Transactions with LLC interests are now on the Government Commission’s radar

13 September 2022
Law Messenger
Edict No. 618, published on 8 September, eliminates the last major unregulated category of transactions involving parties from "unfriendly" countries: transactions with LLC interests. Such transactions now require approval from the Government Commission for Control over Foreign Investments.

The edict was formulated in general terms, allowing it to be variously construed. First, the edict applies to transactions involving (1) directly or indirectly (2) the establishment, modification or termination of rights to own, use or dispose of interests in an LLC’s authorized capital or (3) other rights determining an LLC’s conditions of management, or (4) an LLC’s conditions of business.
Second, the edict applies to transactions between (1) residents and unfriendly parties, (2) one unfriendly party and another, and (3) unfriendly parties and other foreign entities. So all possible combinations of counterparties involving an unfriendly party are now controlled.
The edict provides no exemptions for an interest of small size or value.
Direct transactions with LLC interests

Since transactions with LLC interests must be notarized, any notarial action with an unfriendly party’s interest — purchase/sale (including a preliminary agreement), option, pledge, corporate agreement, etc. — will obviously require the approval of the Government Commission. Approval will also be needed to execute historical transactions, i.e. to execute previously concluded options and contracts with a condition precedent and to foreclose on pledged interests.

Approval will likely be required for all corporate actions involving the alienation of interests by unfriendly parties when an LLC’s authorized capital is increased, when an interest is bought back by the company and in the case of reorganization. On a conservative reading, Edict No. 618 could be understood — pending official clarification — as requiring permission for the termination of rights to an interest in the event of an LLC’s liquidation.


Transactions determining the conditions of an LLC’s business

Based on a literal reading of Edict No. 618, approval may be required for transactions that don’t directly involve an interest: an agreement between an LLC owned by an unfriendly member and a management company, a joint operating agreement and even a loan/credit agreement with broad creditor’s rights. It all depends on whether the provisions of such an agreement can be construed as allowing the conditions of the LLC’s business to be determined.
Read more
Indirect transactions involving LLCs

Edict No. 618 mentions transactions that indirectly entail changes in rights pertaining to an LLC, and formal permission may be needed even for transactions that don’t involve an LLC directly. For example, the sale of a foreign holding company that has an interest in a Russian LLC indirectly entails a change in the rights pertaining to such LLC. The edict thus establishes something similar to antitrust regulation, where approval is required even for a transaction carried out entirely outside the country.

From the standpoint of the Russian Civil Code, a transaction that violates a law or regulation is invalid (voidable or void, depending on the situation), but it remains unclear in practice how to monitor and contest transactions between nonresidents that indirectly entail changes in the rights to interests in Russian LLCs.


Transactions with interests in foreign LLCs

In our opinion, Edict No. 618 can be interpreted even more broadly: the edict makes no mention of the lex societatis of LLCs on which restrictions are imposed. In other words, it can be understood as restricting not only transactions with interests in Russian LLCs, but also with interests in foreign LLCs. Such an interpretation would seem excessive (again in terms of how transactions are controlled), but the practical implementation of previous edicts introducing various restrictions has shown that the conservative view usually proves correct. If the government has decided to restrict unfriendly parties' transactions with any securities, including foreign, why shouldn’t it follow suit with LLC interests? In our opinion, Russian residents in particular should take this interpretation seriously until official clarifications are issued to the contrary.

For now, we can conclude that Edict No. 618 definitely does not apply to transactions with unfriendly parties involving credit institutions and non-credit financial institutions or to transactions carried out under Edicts No. 416 and No. 520 (the Sakhalin project and strategic companies prohibited from carrying out such transactions through the end of 2022).


Other new provisions

Edict No. 618 clarifies that its rules do not apply to unfriendly members of an LLC that are under the control of Russian entities (provided that their membership is disclosed to the Russian tax authorities) or to persons from friendly countries. The edict extends this exception (on unfriendly members controlled by Russian entities) to include the distribution of an LLC’s profit, a much-discussed gap in Edict No. 254.

In addition to the new rules for transactions with LLCs, Edict No. 618 (1) allows Russian credit institutions under foreign sanctions to meet their foreign-currency obligations in rubles if their clients are resident legal entities, and (2) allows an LLC with members that are mineral resource users listed as strategic enterprises not reject providing its unfriendly members information on business of such LLC.

Authors:
Georgy Kovalenko
Partner
Law Group
Vasily Makovkin
Director
Law Group
Contact us

Learn more about our services by filling in the feedback form, or send us a request for proposal by email. Select the appropriate option.
This website uses cookies to improve your user experience. If you continue on this website, you will be providing your consent to our use of cookies.
Accept

Сделки с долями в ООО попали на радар Правительственной комиссии

13 сентября 2022 г.
Law Messenger
8 сентября издан Указ № 618, который закрыл последнюю крупную нерегулируемую категорию операций с участием лиц «недружественных» стран — сделки с долями в ООО. Теперь такие сделки требуют одобрения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Положения Указа сформулированы достаточно общо, что позволяет их трактовать различным образом. Во-первых, формулировки Указа охватывают сделки, которые влекут за собой (1) прямо или косвенно (2) установление, изменение или прекращение прав владения, пользования или распоряжения долями в уставных капиталах ООО либо (3) иных прав, позволяющих определять условия управления такими ООО или (4) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.

Во-вторых, Указ охватывает как (1) сделки между резидентами и «недружественными» лицами, так и (2) сделки между самими «недружественными» лицами, а также (3) сделки между «недружественными» лицами и другими иностранными лицами. То есть контролируются все возможные комбинации контрагентов с участием «недружественной» стороны.
Никаких освобождений в связи с малым размером доли или ее стоимостью Указ не предусматривает.
Сделки непосредственно с долями ООО

С учетом того, что сделки с долями ООО требуют нотариального заверения, очевидно, что любое нотариальное действие с долей, принадлежащей «недружественному» лицу — купля-продажа (включая предварительный договор), опцион, залог, корпоративный договор и т. п. — будет требовать получения одобрения Правительственной комиссии. Также одобрения потребует исполнение исторических сделок, т. е. исполнение ранее заключенных опционов, договоров с отлагательным условием, обращение взыскания на заложенные доли.

Скорее всего, одобрения потребуют и все корпоративные действия, связанные с отчуждением долей «недружественными» лицами при увеличении уставного капитала ООО, выкупе доли самим обществом, а также при реорганизации. При консервативном прочтении норм Указа № 618 можно прийти к выводу, что и прекращение прав на долю при ликвидации ООО может потребовать разрешения — во всяком случае, до получения иных официальных разъяснений.
Сделки, определяющие условия деятельности ООО

Исходя из буквального прочтения Указа № 618 одобрения могут потребовать сделки, не затрагивающие непосредственно доли: договор принадлежащего «недружественному» участнику ООО с управляющей компанией, договор о совместной деятельности и даже договор займа/кредита с широкими правами кредитора. Все зависит от того, можно ли истолковать положения такого договора как позволяющие определять условия осуществления деятельности таким ООО.
Читать далее
Косвенные сделки в отношении ООО

Так как Указ № 618 упоминает сделки, которые косвенно влекут изменение прав в отношении ООО, формально разрешение может понадобиться и для сделок, которые непосредственно ООО не затрагивают. Например, купля-продажа иностранной холдинговой компании, которой принадлежит доля в российском ООО, косвенно ведет к изменению прав в отношении такого ООО. То есть Указ создает регулирование сродни антимонопольному, когда сделка требует согласования, даже будучи совершенной за пределами страны.

С точки зрения российского Гражданского кодекса сделка, нарушающая требования нормативного акта, является недействительной (оспоримой или ничтожной, в зависимости от контекста), но на практике остается вопрос, каким образом будут контролироваться и оспариваться сделки между нерезидентами, косвенно ведущие изменение прав на доли в российских ООО.
Сделки с долями в иностранных ООО

На наш взгляд, нормы Указа № 618 могут быть прочтены и еще шире: Указ не говорит о личном законе ООО, в отношении которых введены ограничения. То есть можно истолковать его как ограничивающем не только сделки с долями российских ООО, но и сделки с долями иностранных ООО. Такое толкование выглядит чрезмерным (опять с точки зрения контроля за сделками), но в целом опыт применения предыдущих Указов, которыми вводились различные ограничительные меры, показывает, что наиболее консервативная точка зрения чаще всего оказывается верной. Если государство решило ограничить сделки «недружественных» лиц с любыми ценными бумагами, в том числе иностранными, почему оно не может преследовать ту же цель и в отношении долей ООО? На наш взгляд, по крайней мере российским резидентам такую трактовку стоит принять во внимание, опять же, пока не получены официальные разъяснения об обратном.

Пока же можно сделать вывод, что однозначно исключены из сферы Указа № 618 сделки с «недружественными» лицами в отношении кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также сделки, осуществляемые в соответствии с Указами № 416 и № 520 (проект Сахалин и стратегические компании, по которым введен запрет на такие сделки до конца 2022 года).
Иные новеллы Указа

В Указе № 618 содержится уточнение, согласно которому его правила не применяются к «недружественным» участникам ООО, которые находятся под контролем российских лиц (при условии раскрытия участия российским налоговым органам), а также лицам из «дружественных» стран. Попутно Указ распространил исключение в отношении «недружественных» участников, подконтрольных российским лицам, на распределение прибыли в ООО (пробел в Указе № 254, вызывавший на практике дискуссии).

Помимо новых правил для сделок с ООО Указ № 618 (1) разрешил российским кредитным организациям, подпавшим под иностранные санкции, исполнять свои выраженные в иностранной валюте обязательства в рублях, если клиенты являются резидентами — юридическими лицами, а также (2) разрешил ООО, участники которых являются недропользователями, включенными в перечень стратегических предприятий, не предоставлять информацию о деятельности таких ООО их «недружественным» участникам.

Авторы:
Георгий Коваленко
Партнер
Группа оказания юридических услуг
Василий Маковкин
Директор
Группа оказания юридических услуг

Подпишитесь на рассылку Б1
Будьте в курсе актуальных новостей бизнеса
Свяжитесь с нами

Узнайте подробнее о наших услугах, заполнив форму обратной связи, или отправьте запрос на оказание услуг по электронной почте. Выберите подходящий вариант.
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.
Принять