Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Смотреть все выпуски

Взаимосогласительные процедуры по трансфертному ценообразованию (ТЦО) между Россией и Южной Кореей

16.11.2022 г.

Поделиться

В информационном бюллетене представлена информация о последнем Письме Минфина России в отношении запроса налогоплательщика на проведение взаимосогласительной процедуры по ТЦО между правительствами России и Южной Кореи, а также наши комментарии по рекомендуемым дальнейшим действиям налогоплательщиков, которые вовлечены в трансграничные внутригрупповые сделки.

Предыстория


12 сентября 2022 года было опубликовано Письмо Минфина России № 03−08−05/88 695 (далее — «Письмо Минфина»), в котором было рассмотрено обращение налогоплательщика от 9 июня 2022 года касательно проведения взаимосогласительной процедуры в соответствии со статьей 24 Конвенции между правительствами России и Южной Кореи об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 19 ноября 1992 года (далее — «Конвенция»).

Из обращения следует, что Национальная налоговая служба Республики Корея (далее — «ННС») провела проверку ТЦО за 2014 — 2016 годы в отношении сделок по реализации корейской компанией в адрес российского взаимозависимого лица (далее — «Общество») холоднокатаной стали в виде рулонов и пришла к выводу, что примененные цены не соответствуют рыночным ценам.

Для корректировки налоговой базы ННС был применен Метод сопоставимой рентабельности (далее — «МСР») с использованием операционной рентабельности продаж (отдельно для сегментов «Производство» и «Дистрибуция»), при этом, тестируемой стороной признано Общество.

Для целей всестороннего рассмотрения вопроса и принятия решения о начале взаимосогласительной процедуры Минфином России у Общества была запрошена дополнительная информация о результатах проведенной проверки ТЦО, в частности:

  • Функциональный анализ сторон сделки, проведенный ННС, включающий анализ характеристик функций, выполняемых сторонами сделки, и в соответствии с обычаями делового оборота.
  • Указание принципов сегментации отчетности Общества на «Производство» и «Дистрибуцию».
  • Методология построения интервала рентабельности на основании данных сопоставимых компаний, детальная стратегия поиска сопоставимых компаний, список сопоставимых компаний, а также данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых был произведен расчет показателей рентабельности продаж сопоставимых компаний.
  • Обоснование используемого показателя рентабельности с учетом норм п. 4 ст. 105.12 НК РФ.
  • Информация о проведении ННС оценки возможности применения иных методов корректировки цен, в том числе Метода сопоставимых рыночных цен (далее — «МСРЦ»).

 

Рекомендации Минфина России


Согласно Письму Минфина, при принятии решения об обращении с заявлением об инициировании взаимосогласительной процедуры необходимо учитывать следующее:

Географический критерий

Для целей определения рыночного интервала ННС производился поиск сопоставимых компаний, осуществляющих деятельность в европейском регионе, то есть в качестве сопоставимых компаний могли быть признаны не только компании, осуществляющие деятельность на территории России, но и компании, осуществляющие деятельность в других европейских странах, и, как следствие, ведущие бухгалтерский (финансовый) учет в соответствии с законодательством иностранных государств.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 105.8 НК РФ показатели, перечисленные в п. 1 ст. 105.8 НК РФ, а также иные финансовые показатели для целей Раздела V.1 НК РФ определяются для российских организаций на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством России о бухгалтерском учете.

Также согласно пп. 2 п. 2 ст. 105.6 НК РФ сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) отчетности иностранных организаций, допускается использовать для определения интервала рентабельности для российских организаций (иностранных организаций, деятельность которых на территории России приводит к образованию постоянного представительства) только при невозможности расчета такого интервала рентабельности на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций, совершавших сопоставимые сделки.

Таким образом, сведения, используемые корейскими налоговыми органами, могут не соответствовать требованиям Раздела V.1 НК РФ.

Использование медианного значения интервала рыночной рентабельности

НК РФ не предусмотрено использование медианного значения интервала рыночной рентабельности для целей осуществления корректировки.

При использовании максимального значения интервала рыночной рентабельности, как предписано абз. 2 п. 9 ст. 105.12 НК РФ, на основании интервалов, построенных ННС, доначисления по сегментам:

  • «Производство» за 2015 год будут существенно меньше, за 2016 год будут незначительными;
  • «Дистрибуция» за 2015 год будут отсутствовать, а за 2016 год составлять меньшую величину.

Иерархия применения методов ТЦО

НК РФ предусмотрена иерархия применения методов ТЦО.

МСРЦ является приоритетным, далее могут быть применены Метод цены последующей реализации или Затратный метод, если их применить не представляется возможным, то применяется МСР. Метод распределения прибыли применяется, если иные методы применить невозможно.

Какие выводы и как действовать?
 

В продолжение логики Письма Минфина России для снижения рисков ТЦО во внешнеторговых сделках можно сделать следующие выводы, которые необходимо принимать во внимание как при разработке методологий ТЦО, так и в рамках инициирования взаимосогласительных процедур, а также при заключении односторонних или двусторонних соглашений о ценообразовании, а именно:

  • Цены или рентабельность по контролируемым сделкам необходимо сравнивать с интервалами рыночных цен или рентабельности в разрезе отдельных бизнес сегментов (т.е. видов деятельности), а не с рентабельностью по всем бизнес сегментам в совокупности.
  • Особое внимание необходимо уделять рынку или стране осуществления деятельности налогоплательщика при принятии решения о применимых источниках информации для расчета интервалов рыночных цен или рентабельности. Так, Общество осуществляло свою деятельность на территории РФ, что, как следствие, повлекло за собой выводы о необходимости использовать российскую бухгалтерскую (финансовую) отчетность / российские источники информации для расчета интервалов рыночной рентабельности.
  • При анализе цен в сделках на соответствие рыночному уровню необходимо соблюдать строгую иерархию применения методов ТЦО, предусмотренную НК РФ, а также представлять детальное обоснование оценки возможности или невозможности применения иных методов ТЦО.

 

Авторы:

  • Руслан Раджабов, партнер Б1, отдел по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и повышения эффективности операционных моделей
  • Юрий Михайлов, директор Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора
  • Татьяна Тарманова, старший консультант Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора
  • Алина Ткачук, консультант Б1, группа по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования организациям финансового сектора

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все
Верховный суд РФ: наследники вправе вернуть налоговую переплату налогоплательщика

Верховный суд РФ: наследники вправе вернуть налоговую переплату налогоплательщика

Наследники обратились с заявлением о возврате переплаты, возникшей у умершего лица – индивидуального предпринимателя. Нижестоящие суды отказали в удовлетворении требований. Верховный Суд напомнил судам, что налоговое законодательство не запрещает наследование переплаты.

21.11.2023

Обзор масштабных изменений по ТЦО

Обзор масштабных изменений по ТЦО

Вторая половина 2023 года оказалась продуктивной на предмет возможных изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Команда Б1 подготовила обзор изменений, затрагивающих Налоговый контроль цен.

20.11.2023

ФНС России планирует утвердить перечень стран, систематически не обменивающихся Страновыми отчетами

ФНС России планирует утвердить перечень стран, систематически не обменивающихся Страновыми отчетами

13 ноября 2023 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС России, который устанавливает перечень государств, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену Страновыми отчетами.

16.11.2023