Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

«Успеть в последний вагон»: директиве ЕС по Pillar II BEPS 2.0 быть, итоги года по Pillar I

14.12.2022 г.

Поделиться

Что произошло?

12 декабря ЕС объявил о согласии стран-участниц принять проект общеевропейской директивы по Pillar II плана BEPS 2.0 единогласно (хотя незадолго до этого данная тема была исключена из повестки последнего заседания ECOFIN 6 декабря). Застопорившийся с декабря 2021 года процесс согласования директивы внезапно разрешился, и Pillar II начнет действовать полностью с 1 января 2024 г.

Детали

12 декабря 2022 г. Совет ЕС объявил о достижении консенсуса по принятию директивы, внедряющей стандарт Pillar II BEPS 2.0 в европейское регулирование. Эта новость стала, по меньшей мере, неожиданностью после известий об исключении директивы из обсуждения на заседании профильного совета министров — ECOFIN, а также долгого затишья во всем процессе согласования, возникшего из-за отказа сначала Польши, а затем — Венгрии проголосовать «за», и переноса сроков начала действия новых правил с 2023 на 2024 год.

Эта ситуация также спровоцировала инициативу ряда стран (Франции, Германии, Нидерландов, Италии, Испании) разработать свои законопроекты и принять стандарты Pillar II в индивидуальном порядке, не дожидаясь развития событий на общеевропейской платформе. Нидерланды в октябре 2022 года опубликовали законопроект на 337 страниц, основанный на проекте директивы ЕС и опубликованных Правилах GloBE.

Примечательно, что консенсус был достигнут в рамках достаточно неформальной процедуры — на уровне послов стран-участниц, уведомивших Совет ЕС о единогласном принятии проекта, что в целом не свойственно для решения налоговых вопросов на уровне ЕС. Так или иначе, теперь итоговый текст директивы должен быть принят в рамках формальной процедуры Совета ЕС. Все государства ЕС должны будут имплементировать директиву в свое национальное законодательство к концу 2023 года, и ожидается, что группы компаний с выручкой более 750 млн евро начнут уплачивать как минимум 15% ставку налога.

Что происходит за пределами Европы — Pillar II

  • В части Pillar II в США новый альтернативный минимальный налог по ставке 15% для компаний с выручкой более 1 млрд. долларов США на основе AFSI — adjusted financial statement income не совместим с системой налогообложения, предложенной в рамках Pillar II, и никак с ней не гармонизирован. С учетом нынешней расстановки политических сил в целом не стоит ожидать, что «совместимый» Pillar II будет принят в США в обозримом будущем. Возможно, появятся некие поправки, позволяющие учитывать американский альтернативный минимальный налог при расчете уровня налогообложения в ЕС, но в настоящее время какая-либо информация о таких обсуждениях отсутствует
  • Швейцария, Великобритания, Австралия, Малайзия, Маврикий, Южная Корея тем временем активно присоединяются к инициативе по внедрению Pillar II и уже опубликовали свои законопроекты
  • Китай, наравне с другими странами G20, поддержал инициативу принятия Pillar II в 2021 году. Тем не менее, по открытым данным, к настоящему моменту каких-либо активных действий по развитию идеи на национальном уровне и принятию новых норм в законодательстве Китая, отражающих правила Pillar II, не предпринималось
  • Правительство САР Гонконг, в свою очередь, заявило о переносе срока имплементации Pillar II как минимум до 2024 года (законодательная инициатива может быть принята в 2023 году), ориентируясь на прогресс на уровне внутреннего законодательства других юрисдикций

Полагаем, что прогресс принятия законодательства в рамках Pillar II в странах G20 в 2023 году также обусловит актуальность данного процесса для России, в частности, для бизнеса с присутствием в ЕС. В череде иных налоговых нововведений в России за развитием событий в этой плоскости по-прежнему важно следить.

Итоги года — Pillar I

  • 11 июля 2022 года Секретариат ОЭСР выпустил пересмотренный график для внедрения положений Pillar I. Новая цель — начало действия положений Pillar I в 2024 году. При этом ни одна из стран-участниц пока не приняла и не заявляет о планах внедрять стандарты Pillar I в свое национальное законодательство. С учетом того, что в настоящее время процесс взаимодействия стран по данному вопросу заморожен, сроки могут сдвинуться и за пределы 2024 года. Напомним, что для принятия Pillar I необходимо зафиксировать окончательные правила налогообложения, а также сформулировать, подписать и ратифицировать международное соглашение
  • В отличие от Pillar II, участие и поддержка США в отношении Pillar I является необходимым элементом для его появления и действия, так как на долю США приходится весьма значительная часть компаний с оборотом более 20 млрд евро, которые как раз входят в периметр действия всей концепции Pillar I. Для иных стран этот проект, хотя и может быть релевантен, но имеет гораздо менее существенное экономическое значение

Ратификация международного договора США по вопросам налогообложения потребует поддержки 2/3 сенаторов при голосовании. При этом республиканская партия США, с небольшим перевесом взявшая большинство голосов в Палате представителей на промежуточных выборах в ноябре этого года, ранее неоднократно выступала в оппозиции обеим частям глобальной налоговой реформы (Pillar I и Pillar II). Стоит отметить, что Pillar I изначально не рассматривался республиканскими силами как обязательная для исполнения инициатива, а воспринимался как некий факультативный порядок.

Так как реализовать Pillar I на уровне национального законодательства отдельных стран на данном этапе невозможно, а также учитывая внутреннюю политическую ситуацию в США, полагаем, что никакие из положений Pillar I не будут приняты как законы в ближайшей перспективе.

 

Авторы: 

  • Владимир Желтоногов, партнер Б1, отдел международного налогообложения
  • Олег Львов, старший менеджер Б1, отдел международного налогообложения
  • Наталия Аверина, менеджер Б1, отдел международного налогообложения
  • Елизавета Гладченко, старший консультант Б1, отдел международного налогообложения

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все