти более чем вчетверо, до 350 млрд рублей, в ближайшие пять лет

22.12.2023

Поделиться

Запросы от СМИ

Вы можете отправить нам запрос по электронной почте:

Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях, чтобы не пропустить все самое интересное!

Группа компаний Б1 представила аналитическое исследование по российскому рынку совместной мобильности, куда входят каршеринг, кикшеринг и другие форматы совместного использования транспорта. Рынок совместной мобильности в России растет быстрее такси и аренды авто и может достичь 350 млрд рублей к 2028 году; основной драйвер развития – каршеринг, который в ближайшие пять лет более чем удвоится по объему парка и составит 136 тысяч автомобилей. Рынок услуг каршеринга в РФ может расти со среднегодовыми темпами на уровне 40% в период с 2023 по 2028 год и может достичь 234 млрд рублей к 2028 году.

Рынок совместной мобильности 

  • К рынку совместной мобильности можно отнести форматы каршеринга, кикшеринга (прокат самокатов), велошеринга. Объем российского рынка  совместной мобильности в 2023 году составит порядка 86 млрд рублей и, предположительно, будет расти примерно на 32% в год в 2023–2028 годах – быстрее рынка такси (+7% в год) и аренды автомобилей (+9%), в результате чего может достичь порядка 350 млрд рублей к 2028 году. Основные драйверы роста каршеринга – стагнация спроса на личные авто на фоне роста стоимости покупки и владения автомобилем и удорожания кредитов, повышение тарифов такси, развитие интернет-сервисов, рост популярности модели шеринга.
  • Общий объем рынка мобильности, куда входят совместная мобильность, такси и аренда автомобилей (без учета общественного транспорта), может вырасти до 1,6 трлн рублей с текущих 959 млрд рублей. Доля каршеринга как более универсального формата передвижения, подходящего в том числе для междугородных поездок, в общем объеме спроса на разные виды мобильности, включая такси, аренду авто и пр., будет расти и может увеличиться до 15% к 2028 году с 3,7% по итогам 2023 года.
  • Доступность авто для россиян снижается на фоне роста цен и ставок по кредитам – так, средневзвешенная цена на новый автомобиль с 2019 года выросла на 183%, на машину с пробегом – на 206%. Средний возраст автопарка в России растет – на фоне высокой стоимости покупки нового авто, в результате растут расходы на содержание авто. Средний возраст в России в 2022 году составил 14 лет, в Москве – 10,4 года.
  • По оценке Б1, в 2023 году средняя стоимость 1 км пути в каршеринге составляла 23 рубля, в такси – 39 рублей. В среднем российскому потребителю каршеринг за год обходится на 35% дешевле такси и втрое дешевле, чем содержание собственного авто (даже без учета стоимости платной парковки в крупных городах).

Каршеринг в России 

  • Российский рынок каршеринга по итогам 2023 года может достичь 44 млрд рублей. Автопарк каршеринга за следующие пять лет может более чем удвоиться – с текущих 61 тысяч авто до 136 тысяч. По прогнозам Б1, рынок услуг каршеринга в РФ будет расти со среднегодовыми темпами на уровне 40% в период с 2023 по 2028 год и может достичь 234 млрд рублей к 2028 году. Основные факторы роста – те же, что и для роста рынка совместной мобильности (удорожание стоимости владения личным автомобилем), а также дальнейшее углубление проникновения в городах присутствия и развитие каршеринга в регионах. Из 36 городов с населением более 0,5 млн человек, крупными операторами каршеринга охвачено только 10.
  • Исследование Б1 показывает, что основными игроками на российском рынке каршеринга являются Делимобиль, Яндекс Драйв, Ситидрайв и Белка. Делимобиль является лидером на рынке по количеству поездок как в России в целом с долей ~40%, так в и Москве, где занимает ~50%, и обладает крупнейшим автопарком каршеринга в стране.
  • В 2023 году Москва лидирует по размеру каршеринг-автопарка в мире, который на 3 квартал 2023 года составляет около 29 тыс. авто, ближайшие города – Токио (25 тыс.), Пекин (17 тыс.). Таким образом, Россия – крупнейший мировой рынок каршеринга. При этом по уровню проникновения в автомобилях на 1 тыс. человек Москва отстает от некоторых городов Европы, что говорит о сохранении потенциала развития даже в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, которые сохранят за собой роль лидеров российского рынка каршеринга.

Предпочтения россиян по форматам мобильности 

  • Доля россиян, у кого есть личный автомобиль не старше 5 лет и тех, кто планируют покупку нового авто на горизонте 5 лет, снижается – это показывает опрос[1], проведенный Б1 в 2020 и 2023 годах.  57% россиян планируют приобретение автомобиля только через 3-5 лет и позже, в 2020 году их доля составляла 44%.
  • Доля жителей крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, использующих личное авто в ежедневном режиме, снижается. Только порядка половины владельцев авто используют его каждый день. При этом интерес к передвижению на каршеринге вырос более чем на треть. 

«Исследование показало, что в ближайшие несколько лет российский рынок совместной мобильности будет расти, в том числе благодаря росту рынка каршеринга. Мы выяснили, что сегодня этот вид транспорта востребован среди россиян: так, опрос Б1 показал, что за последние три года респонденты стали чаще выбирать общественный транспорт, такси и каршеринг, а доля тех, кто владеет собственным автомобилем, уменьшилась. В целом, в сравнении со странами с похожим уровнем урбанизации Россия действительно располагает потенциалом роста доли активных пользователей услуг каршеринга, перспективы роста сохраняются и в Москве и Санкт-Петербурге, несмотря на то, что эти города уже являются одними из мировых лидеров по проникновению этого вида транспорта».

Андрей Томышев

Партнер Группы компаний Б1, руководитель группы стратегического консалтинга, руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта

Андрей Томышев

О Группе компаний Б1

Группа компаний Б1 предлагает многопрофильную экспертизу в сфере аудиторских услуг, стратегического, технологического и бизнес-консалтинга, сделок, оценки, налогообложения, права и сопровождения бизнеса.

За более чем 35-летний период работы в России в компаниях группы создана сильнейшая команда специалистов, обладающих обширными знаниями и опытом реализации сложнейших проектов, в 11 городах: Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Тольятти и Челябинске.

Группа компаний Б1 помогает клиентам находить новые решения, расширять, трансформировать и успешно вести деятельность, а также повышать свою финансовую устойчивость и кадровый потенциал.

www.b1.ru 

Показать ссылки

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Все новости