
Налоговый мониторинг
Форма налогового контроля и эффективного информационного взаимодействия бизнеса и ФНС России
Налоговый мониторинг (НМ) — способ расширенного информационного взаимодействия с ФНС России, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета и системе внутреннего контроля организации. Режим обязателен для участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Вероятно, вскоре его будут обязаны применять получатели иных мер государственной поддержки.
Плюсы перехода на налоговый мониторинг
Этапы подготовки к переходу на налоговый мониторинг (НМ)
Проверка готовности организации к переходу на НМ
Информирование налогового органа о намерении перехода на НМ
Подготовка «Дорожной карты» по вступлению в НМ
Подготовка пакета документов для вступления в НМ
Представление заявления и документов в НМ
Реализация выбранного способа информационного взаимодействия
Оценка налоговым органом заявления и документов организации
Решение налогового органа о проведении НМ
Чем может помочь Б1
Специалисты Б1 оказывают полный спектр услуг по поддержке компаний при переходе на режим налогового мониторинга.
Диагностика готовности к переходу на налоговый мониторинг
- Диагностика наиболее значимых для перехода на налоговый мониторинг (НМ) бизнес-процессов компании
- Анализ влияния перехода на НМ на налоговые риски
- Анализ соответствия системы внутреннего контроля (СВК) требованиям ФНС России
- Оценка налоговых регистров и уровня автоматизации налогового учета
- Содействие при выборе варианта информационного взаимодействия, витрины данных и электронного архива
- Содействие в организации прямого доступа (в случае его выбора), интеграции витрины данных и электронного архива
Зачем нужна диагностика готовности к переходу на НМ?
- Что и как раскрывать налоговому органу? Какие изменения потребуются в системах и процессах?
- Как аналогичные проблемы решают другие компании? Какие практики считаются передовыми? Возможность проведения референс-визита к участникам налогового мониторинга.
- Что можно сделать самим, а где потребуется привлечение подрядчиков? Какие варианты в части ИТ и СВК применимы и сколько они стоят?
- Оценка независимым консультантом, обладающим большим опытом реализации подобных задач и являющегося участником НМ.
Подготовка полного пакета документов для целей перехода на налоговый мониторинг
- Разработка или доработка системы внутреннего контроля (СВК) для целей налогового мониторинга, включая подготовку Положения о СВК и матрицы рисков и контрольных процедур
- Подготовка отчетных форм по СВК по формату ФНС
- Подготовка Регламента информационного взаимодействия
- Заполнение заявления о проведении налогового мониторинга, сбор информации об участниках компании, написание учетной политики по формату ФНС
Содействие при внедрении витрин данных
Методологическое и технологическое (ИТ) содействие при внедрении витрин данных и электронных архивов

Проведение тренингов (обучающих семинаров) по налоговому мониторингу

Содействие в ходе переговоров с налоговыми органами

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Один из обязательных элементов налогового мониторинга — построение системы внутреннего налогового контроля, соответствующей требованиям ФНС России.
Система внутреннего налогового контроля (СВК) — инструмент достижения налоговой безопасности бизнеса посредством систематизации и автоматизации налоговых процессов. Эффективная СВК необходима налогоплательщику независимо от его участия в налоговом мониторинге.
Б1 оказывает содействие по следующим направлениям:
Разработка / доработка и внедрение СВК
- Разработка внутренних регламентирующих документов;
- Разработка / доработка дизайна налоговых / учетных процессов;
- Выявление и оценка рисков, имеющих налоговые последствия;
- Разработка / регламентация контрольных процедур, минимизирующих риски;
- Разработка инструментов контроля (паспорт риска, чек-листы и т. д.).
Автоматизация СВК
- Разработка технического задания или функциональных требований для автоматизации налоговых контрольных процедур (блокирующие, выявляющие и др.)
- Реализация технического задания или функциональных требований в системе 1С или других учетных системах
- Автоматизация форм отчетности для руководства о статусе выполнения и результатах контрольных процедур
- Автоматизация процессов СВК (GRC в налогах (Governance, Risk and Compliance): документация рисков и контрольных процедур, документооборот, мониторинговые контроли – контроли за контролями и т.д.
Оценка СВК
- Разработка методики тестирования контрольных процедур и СВК в целом;
- Анализ и тестирование контрольных процедур;
- Независимая оценка СВК для целей налогового мониторинга и иных целей.
Обучение
Проведение тренингов по внедрению и развитию СВК.