Опубликовано Письмо ФНС России об установлении действительных налоговых обязательств
14.10.2022 г.
ФНС России опубликовала «Обзор судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика» (Письмо ФНС России от 10 октября 2022 № БВ-4−7/13 450@, далее «Обзор»).
Обзор обобщает правоприменительную практику, складывающуюся после публикации письма ФНС России от 10 марта 2021 № БВ-4−7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», которую необходимо учитывать налоговым органам при работе.
Некоторые выводы, изложенные в Обзоре, более благоприятны для налогоплательщиков в сравнении с выводами, изложенными в письме от 10 марта 2021.
В частности, в Обзоре указано, что для целей установления действительных налоговых обязательств:
- Налоговый орган обязан учитывать все имеющиеся документы о реальных параметрах операции — как представленные налогоплательщиком, так и имеющиеся у налогового органа (пункты 1, 2 Обзора).
Ранее в письме от 10 марта 2021 установление действительных налоговых обязательств в большей степени обуславливалось раскрытием документов самим налогоплательщиком (пункт 10, 11 письма от 10 марта 2021).
- Раскрытие доказательств налогоплательщиком о реальных параметрах операции может иметь место как в рамках проверки, так и в рамках досудебного и судебного оспаривания ее результатов (пункты 3, 4, 5 Обзора). При этом такое раскрытие может быть опосредовано представлением уточненных налоговых деклараций за проверенный период после окончания проверки или вступления в силу решения по результатам проверки.
Ранее в письме от 10 марта 2021 указывалось, что раскрытие доказательств должно иметь место в рамках проверки или представления возражений на акт (пункт 10 письма от 10 марта 2021).
Вместе с тем, правоприменительная практика в значительной части подтверждает позицию ФНС России, изложенную ранее в письме от 10 марта 2021:
- Расчетный метод не применяется в случае формального документооборота с участием «технических» организаций самим налогоплательщиком (пункт 1 Обзора, пункт 11 письма от 10 марта 2021).
- Необоснованной налоговой выгодой признается часть расходов / вычетов по НДС, приходящаяся на наценку «технических» организаций.
При этом доначисление налогов должно быть произведено так, как если бы договоры были напрямую заключены между налогоплательщиком и реальными исполнителями с учетом их налогового статуса (плательщик НДС или нет и т. д.) (пункт 2, 7, 8 Обзора, пункт 10 письма от 10 марта 2021).
- Отказ в вычете НДС по причине отсутствия экономического источника для возмещения налога возможен при условии доказанности нереальности операции и преследования налогоплательщиком цели уклонения от уплаты налогов (пункт 6 Обзора, пункт 11 письма от 10 марта 2021).
Авторы:
Алексей Нестеренко, партнер Б1, руководитель группы налоговой политики и разрешения налоговых споров
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Поправки о налоговой льготе на НИОКР: эволюция или революция?
В рамках масштабного совершенствования механизмов государственной поддержки НИОКР 29 сентября был опубликован проект поправок в статью 262 НК РФ, который планируется применять к НИОКР, начатым после 1 января 2027 года. В публикации рассматриваем ключевые изменения и их значение.
02.10.2026
Налоговые поправки на 2027 год: что предлагает внесенный в Госдуму законопроект
Ранее мы рассказывали о налоговых инициативах, представленных Минфином России в составе бюджетного пакета на 2027–2029 годы. Теперь в Госдуму внесены законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и законопроект «О налоге на сверхдоходы», и опубликованы их тексты. В этом выпуске рассматриваем предложенные поправки, сопоставляем их с первоначальными заявлениями Минфина и отмечаем основные вопросы, которые будут иметь значение для бизнеса в случае принятия законопроекта.
01.10.2026
От дивидендов до маркетплейсов: что Минфин предлагает изменить в налогах с 2027 года
24 сентября 2026 года Минфин сообщил о внесении в Правительство РФ бюджетного пакета, включающего проект федерального бюджета на 2027 год и плановый период 2028–2029 годов, а также законопроект о внесении изменений в НК РФ. Предлагаемые изменения затрагивают, в частности, налогообложение доходов физических лиц, ПИФов, дивидендов в пользу нерезидентов, электронную трансграничную торговлю, а также налогообложение отдельных компаний горно-металлургического сектора.
24.09.2026