Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Смотреть все выпуски

CRS (автоматический обмен) в действии: все намного серьезнее или административная ответственность в деле

11.07.2023 г.

Поделиться

CRS еще актуален? 

Несмотря на отказ некоторых стран предоставлять налоговые данные России обмен со странами-участницами в рамках режима международного обмена финансовой информацией — CRS (Common Reporting Standard, автоматический обмен финансовой информацией) продолжается. Более 90[1] государств и территорий осуществляют автоматический обмен финансовой информацией с Россией. Как требования по CRS, так и контроль за их выполнением со стороны налоговых органов продолжают совершенствоваться.

Судебная практика. Усиление контроля за качеством данных. 

Совсем недавно завершилась очередная отчетная кампания — финансовые институты подавали CRS отчетность в срок до конца 31 мая 2023 в соответствии с требованиями Главы 20.1 НК РФ[2]. В связи с обновлением требований электронного Формата отчетности по версии 5.06 подготовка отчетных данных потребовала существенных усилий от многих ОФР. При этом следует ожидать, что требования электронного формата и дальше будут изменяться, чтобы обеспечить приемлемый уровень полноты и качества направляемых данных.

ФНС РФ продолжает направлять точечные запросы в организации финансового рынка («ОФР») для получения дополнительной информации по предоставленным отчетным данным в рамках своих контрольных процедур. 

В связи с этим актуальным является судебное дело N А40-142959/2022 от 12 апреля 2023 года, которое было проиграно финансовой организацией, банком, в отношении невключения в отчетность по CRS информации в отношении одного из клиентов банка в виду некорректного, по мнению налогового органа, установления налогового резидентства данного клиента. Аргументация, приводимая ФНС РФ и принятая судом, показывает, что налоговые органы могут трактовать требования CRS более консервативно чем многие финансовые институты. Например, в качестве доказательств наличия иностранного налогового резидентства у физического лица использовались такие данные, как срок действия визы в Российской Федерации, срок миграционной карты, наличие иностранного паспорта. По сути, банк, имея «основания полагать», исходя из имеющейся у банка информации, не проявил «должной степени осмотрительности».

Общий размер штрафа за данное налоговое правонарушение только в отношении этого одного клиента составил 500 000,00 руб: 450 000,00 руб. (50 000,00 за каждый счет, не включенный в соответствующие отчетные периоды, начиная с даты открытия счета) и 50 000,00 руб. за неприятие мер в отношение одного клиента в соответствии с пунктом 2 статьи 129.7 и статьей 129.8  НК РФ соответственно.

Что делать финансовым институтам?

С учетом регулярных изменений требований электронного формата отчетности и повышения контроля со стороны налоговых органов рекомендуется провести проверку текущих внутренних процессов и процедур в части сбора и проверки сведений от клиентов, а также процесса подготовки отчетных данных. Критерии данной проверки должны учитывать не только изменения в законодательстве и требования электронного формата отчетности, но также и судебную практику выполнения требований по Главе 20.1 НК РФ. 

Также стоит провести проверку на полноту и качества направленных отчетных данных за предыдущие периоды. При выявлении несоответствий рекомендуется направлять корректировочную отчётность с целью избежания применения штрафных санкций.  

Для уменьшения риска применения штрафных санкций мы рекомендуем иметь четко сформулированные методологические подходы, которые применяются в рамках выполнения требований CRS, чтобы быть готовыми отстаивать свою позицию при получении запросов от налоговых органов.

Как Б1 может помочь? 

Б1 имеет обширный и практический опыт поддержки финансовых институтов по всем актуальным вопросам в области выполнения требований Главы 20.1 НК РФ/ CRS. Мы будем рады помочь: 

  • Провести проверку эффективности внутренних контролей (health-check) текущих процедур  и предоставить рекомендации как по их улучшению/усилению, так и их оптимизации, при необходимости
  • Привести процессы и процедуры в соответствие с текущими и новыми требованиями Главы 20.1 НК РФ/ CRS, с учетом постоянно меняющихся требований по формату отчетности, а также настроить необходимые дополнительные процедуры, процессы и контроли с целью обеспечения выполнения требований СRS
  • Сопровождать на протяжении всего процесса создания и подачи отчетности в ФНС России (поддержка в сборе данных для создания отчета, конвертация исходных данных в XML-формат, поддержка, в случае выявления ошибок при подаче отчетности)
  • Разработать и/или предоставить решения по любым актуальным вопросам, связанным с выполнением требований Главы 20.1 НК РФ/ CRS, включая решения по проверке форматов и структур налоговых номеров/TIN
  • Провести тренинги для сотрудников финансовых институтов, вовлеченных в процессы и процедуры, связанные с CRS

 

Авторы:

  • Мария Фролова, партнер Б1, практика налоговых и юридических услуг
  • Руслан Гаспарян, директор Б1, практика налоговых и юридических услуг
  • Елена Губарева, менеджер Б1, практика налоговых и юридических услуг

 

Показать ссылки

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все