Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Автоматический обмен финансовой информацией (CRS/Глава 20.1 НК) с нами надолго: изменения в требованиях к отчетности формата 5.06

23.03.2023 г.

Поделиться

Начиная с 2018 года (вступило в силу Постановление Правительства № 693 от 16 июня 2018 г.), ФНС России продолжает ежегодно и последовательно расширять объем правил CRS («Стандарт ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией», «Глава 20.1 НК РФ), включая требования в отношении электронного формата отчетности.

До 31 мая 2023 года организации финансового рынка (далее — «ОФР») обязаны предоставить обработанные сведения в электронном виде за 2022 отчетный период в соответствии c установленным ФНС России новым форматом отчетности версии 5.06 и опубликованной XSD-схемой.

Обновленный формат отчетности содержит ряд нововведений, в том числе новые элементы, предназначенные для усиления контроля ФНС России за качеством собираемых ОФР данных и выстроенных процессов и процедур в ОФР по Главе 20.1 НК РФ.

Учитывая приближающиеся сроки подачи отчетов и действующие штрафы за несоблюдение правил CRS, ОФР крайне важно привести в соответствие требованиям 5.06 формата все внутренние процессы и процедуры и настроить ИТ-системы, чтобы своевременно осуществить подачу качественных данных в ФНС России и исключить риски применения штрафных санкций cо стороны налогового органа.

Кратко об основных изменениях

1. Обязательный контроль счетов типа «С» и иных специальных счетов

В связи с введением новых типов счетов в 2022 году для расчетов с нерезидентами, такие счета могут признаваться подотчетными для целей отчетности.

Так, для отражения новых счетов типа «С» [1] или иных специальных счетов, открываемых в рамках специальных экономических мер, ФНС России добавила отдельный элемент: «Счет типа „С“ (или иной специальный счет, открываемом в рамках специальных экономических мер)» (AccountTypeC). Полный перечень счетов кроме типа «С», которые могут подпасть в эту категорию, отдельно не уточняется. В связи с этим ОФР потребуется провести анализ других подобных специальных счетов для корректного отражения в отчетности.

2. Контроль договоров, которые перестали быть подотчетными в текущем отчетном периоде (Unreported Account)

Для контроля со стороны ФНС России полноты направляемой информации был введен новый опциональный элемент «Договор, который стал неподотчетным в отчетном периоде» (UnreportedAccount).

В связи с вводом нового элемента от ОФР потребуется проанализировать перечень договоров клиентов, которые подпадают под требования данного элемента. Однако критерии определения таких счетов не детализированы, поэтому для ОФР возникает задача выработать методологический подход для определения подобных счетов.

3. Расширение требований к элементу «Результаты запроса владельца договора (счета или его аналога) физического лица, имеющего признаки связи с иностранным государством, предоставляющим программы «гражданство / резидентство в обмен на инвестиции».

Список юрисдикций, предоставляющих программы «гражданство / резидентство в обмен на инвестиции» был расширен добавлением Турции.

Новый код «05» для данного элемента может использоваться, если клиент подтвердил, что гражданство / налоговое резидентство государства (территории) получено в рамках программы «гражданство / резидентство в обмен на инвестиции» и что он не является налоговым резидентом какого-либо иного иностранного государства (территории)». Данное изменение позволяет покрыть сценарий, который ранее не был отражен в предыдущей версии формата и корректно отразить обстоятельства клиентов ОФР в отчетности.

Клиенты с программами «гражданство / резидентство в обмен на инвестиции» должны проходить определенную проверочную процедуру в ОФР.

4. Иностранные налоговые номера (TIN): новые контроли и проверки

ФНС России внесла ряд изменений, затрагивающих отражение информации в отчетности в части иностранных налоговых номеров:

  • обновила список кодов с причиной непредставления иностранного налогового идентификационного номера владельца договора (счета или его аналога) физического лица" (ReasonCodeInd), добавив новый код «07». [2]
  • добавила новый элемент Государство (территория) налогового резидентства, в отношении которого предоставляются данные о TIN (ResCountryCodeRepeat). Элемент предназначен для контроля указываемой юрисдикции, выпустившей TIN. 

TIN заполняется в отношении каждого государства налогового резидентства, указанного в элементе ResCountryCode (кроме налогового резиденства РФ и когда лицо не является налоговым резидентом ни в одном государстве). Однако в отсутствие TIN элемент «Иностранный документ, удостоверяющий личность» (DUL) обязателен для всех счетов кроме спящего или незадокументированного (UndocumentedAccount и DormantAccount). И проверка осуществляется в отношении конкретного (каждого) значения TIN.

Это еще раз подчеркивает особое внимание со стороны ФНС в отношении корректного представления TIN номеров и соответствующих данных, что требует дополнительной работы со стороны ОФР.

5. Дополнительные требования

Формат 5.06 ввел дополнительные требования для ОФР к ряду элементов:

(1) «Тип транслитерации» (TranslitType) (Имя физического лица на латинице) стал обязательным в отношении новых договоров для 2022 отчетного периода

(2) Добавлено уточнение в отношении элемента «Выплаты/поступления по договору (счету или его аналогу)» (Payment) — обязателен при наличии выплат/поступлений по договору (счету).

(3) Элемент «Вид договора (счета или аналога)» (AcctContractType) стал обязательным. Таким образом, для включения в отчетность все счета должны быть проклассифицированы и должен быть проставлен соответствующий признак вида договора (счета).

Чем Б1 может помочь?

Несмотря на внедрение законодательства в области выполнения CRS/Главы 20.1 НК РФ несколько лет назад, периодические изменения в положениях Постановления и форматах отчетности и выполнение на практике текущих требований продолжают вызывать много вопросов.

Наша команда экспертов Б1 сформировала уникальную экспертизу и практический опыт по комплексной проработке вопросов настройки процессов и процедур в ОФР, формирования и подаче ежегодной отчетности, оценке влияния требований на бизнес-деятельность и оптимизации расходов на поддержание самой CRS комлаенс системы, что может дать конкурентные преимущества при ведении бизнеса.

Мы будем рады помочь разобраться в тонкостях требований и разработать и/или предоставить решения по любым актуальным вопросам, связанным с выполнением ОФР требований CRS, в том числе предоставить консультирование по методологическим вопросам приведения текущих процессов и процедур в соответствие с требованиями СRS/Главы 20.1 НК РФ, оказать поддержку в процессе формирования и направления CRS отчетности, а также оказать поддержку касательно повышения эффективности выполнения требования CRS, включая формирования отчетности.

Наши услуги могут включать:

  • Формирование отчетности для целей Главы 20.1 НК РФ, включая поддержку в сборе данных для создания отчета, автоматическую проверку данных и конвертацию в XML-формат. А также помощь в предоставлении всесторонней технической поддержка, в случае выявления ошибок при подаче отчетности/корректировок.
  • Глава 20.1 НК РФ (CRS) — диагностика: проверка эффективности внутренних контролей (health-check) текущих процедур ОФР.
  • Методологическая поддержка: приведение процессов и процедур в соответствие с текущими и новыми требованиями Главы 20.1 НК РФ (CRS).
  • Разработка и/или предоставление решений, связанных с выполнением ОФР требований Главы 20.1 НК РФ (CRS), включая решения по проверке форматов и структур TIN.
  • Консультационная поддержка по отдельным вопросам выполнения ОФР требований Главы 20.1 НК РФ (CRS), возникающим на периодической основе в отчетном периоде.
  • Поддержка касательно оптимизации процесса выполнения требований CRS, например, в рамках процесса формирования отчетности, с целью экономии трудозатрат и повышения качества выполнения требований CRS.

 

Авторы:

Мария Фролова, партнер Б1, практика налоговых и юридических услуг
Руслан Гаспарян, директор Б1, практика налоговых и юридических услуг
Елена Губарева, менеджер Б1, практика налоговых и юридических услуг

Показать ссылки

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все