
Опубликовано Письмо ФНС России об установлении действительных налоговых обязательств
14.10.2022 г.
ФНС России опубликовала «Обзор судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика» (Письмо ФНС России от 10 октября 2022 № БВ-4−7/13 450@, далее «Обзор»).
Обзор обобщает правоприменительную практику, складывающуюся после публикации письма ФНС России от 10 марта 2021 № БВ-4−7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», которую необходимо учитывать налоговым органам при работе.
Некоторые выводы, изложенные в Обзоре, более благоприятны для налогоплательщиков в сравнении с выводами, изложенными в письме от 10 марта 2021.
В частности, в Обзоре указано, что для целей установления действительных налоговых обязательств:
- Налоговый орган обязан учитывать все имеющиеся документы о реальных параметрах операции — как представленные налогоплательщиком, так и имеющиеся у налогового органа (пункты 1, 2 Обзора).
Ранее в письме от 10 марта 2021 установление действительных налоговых обязательств в большей степени обуславливалось раскрытием документов самим налогоплательщиком (пункт 10, 11 письма от 10 марта 2021).
- Раскрытие доказательств налогоплательщиком о реальных параметрах операции может иметь место как в рамках проверки, так и в рамках досудебного и судебного оспаривания ее результатов (пункты 3, 4, 5 Обзора). При этом такое раскрытие может быть опосредовано представлением уточненных налоговых деклараций за проверенный период после окончания проверки или вступления в силу решения по результатам проверки.
Ранее в письме от 10 марта 2021 указывалось, что раскрытие доказательств должно иметь место в рамках проверки или представления возражений на акт (пункт 10 письма от 10 марта 2021).
Вместе с тем, правоприменительная практика в значительной части подтверждает позицию ФНС России, изложенную ранее в письме от 10 марта 2021:
- Расчетный метод не применяется в случае формального документооборота с участием «технических» организаций самим налогоплательщиком (пункт 1 Обзора, пункт 11 письма от 10 марта 2021).
- Необоснованной налоговой выгодой признается часть расходов / вычетов по НДС, приходящаяся на наценку «технических» организаций.
При этом доначисление налогов должно быть произведено так, как если бы договоры были напрямую заключены между налогоплательщиком и реальными исполнителями с учетом их налогового статуса (плательщик НДС или нет и т. д.) (пункт 2, 7, 8 Обзора, пункт 10 письма от 10 марта 2021).
- Отказ в вычете НДС по причине отсутствия экономического источника для возмещения налога возможен при условии доказанности нереальности операции и преследования налогоплательщиком цели уклонения от уплаты налогов (пункт 6 Обзора, пункт 11 письма от 10 марта 2021).
Авторы:
Алексей Нестеренко, партнер Б1, руководитель группы налоговой политики и разрешения налоговых споров
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все.jpg)
Проверки таможенной стоимости, начатые до выпуска товаров: «подводные камни» и последствия
Одно из основных направлений развития таможенного администрирования в РФ является — смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Однако проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатые до выпуска товаров в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС, продолжают оставаться эффективным инструментом доначисления таможенных платежей таможенными органами.
15.09.2025
 (1).jpg)
Правительством РФ внесены важные изменения в части подтверждения происхождения товаров, к которым могут применяться повышенные таможенные пошлины
В этой статье эксперты Группы компаний Б1 приводят обзор наиболее важных изменений в постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 № 100».
12.09.2025

Важные изменения в контексте применения льготной ставки корпоративного налога в ОАЭ резидентами свободных зон
Министерство Финансов ОАЭ опубликовало Решение №229, которое отменило раннее действовавшее Решение №265 от 2023 года о квалифицированных и исключённых видах деятельности в целях корпоративного налога ОАЭ. В дополнение к Решению № 229 принято и опубликовано Решение № 230. Новые решения применяются ретроспективно с 1 июня 2023 года.
08.09.2025