В сентябре стоимость фьючерсов на железную руду на Сингапурской бирже достигла максимума с конца апреля в 119,5 долл. США за тонну, прибавив 2% к цене на начало года (см. рис.). При этом с января по текущий момент она ни разу не опускалась ниже психологической отметки в 100 долл. США за тонну.
Такая динамика обусловлена стабильным спросом со стороны Китая – ключевого игрока, задающего тон на мировой металлургической арене. За первые восемь месяцев 2023 года в страну было ввезено 776 млн т железной руды (+7,4% г-к-г), при этом ее стоимость снизилась на 3,6% г-к-г[1] до 783,6 юаней за тонну (около 108 долл. США).
И это происходит несмотря на сложную ситуацию в китайской сталелитейной отрасли[2], которая до сих пор находится под влиянием ограничений, направленных на сокращение производства. Стоит отметить, что вопреки трудностям, в конце августа уровень загрузки доменных печей в стране приблизился к максимуму за последние 2,5 года, достигнув 92,27%[3], а запасы железной руды в китайских портах, по данным Mysteel[4], в начале сентября рухнули до 118,7 млн т – наименьшего значения с сентября 2020 года, что свидетельствует о высоком спросе на сырье со стороны металлургических предприятий. Дополнительным фактором в пользу закупок иностранного ЖРС стали проливные дожди и наводнения в северной части страны, повлиявшие на внутренние поставки.
При этом участники рынка ожидают, что выпуск стали в Китае в ближайшее время сократится, из-за чего может сформироваться избыток предложения железной руды. Именно по этой причине агентство Goldman Sachs пересмотрело свой прогноз по ее стоимости в сторону понижения – до 90 долл. США за тонну во второй половине 2023 года[5]. S&P Global также ожидает снижения цены, однако не столь существенного: до 105 долл. США в сентябре и 94 долл. США в последнем квартале 2023 года. Таким образом, стоимость тонны руды в текущем году может в среднем составить 108,9 долл. США.