
Россия предложила Катару и Саудовской Аравии пересмотреть налоговые соглашения
Марина Белякова, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям ТЭК, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
.jpg)
Налоговые соглашения являются важной частью внешней политики любого государства, и, если меняется политика, есть запрос и на пересмотр соглашений. В части соглашений с дружественными странами есть несколько тенденций. Первая — обеспечить наличие соглашений с теми странами, с которыми в прошлом их не было, однако в силу углубления отношений появился запрос на благоприятные налоговые условия (например, ОАЭ). Вторая — в некотором смысле противоположная — это тренд на ухудшение условий старых соглашений, которые в существующих реалиях выглядят избыточно щедрыми (например, СА и Катар). Таким образом, происходит «выравнивание» условий российских соглашений, а, значит, и страны-партнеры получают некий обоснованный бенчмарк в части ожиданий от российской внешней политики в области налогов.
Новые страны-партнеры России представляют альтернативу САРам. Но в реальности есть запрос и на русификацию структур с их использованием (например, сейчас в этом направлении двигаются многие холдинги), так и на перенос структур в арабские и иные страны (например, торговые компании, частные структуры). Задач у бизнеса много, а, значит, и инструменты используются разные.
СА и Катар рассматриваются российским бизнесом, хотя на данном этапе примеров перехода в них не так много (сравнительно больше с Катаром, чем с СА). Предполагаю, что результатом переговоров России с этими странами может быть ухудшение условий соглашений: сейчас ставки по ним очень благоприятны (например, 5% на проценты и дивиденды), в то время как наиболее благоприятная переговорная модель России в текущих реалиях: 10-10-10 (при базовой ставке 15%).
Что касается Турции, желаемый переговорный вектор с этой страной не совсем понятен. Ставки в действующем соглашении не сильно лучше или хуже, чем у других, но возможен ряд технических донастроек (например, в части международного лизинга и перевозок).