Автоматический обмен финансовой информацией (CRS/Глава 20.1 НК) с нами надолго: изменения в требованиях к отчетности формата 5.06
23.03.2023 г.
Начиная с 2018 года (вступило в силу Постановление Правительства № 693 от 16 июня 2018 г.), ФНС России продолжает ежегодно и последовательно расширять объем правил CRS («Стандарт ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией», «Глава 20.1 НК РФ), включая требования в отношении электронного формата отчетности.
До 31 мая 2023 года организации финансового рынка (далее — «ОФР») обязаны предоставить обработанные сведения в электронном виде за 2022 отчетный период в соответствии c установленным ФНС России новым форматом отчетности версии 5.06 и опубликованной XSD-схемой.
Обновленный формат отчетности содержит ряд нововведений, в том числе новые элементы, предназначенные для усиления контроля ФНС России за качеством собираемых ОФР данных и выстроенных процессов и процедур в ОФР по Главе 20.1 НК РФ.
Учитывая приближающиеся сроки подачи отчетов и действующие штрафы за несоблюдение правил CRS, ОФР крайне важно привести в соответствие требованиям 5.06 формата все внутренние процессы и процедуры и настроить ИТ-системы, чтобы своевременно осуществить подачу качественных данных в ФНС России и исключить риски применения штрафных санкций cо стороны налогового органа.
Кратко об основных изменениях
1. Обязательный контроль счетов типа «С» и иных специальных счетов
В связи с введением новых типов счетов в 2022 году для расчетов с нерезидентами, такие счета могут признаваться подотчетными для целей отчетности.
Так, для отражения новых счетов типа «С» [1] или иных специальных счетов, открываемых в рамках специальных экономических мер, ФНС России добавила отдельный элемент: «Счет типа „С“ (или иной специальный счет, открываемом в рамках специальных экономических мер)» (AccountTypeC). Полный перечень счетов кроме типа «С», которые могут подпасть в эту категорию, отдельно не уточняется. В связи с этим ОФР потребуется провести анализ других подобных специальных счетов для корректного отражения в отчетности.
2. Контроль договоров, которые перестали быть подотчетными в текущем отчетном периоде (Unreported Account)
Для контроля со стороны ФНС России полноты направляемой информации был введен новый опциональный элемент «Договор, который стал неподотчетным в отчетном периоде» (UnreportedAccount).
В связи с вводом нового элемента от ОФР потребуется проанализировать перечень договоров клиентов, которые подпадают под требования данного элемента. Однако критерии определения таких счетов не детализированы, поэтому для ОФР возникает задача выработать методологический подход для определения подобных счетов.
3. Расширение требований к элементу «Результаты запроса владельца договора (счета или его аналога) физического лица, имеющего признаки связи с иностранным государством, предоставляющим программы «гражданство / резидентство в обмен на инвестиции».
Список юрисдикций, предоставляющих программы «гражданство / резидентство в обмен на инвестиции» был расширен добавлением Турции.
Новый код «05» для данного элемента может использоваться, если клиент подтвердил, что гражданство / налоговое резидентство государства (территории) получено в рамках программы «гражданство / резидентство в обмен на инвестиции» и что он не является налоговым резидентом какого-либо иного иностранного государства (территории)». Данное изменение позволяет покрыть сценарий, который ранее не был отражен в предыдущей версии формата и корректно отразить обстоятельства клиентов ОФР в отчетности.
Клиенты с программами «гражданство / резидентство в обмен на инвестиции» должны проходить определенную проверочную процедуру в ОФР.
4. Иностранные налоговые номера (TIN): новые контроли и проверки
ФНС России внесла ряд изменений, затрагивающих отражение информации в отчетности в части иностранных налоговых номеров:
- обновила список кодов с причиной непредставления иностранного налогового идентификационного номера владельца договора (счета или его аналога) физического лица" (ReasonCodeInd), добавив новый код «07». [2]
- добавила новый элемент Государство (территория) налогового резидентства, в отношении которого предоставляются данные о TIN (ResCountryCodeRepeat). Элемент предназначен для контроля указываемой юрисдикции, выпустившей TIN.
TIN заполняется в отношении каждого государства налогового резидентства, указанного в элементе ResCountryCode (кроме налогового резиденства РФ и когда лицо не является налоговым резидентом ни в одном государстве). Однако в отсутствие TIN элемент «Иностранный документ, удостоверяющий личность» (DUL) обязателен для всех счетов кроме спящего или незадокументированного (UndocumentedAccount и DormantAccount). И проверка осуществляется в отношении конкретного (каждого) значения TIN.
Это еще раз подчеркивает особое внимание со стороны ФНС в отношении корректного представления TIN номеров и соответствующих данных, что требует дополнительной работы со стороны ОФР.
5. Дополнительные требования
Формат 5.06 ввел дополнительные требования для ОФР к ряду элементов:
(1) «Тип транслитерации» (TranslitType) (Имя физического лица на латинице) стал обязательным в отношении новых договоров для 2022 отчетного периода
(2) Добавлено уточнение в отношении элемента «Выплаты/поступления по договору (счету или его аналогу)» (Payment) — обязателен при наличии выплат/поступлений по договору (счету).
(3) Элемент «Вид договора (счета или аналога)» (AcctContractType) стал обязательным. Таким образом, для включения в отчетность все счета должны быть проклассифицированы и должен быть проставлен соответствующий признак вида договора (счета).
Чем Б1 может помочь?
Несмотря на внедрение законодательства в области выполнения CRS/Главы 20.1 НК РФ несколько лет назад, периодические изменения в положениях Постановления и форматах отчетности и выполнение на практике текущих требований продолжают вызывать много вопросов.
Наша команда экспертов Б1 сформировала уникальную экспертизу и практический опыт по комплексной проработке вопросов настройки процессов и процедур в ОФР, формирования и подаче ежегодной отчетности, оценке влияния требований на бизнес-деятельность и оптимизации расходов на поддержание самой CRS комлаенс системы, что может дать конкурентные преимущества при ведении бизнеса.
Мы будем рады помочь разобраться в тонкостях требований и разработать и/или предоставить решения по любым актуальным вопросам, связанным с выполнением ОФР требований CRS, в том числе предоставить консультирование по методологическим вопросам приведения текущих процессов и процедур в соответствие с требованиями СRS/Главы 20.1 НК РФ, оказать поддержку в процессе формирования и направления CRS отчетности, а также оказать поддержку касательно повышения эффективности выполнения требования CRS, включая формирования отчетности.
Наши услуги могут включать:
- Формирование отчетности для целей Главы 20.1 НК РФ, включая поддержку в сборе данных для создания отчета, автоматическую проверку данных и конвертацию в XML-формат. А также помощь в предоставлении всесторонней технической поддержка, в случае выявления ошибок при подаче отчетности/корректировок.
- Глава 20.1 НК РФ (CRS) — диагностика: проверка эффективности внутренних контролей (health-check) текущих процедур ОФР.
- Методологическая поддержка: приведение процессов и процедур в соответствие с текущими и новыми требованиями Главы 20.1 НК РФ (CRS).
- Разработка и/или предоставление решений, связанных с выполнением ОФР требований Главы 20.1 НК РФ (CRS), включая решения по проверке форматов и структур TIN.
- Консультационная поддержка по отдельным вопросам выполнения ОФР требований Главы 20.1 НК РФ (CRS), возникающим на периодической основе в отчетном периоде.
- Поддержка касательно оптимизации процесса выполнения требований CRS, например, в рамках процесса формирования отчетности, с целью экономии трудозатрат и повышения качества выполнения требований CRS.
Авторы:
Мария Фролова, партнер Б1, практика налоговых и юридических услуг
Руслан Гаспарян, директор Б1, практика налоговых и юридических услуг
Елена Губарева, менеджер Б1, практика налоговых и юридических услуг
Показать ссылки
-
[1] Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»
-
[2] TIN – Владелец договора (счета или его аналога) является беженцем. При заключении договора (открытии счета или его аналога) предоставлено удостоверение беженца. Клиент не предоставил TIN или информацию об ином идентификационном номере в юрисдикции, с которой ОФР выявил связь такого владельца договора (счета или его аналога)).
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеВерховный суд РФ подтвердил неправомерность включения платежей за страхование качества продукции в таможенную стоимость
Юристами Б1 в судебном споре с ЦАТ доказана неправомерность включения в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей по страхованию качества продукции. Верховный Суд РФ подтвердил законность судебных решений, принятых в пользу Компании.
28.10.2024
Дело «Аркаим» по переквалификации движимого имущества в недвижимое: что решил Верховный суд?
10 октября 2024 года СКЭС ВС РФ отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решения суда первой инстанции в пользу налогоплательщика.
14.10.2024
Состояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС, который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае вступления в силу, новый Перечень будет включать 45 государств и 10 территорий.
17.09.2024
Новое обязательство для международных групп компаний: утверждение форматов представления сведений из финансовой отчетности
24 июля на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС «Об утверждении форматов представления сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме».
10.09.2024
Правомерность учета расходов на создание объектов незавершенного строительства при их ликвидации. Обзор дела ПАО «НК Лукойл»
Суды трёх инстанций встали на сторону налогового органа, признав неправомерным учет в расходах затрат на незавершенное строительство при ликвидации таких объектов. 28 августа 2024 г. Судебная коллегия ВC РФ передала дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
02.09.2024
Индивидуальное разрешение на вывоз товаров в свете введённых Россией ответных мер, ограничивающих экспорт
В настоящее время многие участники ВЭД сталкиваются с необходимостью вывоза товаров за пределы ЕАЭС по различным причинам: ремонт оборудования, реализация иностранным контрагентам и другие. При этом на протяжении более двух лет Постановлением Правительства № 311 установлен запрет на вывоз большой номенклатуры товаров до 31 декабря 2025 года.
30.08.2024
Приближение срока подачи Уведомлений об участии в МГК за 2023
Cрок подачи Уведомлений об участии в международной группе компаний за 2023 год истекает 31 августа 2024 для МГК, финансовый год которых совпадает с календарным.
29.08.2024
Отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки доказано юристами Б1 в судебных спорах с ЦАТ
Верховный Суд РФ отказал в передаче кассационных жалоб ЦАТ для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ (Определение от 02.10.2023 по делу № А40-185094/2022, Определение от 23.01.2024 по делу № А40-204576/2022). Предлагаем ознакомиться с обстоятельствами судебных дел, стратегией обжалования и выводами судов.
08.08.2024