PAS Messenger
Закон о высылке и условиях пребывания иностранных граждан — FAQ
09.08.2024 г.
В 2025 году начнет действовать «режим высылки» в отношении иностранных граждан, находящихся в РФ, но не имеющих для этого законных оснований. Цель режима — обеспечение их выезда из РФ или приобретения ими законных оснований для пребывания (проживания) в РФ. До момента достижения цели такие иностранные граждане будут ограничены в правах и находиться под надзором.
Кроме того, вводятся условия пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, которые обязывают иностранных граждан воздерживаться от деятельности, наносящей ущерб интересам РФ, соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. В случае нарушения условий, может быть принято решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в РФ, что повлечет за собой режим высылки и запрет на въезд в РФ.
Также законопроект предусматривает уменьшение максимального срока миграционного учета до 1 года и уменьшение срока пребывания иностранных граждан, прибывающих в РФ в безвизовом порядке, до 90 дней в календарном году.
Основные положения законопроекта в вопросах и ответах приведены ниже. Рекомендуем внимательно отнестись к данному нововведению, заранее проинформировав иностранных сотрудников.
Статус закона[1]: 8 августа 2024 подписан Президентом.
Дата вступления в силу: 5 февраля 2025 года, за исключением некоторых положений.
Применимо: ко всем категориям иностранных граждан (т.е. въезжающих в РФ в визовом и безвизовом порядке, с целью въезда «работа» или с иной целью въезда).
Что означает «режим высылки»?
Режим высылки — правовой режим, применяемый в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся в РФ, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в РФ.
Цель режима — обеспечения их выезда из РФ или приобретения ими законных оснований для пребывания (проживания) в РФ.
Режим предусматривает установление в отношении таких лиц ограничений отдельных прав и свобод, применение мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
Режим высылки применяется к иностранному гражданину со дня внесения сведений о нем в реестр контролируемых лиц.
Что такое «реестр контролируемых лиц»?
Реестр контролируемых лиц будет содержать сведения об иностранных гражданах, находящихся в РФ и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в РФ.
В каких случаях иностранного гражданина могут внести в реестр?
Сведения об иностранном гражданине вносятся в реестр контролируемых лиц в следующих случаях:
1) Истечение срока временного пребывания, разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство;
2) Выявление факта въезда в РФ иностранного гражданина путем незаконного пересечения Государственной границы РФ;
3) Принятие РФ иностранного гражданина, переданного иностранным государством в соответствии с международным договором о реадмиссии, при отсутствии законных оснований для нахождения указанного иностранного гражданина на территории РФ;
4) Аннулирование визы, разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство;
5) Принятие решения об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, об отказе в признании беженцем, об отказе в предоставлении (о продлении срока предоставления) временного убежища либо о лишении или об утрате временного убежища или статуса беженца;
6) Вынесение постановления о назначении иностранному гражданину административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ;
7) Вынесение решения о сокращении срока временного пребывания, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания) в РФ, неразрешении въезда в РФ или об ограничении выезда за пределы РФ;
8) Истечение 72 часов пребывания иностранного гражданина, находящегося в качестве пассажира на борту круизного судна или парома, имеющих разрешения на пассажирские перевозки;
9) Вынесение решения о прекращении гражданства РФ при отсутствии законных оснований для нахождения на территории РФ;
10) Поступление в МВД копии вступившего в силу обвинительного приговора суда РФ о признании иностранного гражданина виновным в совершении преступления.
В каких случаях сведения об иностранном гражданине исключаются из реестра?
Сведения об иностранном гражданине исключаются из реестра контролируемых лиц в следующих случаях:
1) Выезд иностранного гражданина из РФ;
2) Приобретения иностранным гражданином законных оснований для пребывания (проживания) в РФ;
3) Отмены решения, послужившего основанием для применения режима высылки;
4) Признания судом незаконным решения, послужившего основанием для применения режима высылки;
5) Смерти иностранного гражданина или объявления его судом умершим.
Какие меры государственного контроля в сфере миграции применяются к контролируемому лицу в рамках режима высылки?
1) Включение в реестр контролируемых лиц;
2) Ограничение отдельных прав и свобод контролируемого лица;
3) Установление места нахождения контролируемого лица;
4) Доставление контролируемого лица;
5) Задержание контролируемого лица;
6) Помещение контролируемого лица в специальное учреждение;
7) Проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица (идентификация), и иных документов, представляемых в отношении такого лица;
8) Установление личности контролируемого лица;
9) Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования контролируемого лица;
10) Согласование маршрута следования контролируемого лица до пункта пропуска через Государственную границу РФ;
11) Наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний, за выполнением возложенных на контролируемое лицо обязанностей, совершаемыми контролируемым лицом действиями.
Какие ограничительные меры применяются к контролируемому лицу (с даты внесения сведений о лице в реестр до исключения сведений о нем из реестра)?
1) Запрет на государственную регистрацию юридических лиц и ИП;
2) Запрет на приобретение недвижимого имущества, транспортных средств, самоходных машин и других видов техники;
3) Запрет на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
4) Запрет на государственную регистрацию транспортных средств, самоходных машин и других видов техники;
5) Ограничени на пользование правом на управление транспортными средствами;
6) Отказ в допуске к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, в выдаче (замене, обмене) российского национального или международного водительского удостоверения;
7) Отказ в открытии банковского счета и осуществлении иных банковских операций, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц;
8) Запрет на заключение брака;
9) Запрет на изменение места жительства или места пребывания в РФ без разрешения МВД;
10) Запрета на выезд за пределы территории субъекта РФ, муниципального образования, в которых контролируемое лицо пребывает (проживает), за исключением выезда из РФ;
11) Иные ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Какие есть права у контролируемого лица?
Контролируемое лицо имеет право:
1) Получать по запросу информацию, которая содержит основания применения режима высылки и предоставление которой не запрещено законами;
2) Знакомиться с принятыми в отношении него решениями о применении в рамках режима высылки мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;
3) Обжаловать решения (действия (бездействие), принятые (совершенные) в связи с применением режима высылки, в том числе в связи с установлением ограничительных мер, и применением мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках режима высылки, и нарушающие права контролируемого лица, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел или в суд.
Какие обязанности у контролируемого лица?
Контролируемое лицо обязано:
1) Явиться в установленный срок к должностному лицу органа внутренних дел в случае вручения (направления) ему предписания о явке;
2) Своевременно исполнять требования, соблюдать запреты и ограничения, установленные для контролируемых лиц;
3) Информировать МВД:
- о своем местонахождении;
- о возникновении обстоятельств, препятствующих своевременному самостоятельному выезду из Российской Федерации;
- о смене места пребывания без разрешения МВД в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы;
- о дате, месте и маршруте планируемого самостоятельного выезда из РФ.
В случае неоднократного неисполнения контролируемым лицом указанных выше обязанностей, в отношении контролируемого лица принимаются решения о депортации и о помещении в специальное учреждение.
Какие права у МВД при осуществлении контроля за нахождением в РФ контролируемого лица?
Должностные лица органа внутренних дел имеют право:
1) Направлять запросы в государственные органы РФ, иностранных государств, органы публичной власти РФ о предоставлении информации и документов, необходимых для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) Требовать от контролируемого лица и получать от него документы и сведения, в том числе на электронных носителях, которые необходимы для осуществления контроля за контролируемым лицом;
3) Требовать от юридических и физических лиц, вступивших в правоотношения с контролируемым лицом или оказывающих ему услуги, в рамках которых должны соблюдаться требования в отношении контролируемого лица в рамках применения режима высылки, представления копий документов и иной информации по таким фактам;
4) Получать от организаций, в том числе от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов контролируемого лица, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по таким счетам, необходимые для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе содержащие банковскую тайну;
5) Получать доступ в жилые помещения и иные помещения, в которых пребывает (проживает) или фактически находится контролируемое лицо, при предъявлении служебного удостоверения;
6) Изымать у контролируемого лица документы или их копии с составлением акта изъятия в случаях, установленных законодательством РФ;
7) Использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку) и информацию, содержащуюся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов;
8) Осуществлять наблюдение непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств, за контролируемым лицом, совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории РФ;
9) Использовать данные мобильных устройств и геолокации, платежных систем, работающих в автоматическом режиме специальных технических средств распознавания лиц;
10) Выносить предписания о явке контролируемого лица к уполномоченному должностному лицу органа внутренних дел;
11) Осуществлять в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает), выезды в возможные места пребывания контролируемого лица и осмотр таких мест;
12) Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ.
Какие обязанности у МВД при осуществлении контроля за нахождением в РФ контролируемого лица?
Должностные лица органа внутренних дел обязаны:
1) Соблюдать права и законные интересы контролируемого лица, не допускать причинение вреда контролируемому лицу и иным лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
2) Использовать информацию, полученную при осуществлении контроля, исключительно для выполнения возложенных на органы внутренних дел задач и функций;
3) Информировать контролируемое лицо о его правах и обязанностях;
4) При применении мер федерального государственного контроля (надзора) в рамках применения режима высылки учитывать требования к их законности, обоснованности, достаточности и эффективности;
5) Исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
Как проверить, включен ли иностранный гражданин в реестр?
Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре контролируемых лиц размещается на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в сети «Интернет» и предоставляется без взимания платы.
Иностранный гражданин считается уведомленным о внесении сведений о нем в реестр контролируемых лиц или об исключении сведений о нем из такого реестра со дня их размещения на официальном сайте оператора.
Какие сведения об иностранном гражданине включаются в реестр?
1) Фамилия, имя, отчество (при наличии);
2) Дата рождения;
3) Пол;
4) Гражданство (подданство) иностранного государства либо сведения об отсутствии гражданства (подданства);
5) Сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ (при его наличии);
6) СНИЛС (при наличии);
7) ИНН (при наличии);
8) Место жительства и (или) место пребывания (при наличии), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) учетом по месту пребывания;
9) Код и наименование ОМВД, в котором иностранный гражданин состоит на миграционном учете (при наличии);
10) Дата включения в реестр контролируемых лиц сведений об иностранном гражданине, дата исключения из реестра контролируемых лиц таких сведений;
11) Сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе или заказчике работ (услуг) (при наличии);
12) Сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной (научной) организации (при наличии);
13) Сведения об основаниях включения в реестр контролируемых лиц;
14) Иные сведения.
Некоторые иные важные изменения, вводимые законопроектом
Вводятся условия пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, согласно которым иностранные граждане обязаны воздерживаться от деятельности, наносящей ущерб интересам РФ, соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ, в том числе:
- Бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам, материальным и культурным ценностям Российской Федерации;
- Уважать многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
- Не препятствовать осуществлению прав и свобод граждан Российской Федерации, деятельности органов публичной власти РФ и их должностных лиц;
- Не вмешиваться во внешнюю и внутреннюю государственную политику РФ, в том числе не осуществлять действий, направленных на побуждение к принятию, изменению, отмене законов и иных нормативных правовых актов;
- Уважать традиционные российские духовно-нравственные ценности, в том числе представления о браке как о союзе мужчины и женщины, семье, материнстве, об отцовстве, о детстве, соблюдать требование о недопустимости искажения исторической правды о подвиге советского народа при защите Отечества и его вкладе в победу над фашизмом;
- Воздерживаться от финансирования и иного содействия деятельности, нарушающей положения подпунктов 1-5 настоящего пункта, и вовлечения в нее иных лиц.
В случае нарушения условий, может быть принято решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в РФ, что повлечет за собой режим высылки и запрет на въезд в РФ.
Срок постановки временно пребывающего в РФ иностранного гражданина на миграционный учет ограничивается одним годом (в данный момент — по сроку действия договора аренды или визы) — вступает в силу с 1 января 2025 года.
Уменьшен срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, до не более 90 суток суммарно в течение одного календарного года (вместо не более 90 суток в течение каждого 180 дневного периода), за исключением въезда с целью работы — вступает в силу с 1 января 2025 года.
Команда Б1 продолжает внимательно отслеживать изменения в области миграционного законодательства.
АВТОРЫ
Екатерина Ухова
Партнер Б1
Руководитель группы консультирования по управлению персоналом. Более 20 лет помогает работодателям повысить возврат на инвестиции в человеческий капитал
Связаться
Мария Ткачева
Старший менеджер Б1
Группа консультирования по управлению персоналом
Связаться
Мария Москалева
Старший консультант Б1
Группа консультирования по управлению персоналом
Связаться
Показать ссылки
-
[1] Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Трудовой кодекс обязал работодателя оплачивать неиспользованные дни отдыха за работу в выходные и праздники при увольнении
Законодатели внесли поправки в Трудовой кодекс в части статьи 153, которая регулирует оплату труда в выходные и нерабочие праздничные дни.
03.10.2024
Планируемые изменения базы для страховых взносов с 2025 года
Правительство подготовило проект Постановления «О единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2025 г.» и вынесло его на общественное обсуждение. Согласно предлагаемым изменениям предельная величина для исчисления страховых взносов будет увеличена с 2 225 000 до 2 759 000 рублей.
02.10.2024
Электронная карта для ВКС в Москве: оформляется при сдаче медицинских тестов
Миграционный центр в Москве на ул. Бахрушина начал оформлять электронные карты всем категориям временно пребывающих иностранных граждан (включая ВКС) при прохождении процедуры дактилоскопии и фотографирования, а также при повторной сдаче медицинских сертификатов. Миграционный центр в Сахарово оформляет электронные карты всем категориям временно пребывающих иностранных граждан только при первичном обращении для прохождения процедуры дактилоскопии и фотографирования.
19.08.2024
Закон о высылке и условиях пребывания иностранных граждан — FAQ
В 2025 году начнет действовать «режим высылки» в отношении иностранных граждан, находящихся в РФ, но не имеющих для этого законных оснований. Цель режима — обеспечение их выезда из РФ или приобретения ими законных оснований для пребывания (проживания) в РФ. До момента достижения цели такие иностранные граждане будут ограничены в правах и находиться под надзором.
09.08.2024
С 1 июля 2024 года увеличится размер госпошлин за оформление миграционных документов
С 1 июля 2024 года вступает в силу новая редакция статьи 333.28 НК РФ, устанавливающая размеры госпошлины за совершение государственными органами действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ.
24.06.2024
Налоговая реформа – законопроект опубликован на сайте Госдумы. НДФЛ: отличия от предыдущей версии текста законопроекта
3 июня 2024 года на сайте Государственной Думы был опубликован текст законопроекта № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». В отношении НДФЛ от предыдущей версии внесенный текст законопроекта отличается рядом положений. Рассказываем о них в публикации.
04.06.2024