Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Каждая таможня желает знать, взимать ли антидемпинговую пошлину

Читайте материал Ксении Сизовой, директора группы таможенного регулирования и международной торговли Б1, посвященный практике подтверждения страны происхождения товаров российскими таможенными органами.

avatar

ПРОБЛЕМАТИКА

На фоне регулярного повышения уровня планового задания по сбору таможенных платежей таможенные органы находят новые источники пополнения казны. Одним из популярных направлений проверок после выпуска стала страна происхождения товаров. 

Интерес таможенных органов очевиден. Ведь расширенная в 2025 году номенклатура товаров происхождением из недружественных стран облагается более высокими ставками ввозных пошлин. Но при этом таможенные органы по-прежнему пристально следят за подтверждением происхождения товаров в целях применения антидемпинговых мер.

СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВОЙ ПОШЛИНЫ

При ввозе на территорию России определенных групп товаров взимаются антидемпинговые пошлины. 

Данная мера защиты внутреннего рынка предполагает взимание дополнительной пошлины, размер которой в ряде случаев достигает свыше 40 %. На сегодняшний день антидемпинговая мера введена преимущественно в отношении товаров, страной происхождения которых является Китай, Украина, Индия. Например, антидемпинговые пошлины применяются при импорте в Россию сварных труб, листовых рессоров, алюминиевой ленты, кухонных / столовых приборов из коррозионностойкой стали, происходящих из КНР.

Если компания импортирует в Россию товары, аналогичные тем, в отношении которых установлены антидемпинговые пошлины, но происходящие из других стран, таможенные органы требуют предоставить сертификат происхождения. Несмотря на то, что на этапе декларирования импортерам удается успешно подтвердить сведения о стране происхождения, после выпуска их могут ждать неприятные сюрпризы.

ТРИГГЕРЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПРОВЕРОК

В одном из сопровождавшихся Б1 практических кейсов в отношении импортера подшипников, происходящих из Индонезии, была назначена камеральная таможенная проверка за 2022–2023 годы в период действия антидемпинговой пошлины на подшипники из Китая.

Основанием для инициирования проверки было выявление противоречащих сведений о производителе товара после выпуска. Таможня установила, что в сертификатах соответствия, предоставленных при декларировании, в качестве производителя был указан китайский завод-изготовитель с перечнем его филиалов, расположенных в разных юрисдикциях, в том числе Бельгии, Дании, Италии, Индонезии и иных. Вместе с тем таможня решила проверить эти сведения и обратилась к официальному сайту китайского завода, на котором не нашла информации об имеющихся филиалах в Индонезии.

Также таможенный орган установил, что ранее импортер ввозил подшипники с аналогичным товарным знаком, декларируя Бельгию как страну их происхождения. В рамках проверки таможня получила информацию от Представительства таможенной службы РФ в Республике Индонезия, согласно которой торговый знак не зарегистрирован в Международной классификации товаров и услуг Индонезии.

Дополнительно таможня выяснила, что артикулы проверяемых товаров совпадают с артикулами сайта завода в Бельгии. Письмо бельгийского производителя, содержащее информацию о местах фактического контрактного производства продукции (включая Индонезию), не было принято таможней ввиду отсутствия отсылки к конкретным проверяемым товарам (наименованию, модели, артикулу, товарному знаку).

Дополнительным основанием для проверки явилось то, что, согласно представленным импортером документам (техническим описаниям товаров, фотографиям), непосредственно на товар нанесен только артикул изделия без указания страны происхождения. При этом в счетах-фактурах, выставленных при реализации проверяемых товаров третьим лицам на территории России, отсутствуют сведения о стране происхождения товаров и номерах деклараций. 

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК

Таможенные органы имеют расширенные полномочия в рамках проводимых проверок. В частности, по проверкам, связанным с достоверностью заявленной страны происхождения товаров, таможни достаточно часто:

  • запрашивают иностранных контрагентов (производителей, поставщиков товаров)
  • направляют требования в адрес российских покупателей, которые приобретают товар у импортера после ввоза
  • направляют запросы в представительства ФТС России в странах происхождения товаров
  • привлекают иные таможенные органы для запроса информации (ФТС России, оперативные таможни)
  • инициируют через ФТС России процедуру верификации, запрашивая у уполномоченных организаций страны происхождения (чаще всего это национальные ТПП): (1) подтверждение факта выдачи сертификата происхождения, (2) копии документов, на основании которых выдан сертификат (включая сведения о выполнении критериев для определения происхождения товаров), а также (3) информацию о месте производства товаров и подтверждение того, что производство товаров было полностью осуществлено в заявленной стране происхождения

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАЩИЩАТЬ ПОЗИЦИЮ?

В рамках проверок компания имеет определенный набор прав для защиты своей позиции. Объем прав зависит от назначаемой формы таможенного контроля. Если это проверка документов и сведений (ПДС), то объем правомочий у декларантов меньше, чем при назначении камеральной или выездной таможенной проверки. 

При назначении ПДС есть ряд недостатков:

  • Компания не получает уведомление о начале проверки и ее предмете
  • Отсутствует возможность (1) направления возражений по акту проверки, а также предоставления на данном этапе дополнительных документов, и, соответственно, (2) получения заключения таможенного органа на возражения
  • Компания не имеет права на ознакомление с материалами проверки (делать из них выписки и (или) использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования)

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Следует отметить, что достаточно много примеров положительной для бизнеса судебной практики в части признания решений таможен незаконными. 

Например, в судебном кейсе А57-21446/2023 суд отметил, что в качестве подтверждения страны происхождения товаров и доставки товаров из Малайзии, помимо сертификатов представлены все необходимые документы: контракты, инвойсы, коносаменты, экспортные декларации страны вывоза. 

Направленный таможней верификационный запрос не содержал требования о предоставлении документов, подтверждающих, что в Малайзию ввозится именно сталь и операции по производству подшипников производятся в Малайзии. По мнению суда, это не позволило таможне проверить выполнение условия достаточной переработки, а дополнительный запрос направлен не был.

Также суд согласился с компанией в том, что торговая палата Малайзии в своем ответе однозначно подтвердила, что непреференциальный сертификат происхождения товара выдан в качестве подлинного документа и соответствует требованиям Министерства международной торговли и промышленности Малайзии. К письму торговой палаты Малайзии был приложен сертификат происхождения товара, счет-фактура, товарная накладная, транспортная накладная, форма К2 (уведомление о выпуске товаров таможней), технологическая карта, счет-фактура поставщика, анализ себестоимости готовой продукции, лицензия на производство.

ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ Б1?

  • Проанализировать риски, связанные с таможенным декларированием страны происхождения товаров
  • Комплексно сопроводить назначенную таможенным органом проверку
  • Защитить права компании в административном и судебном порядке
  • Содействовать в получении сертификатов происхождения
  • Оказать помощь в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и корректировке таможенных деклараций

АВТОР

Ксения Сизова

Ксения Сизова

Директор Б1

Группа таможенного регулирования и международной торговли, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса. Эксперт в области таможенного регулирования и международной торговли с опытом работы более 20 лет

Связаться

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ АВТОРА