Как Китай, Иран, Турция, ЮАР и европейские страны добились успеха в развитии автомобильной промышленности и локализации
Андрей Томышев, руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта Группы компаний Б1, рассказал в рамках ПМЭФ-2023 об опыте зарубежных стран в развитии автомобильной индустрии.
1. Опыт этих стран указывает на использование относительно небольшого количества платформ, что обеспечивает унификацию компонентов и необходимый эффект масштаба для окупаемости инвестиций в них:
- В РФ до 2021 года использовалось 46 платформ, тогда как в Турции, ЮАР, европейских странах — от 14 до 21. В Иране используется порядка 30 платформ
- В РФ в 2021 году на топ-5 платформ приходилось 60% выпуска автомобилей, тогда как в перечисленных выше странах — 80-100%
- В европейских странах, Турции, ЮАР и Иране 60% выпуска обеспечивается 2-3 платформами, в РФ в 2021 году — пятью
Таким образом, для обеспечения локализации необходимо направлять меры поддержи на те платформы, которые обеспечивают наибольший эффект масштаба и унификацию компонентов.
2. Для достижения технологического суверенитета в автопроме необходим значительный масштаб бизнеса, позволяющий системно финансировать инвестиции в НИОКР. Предприятия автопрома в России в 2016-2021 годах в среднем вкладывали в НИОКР 0,2-0,5% выручки в год, тогда как глобальные автоконцерны — 5% и более. В условиях ограниченных возможностей по экспорту необходимо развивать объединенные инжиниринговые центры, обслуживающие несколько концернов. В качестве примера можно привести опыт Китая, где такие центры создавались в том числе в партнерстве с глобальные OEM, а также Турции — к середине 2010-х автопромышленность в Турции лидировала по числу R&D центров.
3. Для успехов в локализации также необходимо более пропорционально распределять инвестиции между производством автомобилей и компонентов. Так, в ЮАР, где локализация составляет около 60%, на протяжении 1990-2000 годов распределение составляло 50/50, в РФ в 2016-2021 годах — примерно 20/80 в пользу сборки автомобилей.
4. Протекционистская политика. Опыт Китая и Ирана показывает, что активное развитие собственного автопрома началось после введения значительных ограничений на импорт автомобилей и локации производства компонентов и авто на базе СП (Китай) или лицензионных соглашений (Иран). Далее заимствованные технологии использовались для запуска и развития собственных продуктов и марок.