Управление климатическими рисками в банковской отрасли: актуальные тенденции и лучшие подходы
Повестка устойчивого развития в России с каждым годом приобретает все большую актуальность: развитие регулирования в области устойчивого развития в том числе обусловлено вызовами, связанными с изменением климата. На фоне этого внедрение лучших практик управления климатическими рисками становится определяющим фактором долгосрочной устойчивости бизнес-моделей финансовых организаций.
ЦБ РФ также отмечает важность интеграции ESG-факторов в бизнес-стратегии, корпоративное управление и риск-менеджмент финансовых и нефинансовых организаций с учетом текущей ситуации, национальных приоритетов российской экономики и опыта дружественных стран[1].
В новом исследовании Б1 представлены результаты проведенного анализа наиболее популярных подходов к управлению климатическими рисками, используемых в крупнейших российских и международных компаниях банковской отрасли, а также рекомендации и требования регуляторов и профессиональных объединений. Эксперты Группы компаний Б1 основывали свои выводы на данных, раскрываемых организациями в публичной нефинансовой отчетности.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
Угрозы, которые несут климатические риски, способны повлиять на стабильность многих отраслей мировой экономики и устойчивое развитие общества в целом. Климатические изменения могут привести к нарушению цепочек поставок, снижению производительности сельского хозяйства, повреждению инфраструктуры и уменьшению доступности природных ресурсов
-
Финансовый сектор также уязвим перед климатическими угрозами: возможны такие последствия, как увеличение убытков из-за страховых выплат, дефолты по кредитам в пострадавших регионах, снижение стоимости активов углеродоемких компаний и ухудшение инвестиционного климата. Все это может повлиять на способность банков и других финансовых институтов поддерживать устойчивость своих операций в долгосрочной перспективе
-
Вопросы управления физическими и переходными климатическими рисками по состоянию на октябрь 2024 года остаются актуальными в контексте структурной трансформации российской экономики. Актуальность управления этими рисками возрастает, так как России необходимо балансировать между принятыми обязательствами[2] по снижению выбросов парниковых газов и сохранением экономической стабильности в условиях международных санкций и изменяющегося рынка энергоресурсов
-
Важным аспектом развития в сфере климата в РФ и в мире остается стимулирование устойчивого, в том числе «зеленого», финансирования. Регуляторы и финансовые организации продолжают совершенствовать механизмы, которые будут поощрять бизнес вкладывать средства в проекты по снижению климатического воздействия, а также компенсации выбросов парниковых газов
-
Российские регуляторы активно интегрируют лучшие международные практики в сферу управления климатическими рисками в финансовом секторе. Это позволяет российским банкам следовать глобальным тенденциям в управлении рисками и способствует повышению прозрачности в вопросах устойчивого развития
-
Российские банки начинают активную работу по управлению климатическими рисками, однако на текущий момент существуют регуляторные и рыночные ограничения, препятствующие постановке количественных климатических целей. Среди проблем – недостаток методологий и данных для оценки климатических рисков, отсутствие четких регуляторных требований по раскрытию климатической информации, а также ограниченный доступ к инструментам и технологиям для мониторинга показателей. Для полноценной интеграции управления климатическими рисками в банковскую практику потребуются время и дополнительные усилия
РЕКОМЕНДАЦИИ ЦБ РФ
Банк России ведет активную работу по совершенствованию инфраструктуры и инструментов устойчивого развития. Так, в декабре 2023 года регулятор выпустил Информационное письмо Банка России о рекомендациях по учету климатических рисков для финансовых организаций (№ИН-0188-35/60 от 04.12.2023)[3]. На данном этапе этот документ имеет рекомендательный характер.
ЦБ РФ рекомендует финансовым организациям оказывать содействие клиентам и контрагентам для стимулирования их перехода к практикам управления климатическими рисками и увеличения устойчивости к ним. В отношении клиентов и контрагентов, которые не управляют климатическими рисками надлежащим образом, финансовой организации рекомендуется рассмотреть такие меры снижения рисков и смягчения последствий реализации климатических рисков, как:
- Включение в договор обязательств для клиентов / контрагентов по улучшению практик управления климатическими рисками с указанием конкретных сроков и, если применимо, мероприятий, а также пороговых значений показателей, которые нельзя превышать либо необходимо достигнуть
- Снижение сроков кредитования, повышение дисконтов при оценке активов для финансирования, сокращение размеров лимитов на финансирование, инвестиции и страхование
- Пересмотр ковенант в соглашенияхо финансировании, инвестициях, страхованиии перестраховании[4].
КЛИМАТИЧЕСКИЕ РИСКИ[5]
Переходные климатические риски
Это вероятность убытков, связанных с переходом к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов:
- Регуляторные изменения
- Рыночные изменения
- Технологические изменения
Физические климатические риски
Вероятность убытков, связанных с опасными природными явлениями, возникающими вследствие изменения климата:
- Экстремальные погодные условия
- Нарушение целостности активов
- Хронические изменения климата
- Перебои в цепочке поставок
Потенциальные последствия
- Снижение выручки
- Рост операционных расходов и капитальных затрат
- Повышение стоимости заемного финансирования и, как следствие, рост долговой нагрузки и вероятности невозврата кредитных средств
- Снижение стоимости активов наиболее углеродоемких компаний
Управление рисками
- Выявление, анализ и оценка климатических рисков
- Сценарный анализ климатических рисков
- Мониторинг рисков
- Контроль и меры по снижению рисков
- Раскрытие информации, связанной с климатическими рисками
РОССИЙСКАЯ vs МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА
В силу того, что рекомендации ЦБ РФ по учету климатических рисков финансовыми организациями были опубликованы в декабре 2023 года, на текущий момент отсутствует репрезентативная практика их применения.
В качестве примеров управления климатическими рисками могут быть использованы международные подходы, в том числе Руководящие принципы по установлению целевых показателей в области изменения климата для банков, разработанные Альянсом банков по нулевым выбросам (NZBA)[6]. Руководство NZBA определяет подходы к декарбонизации портфеля банков-участников Альянса.
Показатель | Рекомендации ЦБ РФ | Руководство NZBA |
Постановка целей |
|
|
Временные перспективы |
|
|
Сценарии |
Возможно применение сценариев: |
Сценарии должны соответствовать ограничению потепления
|
Региональная специфика |
| Банки могут отражать региональные особенности при условии, что сценарии должны соответствовать ограничению потепления в 1,5°C до конца XXI века. |
Негативный скрининг[10]. | Крайне не рекомендуется | Нет четкой позиции |
Методологии расчета выбросов парниковых газов финансируемых компаний |
| Конкретная методология не указана, рекомендуется использовать надежные источники, такие как PCAF |
Компенсация выбросов / углеродные единицы | – |
|
Внешнее заверение | – | Поощряется, но не является обязательным |
Раскрытие информации |
|
|
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ БАНКОВ: УСТАНОВКА ОТРАСЛЕВЫХ ЦЕЛЕЙ ПО ПОРТФЕЛЮ И РАБОТА С КЛИЕНТАМИ
Постановка целей по сокращению выбросов парниковых газов – это важный инструмент для управления климатическими рисками в финансовых организациях, поскольку он помогает не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и минимизировать финансовые риски, связанные с изменениями климата, а также усилить репутацию компании в глазах инвесторов и клиентов.
В последние годы все больше банков стремятся установить цели Net Zero не только для своих собственных операций, но и для инвестиционных и кредитных портфелей. Еще одним направлением декарбонизации бизнеса финансовой организации является ее вовлечение в реализацию климатических проектов. По данным опроса Б1, 68% компаний планируют или уже реализуют проекты по привлечению финансирования «зеленых» или социальных проектов[17].
БАНКИ УСТАНАВЛИВАЮТ КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ[18]
Практика международных банков в сфере управления климатическими рисками
В 2022 году банк HSBC выпустил свой Net Zero Transition Plan, в котором подробно изложил свой подход к достижению целей Net Zero и мероприятия по взаимодействию с клиентами для реализации этого плана. В этом документе изложены шаги, как банк будет работать с различными отраслями и клиентами для постепенного сокращения выбросов и поддержки глобального пере хода к низкоуглеродной экономике. Эти меры кратко представлены далее.
Одним из ключевых аспектов плана является работа с клиентами, особенно в углеродоемких секторах, чтобы помочь им на пути к декарбонизации. HSBC делает акцент на поддержке перехода своих клиентов, предоставляя им финансирование и консультации для реализации низкоуглеродных стратегий. Основные направления взаимодействия с клиентами включают следующие:
- Оценка углеродного следа и рисков компаний-клиентов, включая анализ их плановпо снижению выбросов
- Разработка переходных решений, к примеру, использование возобновляемыхисточников энергиии технологий с низкими выбросами
- Финансовые инструменты для поддержки перехода: банк предлагает специализированные продукты, такие как «зеленые» кредиты и облигации, которые стимулируют устойчивые проекты и инвестиции
- Активное вовлечение: HSBC участвует в диалогах с клиентами, обсуждая пути снижения углеродного следа и поощряя участие компаний в климатических инициативах
Для отслеживания прогресса HSBC внедряет системы мониторинга выбросов парниковых газов по каждому сектору и регулярно публикует отчетность в соответствии с международными стандартами, такими как Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD).
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В БАНКОВСКОЙ ОТРАСЛИ РФ
Крупнейшие российские банки начали работу над интеграцией климатических рисков в общую систему управления рисками. Прежде всего, ряд финансовых организаций проводят оценку физических и переходных климатических рисков, в том числе климатическое стресс-тестирование с учетом требований российских и международных стандартов и научно-обоснованных сценариев изменения климата.
Подходы российских банков к постановке климатических целей:
- Снижение выбросов парниковых газов в портфеле
- Финансирование низкоуглеродных и «зеленых» проектов
- Развитие рынка «зеленых» продуктов
- Развитие рынка углеродных единиц
На текущий момент российские банки не ставят количественные цели в области климата, что обусловлено недостаточной зрелостью рынка и климатического регулирования, а также неполнотой данных о выбросах парниковых газов, предоставляемых клиентами банков. С учетом Климатической доктрины РФ, а также ограничений ЦБ, касающихся негативного скрининга портфеля и отказа от финансирования углеродоемких компаний и отраслей, при разработке собственных климатических стратегий банки вынуждены учитывать климатические цели клиентов своего портфеля.
Кроме того, на сегодняшний день отсутствует полноценный учет отраслевых выбросов парниковых газов, что затрудняет качественную проработку количественных климатических целей. В то же время российские банки уделяют большое внимание реализации климатических проектов. Например, активно развивается рынок устойчивого финансирования: в 2024 году на бирже были размещены «зеленые» облигации объемом 2,8 млрд руб[19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российское законодательство в области климатического регулирования активно развивается, следуя международным трендам и адаптируя их к национальным условиям. Это позволяет российским банкам ориентироваться на лучшие мировые практики в вопросах постановки и реализации климатических целей для своих финансовых портфелей. Однако для успешного и полноценного внедрения подобных климатических целей в России требуется дальнейшее развитие внутренних рыночных механизмов и обязательный учет выбросов парниковых газов всеми участниками кредитного рынка.
Хотя некоторые международные банки уже достигли стадии, когда их климатические цели по портфелю охватывают все три категории выбросов (Scope 1, 2 и 3), для российских банков такой уровень пока остается труднодостижимым. Это связано как с ограниченной зрелостью инфраструктуры климатического регулирования, так и с недостаточной вовлеченностью всех участников рынка в процессы учета и сокращения выбросов. Именно поэтому особенно важно активное взаимодействие банков с их клиентами.
Показать ссылки
-
[5] Источник: составлено авторами на основе данных Информационного письма Банка России о рекомендациях по учету климатических рисков для финансовых организаций (№ИН-0188-35/60 от 04.12.2023).
-
[17] ESG-практики российских компаний: стабильность VS переменчивость
-
[18] Источник: составлено авторами на основе данных отчетности банков