Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

PAS Messenger

Закон о высылке и условиях пребывания иностранных граждан — FAQ

09.08.2024 г.

Поделиться

В 2025 году начнет действовать «режим высылки» в отношении иностранных граждан, находящихся в РФ, но не имеющих для этого законных оснований. Цель режима — обеспечение их выезда из РФ или приобретения ими законных оснований для пребывания (проживания) в РФ. До момента достижения цели такие иностранные граждане будут ограничены в правах и находиться под надзором. 

Кроме того, вводятся условия пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, которые обязывают иностранных граждан воздерживаться от деятельности, наносящей ущерб интересам РФ, соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. В случае нарушения условий, может быть принято решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в РФ, что повлечет за собой режим высылки и запрет на въезд в РФ.

Также законопроект предусматривает уменьшение максимального срока миграционного учета до 1 года и уменьшение срока пребывания иностранных граждан, прибывающих в РФ в безвизовом порядке, до 90 дней в календарном году.

Основные положения законопроекта в вопросах и ответах приведены ниже. Рекомендуем внимательно отнестись к данному нововведению, заранее проинформировав иностранных сотрудников. 

Статус закона[1]: 8 августа 2024 подписан Президентом. 

Дата вступления в силу: 5 февраля 2025 года, за исключением некоторых положений. 

Применимо: ко всем категориям иностранных граждан (т.е. въезжающих в РФ в визовом и безвизовом порядке, с целью въезда «работа» или с иной целью въезда).

Что означает «режим высылки»?

Режим высылки — правовой режим, применяемый в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся в РФ, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в РФ. 

 

Цель режима — обеспечения их выезда из РФ или приобретения ими законных оснований для пребывания (проживания) в РФ.

 

Режим предусматривает установление в отношении таких лиц ограничений отдельных прав и свобод, применение мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

 

Режим высылки применяется к иностранному гражданину со дня внесения сведений о нем в реестр контролируемых лиц.

Что такое «реестр контролируемых лиц»?

Реестр контролируемых лиц будет содержать сведения об иностранных гражданах, находящихся в РФ и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в РФ.

В каких случаях иностранного гражданина могут внести в реестр?

Сведения об иностранном гражданине вносятся в реестр контролируемых лиц в следующих случаях:

 

1) Истечение срока временного пребывания, разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство;

 

2) Выявление факта въезда в РФ иностранного гражданина путем незаконного пересечения Государственной границы РФ;

 

3) Принятие РФ иностранного гражданина, переданного иностранным государством в соответствии с международным договором о реадмиссии, при отсутствии законных оснований для нахождения указанного иностранного гражданина на территории РФ;

 

4) Аннулирование визы, разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство;

 

5) Принятие решения об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, об отказе в признании беженцем, об отказе в предоставлении (о продлении срока предоставления) временного убежища либо о лишении или об утрате временного убежища или статуса беженца;

 

6) Вынесение постановления о назначении иностранному гражданину административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ;

 

7) Вынесение решения о сокращении срока временного пребывания, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания) в РФ, неразрешении въезда в РФ или об ограничении выезда за пределы РФ; 

 

8) Истечение 72 часов пребывания иностранного гражданина, находящегося в качестве пассажира на борту круизного судна или парома, имеющих разрешения на пассажирские перевозки;

 

9) Вынесение решения о прекращении гражданства РФ при отсутствии законных оснований для нахождения на территории РФ;

 

10) Поступление в МВД копии вступившего в силу обвинительного приговора суда РФ о признании иностранного гражданина виновным в совершении преступления.

В каких случаях сведения об иностранном гражданине исключаются из реестра?

Сведения об иностранном гражданине исключаются из реестра контролируемых лиц в следующих случаях:

 

1) Выезд иностранного гражданина из РФ;

 

2) Приобретения иностранным гражданином законных оснований для пребывания (проживания) в РФ;

 

3) Отмены решения, послужившего основанием для применения режима высылки;

 

4) Признания судом незаконным решения, послужившего основанием для применения режима высылки;

 

5) Смерти иностранного гражданина или объявления его судом умершим.

Какие меры государственного контроля в сфере миграции применяются к контролируемому лицу в рамках режима высылки?

1) Включение в реестр контролируемых лиц;

 

2) Ограничение отдельных прав и свобод контролируемого лица;

 

3) Установление места нахождения контролируемого лица;

 

4) Доставление контролируемого лица;

 

5) Задержание контролируемого лица;

 

6) Помещение контролируемого лица в специальное учреждение;

 

7) Проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица (идентификация), и иных документов, представляемых в отношении такого лица;

 

8) Установление личности контролируемого лица;

 

9) Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования контролируемого лица;

 

10) Согласование маршрута следования контролируемого лица до пункта пропуска через Государственную границу РФ;

 

11) Наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний, за выполнением возложенных на контролируемое лицо обязанностей, совершаемыми контролируемым лицом действиями.

Какие ограничительные меры применяются к контролируемому лицу (с даты внесения сведений о лице в реестр до исключения сведений о нем из реестра)?

1) Запрет на государственную регистрацию юридических лиц и ИП;

 

2) Запрет на приобретение недвижимого имущества, транспортных средств, самоходных машин и других видов техники;

 

3) Запрет на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

 

4) Запрет на государственную регистрацию транспортных средств, самоходных машин и других видов техники;

 

5) Ограничени на пользование правом на управление транспортными средствами;

 

6) Отказ в допуске к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, в выдаче (замене, обмене) российского национального или международного водительского удостоверения;

 

7) Отказ в открытии банковского счета и осуществлении иных банковских операций, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц;

 

8) Запрет на заключение брака;

 

9) Запрет на изменение места жительства или места пребывания в РФ без разрешения МВД; 

 

10) Запрета на выезд за пределы территории субъекта РФ, муниципального образования, в которых контролируемое лицо пребывает (проживает), за исключением выезда из РФ;

 

11) Иные ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Какие есть права у контролируемого лица?

Контролируемое лицо имеет право:

 

1) Получать по запросу информацию, которая содержит основания применения режима высылки и предоставление которой не запрещено законами;

 

2) Знакомиться с принятыми в отношении него решениями о применении в рамках режима высылки мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

 

3) Обжаловать решения (действия (бездействие), принятые (совершенные) в связи с применением режима высылки, в том числе в связи с установлением ограничительных мер, и применением мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках режима высылки, и нарушающие права контролируемого лица, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел или в суд.

Какие обязанности у контролируемого лица?

Контролируемое лицо обязано:

 

1) Явиться в установленный срок к должностному лицу органа внутренних дел в случае вручения (направления) ему предписания о явке;

 

2) Своевременно исполнять требования, соблюдать запреты и ограничения, установленные для контролируемых лиц;

 

3) Информировать МВД: 

  • о своем местонахождении;
  • о возникновении обстоятельств, препятствующих своевременному самостоятельному выезду из Российской Федерации;
  • о смене места пребывания без разрешения МВД в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы;
  • о дате, месте и маршруте планируемого самостоятельного выезда из РФ.

В случае неоднократного неисполнения контролируемым лицом указанных выше обязанностей, в отношении контролируемого лица принимаются решения о депортации и о помещении в специальное учреждение

Какие права у МВД при осуществлении контроля за нахождением в РФ контролируемого лица?

Должностные лица органа внутренних дел имеют право:

 

1) Направлять запросы в государственные органы РФ, иностранных государств, органы публичной власти РФ о предоставлении информации и документов, необходимых для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

2) Требовать от контролируемого лица и получать от него документы и сведения, в том числе на электронных носителях, которые необходимы для осуществления контроля за контролируемым лицом; 

 

3) Требовать от юридических и физических лиц, вступивших в правоотношения с контролируемым лицом или оказывающих ему услуги, в рамках которых должны соблюдаться требования в отношении контролируемого лица в рамках применения режима высылки, представления копий документов и иной информации по таким фактам;

 

4) Получать от организаций, в том числе от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов контролируемого лица, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по таким счетам, необходимые для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе содержащие банковскую тайну;

 

5) Получать доступ в жилые помещения и иные помещения, в которых пребывает (проживает) или фактически находится контролируемое лицо, при предъявлении служебного удостоверения;

 

6) Изымать у контролируемого лица документы или их копии с составлением акта изъятия в случаях, установленных законодательством РФ;

 

7) Использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку) и информацию, содержащуюся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов;

 

8) Осуществлять наблюдение непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств, за контролируемым лицом, совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории РФ;

 

9) Использовать данные мобильных устройств и геолокации, платежных систем, работающих в автоматическом режиме специальных технических средств распознавания лиц;

 

10) Выносить предписания о явке контролируемого лица к уполномоченному должностному лицу органа внутренних дел;

 

11) Осуществлять в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает), выезды в возможные места пребывания контролируемого лица и осмотр таких мест;

 

12) Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ.

Какие обязанности у МВД при осуществлении контроля за нахождением в РФ контролируемого лица?

Должностные лица органа внутренних дел обязаны:

 

1) Соблюдать права и законные интересы контролируемого лица, не допускать причинение вреда контролируемому лицу и иным лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

 

2) Использовать информацию, полученную при осуществлении контроля, исключительно для выполнения возложенных на органы внутренних дел задач и функций;

 

3) Информировать контролируемое лицо о его правах и обязанностях;

 

4) При применении мер федерального государственного контроля (надзора) в рамках применения режима высылки учитывать требования к их законности, обоснованности, достаточности и эффективности;

 

5) Исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Как проверить, включен ли иностранный гражданин в реестр?

Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре контролируемых лиц размещается на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в сети «Интернет» и предоставляется без взимания платы. 

 

Иностранный гражданин считается уведомленным о внесении сведений о нем в реестр контролируемых лиц или об исключении сведений о нем из такого реестра со дня их размещения на официальном сайте оператора. 

Какие сведения об иностранном гражданине включаются в реестр?

1) Фамилия, имя, отчество (при наличии);

 

2) Дата рождения;

 

3) Пол;

 

4) Гражданство (подданство) иностранного государства либо сведения об отсутствии гражданства (подданства);

 

5) Сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ (при его наличии);

 

6) СНИЛС (при наличии);

 

7) ИНН (при наличии);

 

8) Место жительства и (или) место пребывания (при наличии), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) учетом по месту пребывания;

 

9) Код и наименование ОМВД, в котором иностранный гражданин состоит на миграционном учете (при наличии);

 

10) Дата включения в реестр контролируемых лиц сведений об иностранном гражданине, дата исключения из реестра контролируемых лиц таких сведений;

 

11) Сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе или заказчике работ (услуг) (при наличии);

 

12) Сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной (научной) организации (при наличии);

 

13) Сведения об основаниях включения в реестр контролируемых лиц;

 

14) Иные сведения.

Некоторые иные важные изменения, вводимые законопроектом

Вводятся условия пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, согласно которым иностранные граждане обязаны воздерживаться от деятельности, наносящей ущерб интересам РФ, соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ, в том числе:

  1. Бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам, материальным и культурным ценностям Российской Федерации;
  2. Уважать многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
  3. Не препятствовать осуществлению прав и свобод граждан Российской Федерации, деятельности органов публичной власти РФ и их должностных лиц;
  4. Не вмешиваться во внешнюю и внутреннюю государственную политику РФ, в том числе не осуществлять действий, направленных на побуждение к принятию, изменению, отмене законов и иных нормативных правовых актов;
  5. Уважать традиционные российские духовно-нравственные ценности, в том числе представления о браке как о союзе мужчины и женщины, семье, материнстве, об отцовстве, о детстве, соблюдать требование о недопустимости искажения исторической правды о подвиге советского народа при защите Отечества и его вкладе в победу над фашизмом;
  6. Воздерживаться от финансирования и иного содействия деятельности, нарушающей положения подпунктов 1-5 настоящего пункта, и вовлечения в нее иных лиц.

 

В случае нарушения условий, может быть принято решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в РФ, что повлечет за собой режим высылки и запрет на въезд в РФ.

Срок постановки временно пребывающего в РФ иностранного гражданина на миграционный учет ограничивается одним годом (в данный момент — по сроку действия договора аренды или визы) — вступает в силу с 1 января 2025 года.

Уменьшен срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, до не более 90 суток суммарно в течение одного календарного года (вместо не более 90 суток в течение каждого 180 дневного периода), за исключением въезда с целью работы — вступает в силу с 1 января 2025 года.

Команда Б1 продолжает внимательно отслеживать изменения в области миграционного законодательства. 

АВТОРЫ

Екатерина Ухова

Екатерина Ухова

Партнер Б1

Руководитель группы консультирования по управлению персоналом. Более 20 лет помогает работодателям повысить возврат на инвестиции в человеческий капитал

Связаться

Мария Ткачева

Мария Ткачева

Старший менеджер Б1

Группа консультирования по управлению персоналом

Связаться

Мария Москалева

Мария Москалева

Старший консультант Б1

Группа консультирования по управлению персоналом

Связаться

Показать ссылки

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все