Сегмент легкового электротранспорта продолжает активно развиваться: уже сейчас по дорогам ездят порядка 20 млн электромобилей[1], а к 2025 году их число может достигнуть 77 млн (6% от мирового автопарка)[2].
За шесть месяцев 2022 года число регистраций легковых электромобилей, по данным Adamas Intelligence[3], выросло на 42% г-к-г до 6,23 млн. Еще год назад согласно ожиданиям BNEF продажи за 2025 год должны были составить 14 млн[4], в последнем же прогнозе эта цифра выросла до 20,6 млн[5]. Соответственно, будет увеличиваться и доля электротранспорта в общих продажах легковых ТС на мировом рынке: к этому году она составит 23% против чуть менее 10% в 2021 году[6] (см. рис. 1). Основной вклад в столь стремительную динамику (в совокупности почти 80% от общего объема продаж в 2025 году) будет обеспечиваться Китаем и Европой, где доля электромобилей в общем объеме реализации новых авто ожидается выше среднемирового уровня.
Развивать этот сегмент автопрома сейчас хотят многие. Для поддержки перехода на использование легкового электротранспорта в целом ряде развитых стран были ужесточены экологические нормы. Так, Германия, Канада, Великобритания и Норвегия к 2035 году намерены отказаться от продаж новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В условиях нарушения складывавшихся десятилетиями цепочек поставок ископаемого топлива это направление становится еще более актуальным.
Помимо ограничений в отношении автотранспорта с традиционными двигателями, законодатели стремятся повысить использование сырья, получаемого при помощи вторичной переработки, для производства аккумуляторов. Например, в ЕС планируется увеличить его долю до 20% для меди, до 12% для никеля и до 10% для лития к 2035 году[7] (см. рис. 2). Такая инициатива позволит не только удовлетворить растущий спрос, но и снизить вредные выбросы в атмосферу и более рационально использовать ресурсы.
Серьезной проблемой также является вторичная переработка самих аккумуляторов, количество которых неуклонно растет. Перерабатывающие мощности еще только начинают развиваться, и пока оценить их объем довольно проблематично. Если в 2022 году спрос на литий-ионные аккумуляторы на мировом рынке легковых аккумуляторных электромобилей ожидается на уровне 1 007 ГВтч, то с учетом расширения парка таких ТС к 2030 году он может достичь 3 076 ГВтч (см. рис. 3). Из-за прогнозируемого многими экспертами дефицита сырья развитие мощностей по переработке аккумуляторов, чей срок эксплуатации уже истек, крайне важно для производителей.
Перспективы рынка электромобилей выглядят довольно неплохо, даже несмотря на некоторое увеличение стоимости литий-ионных батарей (около 2% в этом году до 135 долл. США за кВтч в реальных ценах 2021 года[8]) и тенденцию к росту производственных и эксплуатационных издержек, которая наблюдается во всех сегментах автопрома. В условиях нынешней неопределенности трудно делать прогнозы, и все же пока серьезных препятствий на пути победного шествия электротранспорта не просматривается, а все фундаментальные факторы говорят в пользу его бурного развития в ближайшие годы.
Показать ссылки
-
[6] Там же
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Ежеквартальный обзор рынка нефти и газа россии и стран СНГ, октябрь 2022 г.
Представляем вам новый выпуск ежеквартального обзора рынка нефти и газа России и стран СНГ за октябрь 2022 года.
Ежеквартальный обзор рынка нефти и газа россии и стран СНГ, февраль 2023 г.
Представляем новый выпуск ежеквартального обзора рынка нефти и газа России и стран СНГ за февраль 2023 года.