Ассоциация менеджеров, Академия бизнеса Б1 и Шкулев Медиа представляют результаты исследования, посвященного вовлеченности женщин в управление бизнесом и принятие стратегических решений в компаниях. В исследовании выявлены основные вызовы и барьеры, с которыми сталкиваются женщины на пути к профессиональному равенству.
В опросе приняли участие российские и международные компании из разных отраслей, в том числе представляющие банковский сектор, ритейл, промышленное производство и пр.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
По оценке большинства респондентов, можно заключить, что в российских компаниях соотношение мужчин и женщин на руководящих постах за прошедший год не изменилось (62% респондентов)
-
Доля женщин в общей структуре персонала компаний составляет от 51 до 75%, по мнению почти половины аудитории (49% от общего числа ответивших); согласно ответам чуть более трети аудитории (36%), доля женщин – от 26 до 50%
-
В топ-5 барьеров, которые мешают женщинам строить карьеру, входят отсутствие поддержки в продвижении со стороны руководства (55,3%), более низкий уровень доверия к женщинам в ряде индустрий (53,2%), проблемы с интеграцией в сложившийся коллектив мужчин-руководителей (51,1%), наличие «стеклянного потолка» (46,8%), комплекс самозванца (38,3% ответов)
-
Наиболее остро в области развития женского лидерства стоят проблемы создания условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества и сохранение здоровья женщин всех возрастов (по 44,7%). Далее по популярности респонденты назвали проблемы относительно позиции женщин в общественно-политической жизни страны, условия для развития их гражданской активности и участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики (по 42,6%)
-
Каждый второй респондент ответил, что в компании нет гендерного разрыва в оплате труда (51%). Почти у половины респондентов (49%) отсутствуют специальные условия соблюдения гендерного баланса в коллективе или в составе топ-менеджеров компаний
-
На руководящих позициях работают от 10 до 25% женщин от общего количества сотрудников (34%); доля руководителей-женщин составляет от 26 до 50% сотрудников (30%). 13% опрошенных респондентов указали, что процент женщин-руководителей в их компании варьируется от 51 до 75%, а 8% опрошенных подтвердили, что в их организациях женщин на руководящих постах более 76% от числа всех руководителей
-
В 21% российских компаний более половины руководящих позиций занимают представительницы женского пола
«Среди ключевых задач, которые позволят укрепить женское лидерство в России, опрошенные руководители наиболее часто указывали на необходимость усиления роли женщин в формировании здорового общества и заботу о здоровье сотрудниц всех возрастов (45% респондентов).
Важно также отметить, что участников исследования волнуют слабые позиции женщин в общественно-политической жизни и недостаточные условия для повышения их гражданской активности (43%). Столько же респондентов отметили необходимость более активного вовлечения женщин в приоритетные направления социально-экономического развития, включая создание новых точек роста экономики.
Данные, полученные в ходе исследования, показывают, что сегодня требуется комплексный подход для решения этих вопросов. Важно поддерживать инициативы, направленные на создание благоприятных условий для профессионального роста женщин, расширение их участия в стратегических секторах экономики, поддержание баланса между карьерой и семьей и расширение возможностей для самореализации».
Татьяна Суслова
Партнер Б1, генеральный директор Академии бизнеса Б1
СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА
Большая часть респондентов (68%) указали, что в их компании соотношение мужчин и женщин на руководящих постах за прошедший год не изменилось; 17% участников опроса отметили серьезное увеличение количества руководителей женского пола в компании. В то же время только у 9% ответивших руководителей мужского пола стало несколько больше, у 6% — гораздо больше.
При этом в общей структуре персонала, по словам респондентов, число женщин и мужчин несколько разнится: в 49% случаев доля женщин составляет от 51 до 75%, в 47% случаев их число не превышает 50%.
БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ
В топ-5 барьеров на пути построения карьеры первое место заняло отсутствие поддержки в продвижении со стороны руководства (55,3% ответов). Практически такое же количество упоминаний (53,2%) – у ответа «более низкий уровень доверия к женщинам в ряде индустрий».
Наиболее остро в области развития женского лидерства в России, по результатам опроса, стоят одновременно две проблемы: создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества и сохранение здоровья женщин всех возрастов (по 44,7%). Также вызывают обеспокоенность респондентов позиции женщин в общественно-политической жизни страны и их участие в приоритетных направлениях социально-экономического развития (по 42,6%).
ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКУ КАРЬЕРНОГО РОСТА У ЖЕНЩИН
Подавляющее большинство респондентов (68%) заявили об отсутствии в компании программы, направленной на развитие и поддержку женщин на карьерном пути. 17% участников опроса указали, что такие программы существуют, 9% ответивших заявили, что введение подобных программ в компании не планируется. Такие программы разрабатываются и стоят в планах на внедрение в следующем году у 4% респондентов, и только 2% разрабатывают эти программы и внедрят их в текущем году.
Что касается оплаты труда, каждый второй респондент отметил, что в компании нет гендерного разрыва в части зарплат, а почти треть (33%) заявили, что этот вопрос не решен.
Подробнее об исследовании – на сайте Ассоциации Менеджеров
Подробнее
Трансформация функции обучения и развития в новых реалиях
Какие тенденции в корпоративном обучении наиболее значимы на текущий момент? Как компании выстраивают долгосрочные стратегии в области обучения и развития персонала? Ответы – в совместном исследовании Академии бизнеса Б1 и «Эксперт РА».
07.08.2024
Текущее состояние и тенденции развития проектного управления в России
Согласно результатам исследования Б1, количество успешных стратегических инициатив больше в тех организациях, которые инвестируют в управление проектами. Какие еще тренды наблюдаются в развитии проектного менеджмента в России?
04.03.2024
Академия бизнеса Б1: 30 лет лидерства и инноваций в сфере корпоративного обучения
В этом году Академия бизнеса Б1 отмечает 30-летие на рынке профессионального обучения в России и СНГ. За эти годы Академии удалось зарекомендовать себя как одну из ключевых организаций в сфере корпоративного бизнес-образования.
04.09.2023
Трансформация функции обучения и развития в новых реалиях
Как меняется сфера корпоративного обучения в России? Представляем вам результаты совместного исследования Академии бизнеса Б1 и Forbes Education.
31.05.2023
Академия бизнеса Б1 и Forbes Education запустили исследование по теме обучения и развития сотрудников компаний в новых условиях
Академия бизнеса Б1 вместе с Forbes Education приглашают сотрудников сферы HR, L&D, а также руководителей принять участие в исследовании на тему «Трансформация функции обучения и развития в новых реалиях».
28.03.2023