ФНС России опубликовала «Обзор судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика» (
Письмо ФНС России от 10 октября 2022 № БВ-4−7/13 450@, далее «
Обзор»).
Обзор обобщает правоприменительную практику, складывающуюся после публикации письма ФНС России от 10 марта 2021 № БВ-4−7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», которую необходимо учитывать налоговым органам при работе.
Некоторые выводы, изложенные в Обзоре, более благоприятны для налогоплательщиков в сравнении с выводами, изложенными в письме от 10 марта 2021.
В частности, в Обзоре указано, что для целей установления действительных налоговых обязательств:
- Налоговый орган обязан учитывать все имеющиеся документы о реальных параметрах операции — как представленные налогоплательщиком, так и имеющиеся у налогового органа (пункты 1, 2 Обзора).
Ранее в письме от 10 марта 2021 установление действительных налоговых обязательств в большей степени обуславливалось раскрытием документов самим налогоплательщиком (пункт 10, 11 письма от 10 марта 2021).
- Раскрытие доказательств налогоплательщиком о реальных параметрах операции может иметь место как в рамках проверки, так и в рамках досудебного и судебного оспаривания ее результатов (пункты 3, 4, 5 Обзора). При этом такое раскрытие может быть опосредовано представлением уточненных налоговых деклараций за проверенный период после окончания проверки или вступления в силу решения по результатам проверки.
Ранее в письме от 10 марта 2021 указывалось, что раскрытие доказательств должно иметь место в рамках проверки или представления возражений на акт (пункт 10 письма от 10 марта 2021).
Вместе с тем, правоприменительная практика в значительной части подтверждает позицию ФНС России, изложенную ранее в письме от 10 марта 2021:
- Расчетный метод не применяется в случае формального документооборота с участием «технических» организаций самим налогоплательщиком (пункт 1 Обзора, пункт 11 письма от 10 марта 2021).
- Необоснованной налоговой выгодой признается часть расходов / вычетов по НДС, приходящаяся на наценку «технических» организаций.
При этом доначисление налогов должно быть произведено так, как если бы договоры были напрямую заключены между налогоплательщиком и реальными исполнителями с учетом их налогового статуса (плательщик НДС или нет и т. д.) (пункт 2, 7, 8 Обзора, пункт 10 письма от 10 марта 2021).
- Отказ в вычете НДС по причине отсутствия экономического источника для возмещения налога возможен при условии доказанности нереальности операции и преследования налогоплательщиком цели уклонения от уплаты налогов (пункт 6 Обзора, пункт 11 письма от 10 марта 2021).