29 мая 2025 года в 14:05 на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект федерального закона, содержащий поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ»), которые предусматривают взимание дополнительного налога на прибыль для некоторых российских участников международных групп компаний («МГК»). Указанные поправки связаны с международной налоговой реформой, а именно с имплементацией модельного законодательства Pillar 2, касающегося глобального минимального налога. Идея законопроекта состоит в защите российской налоговой базы в ситуациях, когда российская дочерняя компания МГК пользуется налоговыми льготами или иными стимулирующими мерами, при этом на налог с разницы между фактической эффективной налоговой ставкой (ETR) и минимальной 15% ETR (согласно правилам Pillar 2) может претендовать материнская или промежуточная холдинговая иностранная компания (правило IIR) или иная иностранная компания группы (правило UTPR). Соответственно, законопроект позволит предотвратить уплату дополнительного налога в бюджет иностранных юрисдикций – механизм изложен ниже.
Законопроект обязывает каждого российского участника МГК применять ставку 15% к налоговой базе, определяемой как сумма прибылей и убытков такого участника за налоговый период, при выполнении следующих условий:
-
МГК соответствует всем следующим условиям:
- Материнская компания МГК расположена на территории иностранного государства (обратите внимание, что не делается различия между дружественными и недружественными юрисдикциями).
- (i) Материнская компания / промежуточные холдинговые компании являются налоговыми резидентами одного из государств (территорий), входящих в специальный перечень Минфина России (будет дополнительно утвержден), законодательством которых установлены правила минимального эффективного уровня налогообложения в соответствии с Модельными правилами ОЭСР, устанавливающей глобальный минимальный уровень налогообложения для МГК (Global Anti-Base Erosion Model Rules (Pillar Two)) или (ii) в состав этой МГК входит хотя бы один участник, являющийся резидентом одного из государств (территорий), входящих в специальный перечень Минфина, законодательством которых предусмотрены правила экстерриториального налогообложения в соответствии с Модельными правилами ОЭСР[1].
- Сумма доходов (выручки) МГК в соответствии с ее консолидированной отчетностью за каждый из двух финансовых годов, предшествующих текущему налоговому периоду, превышает или может превышать сумму, выраженную в российских рублях и эквивалентную 750 млн. евро.
-
Отношение совокупной величины налога на прибыль российского участника МГК (за исключением суммы налога в отношении долевого участия в других организациях, т.н. «освобождение от участия») к сумме прибылей и убытков такого участника, определенных в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ, составляет величину менее 0,15.
Таким образом, при выполнении указанных условий, российские участники МГК должны будут исчислить налог на прибыль по общей ставке 15% за налоговый период в соответствии с особым порядком выше (с учетом освобождения от участия), вместо общего порядка, предусмотренного в рамках гл. 25 НК РФ. При этом из текста законопроекта мы понимаем, что указанный порядок будет применяться к каждому релевантному российскому участнику МГК индивидуально.
Более того, в соответствии с текстом опубликованного законопроекта, можно сделать вывод что особый порядок налогообложения некоторых российских участников МГК не будет затрагивать МГК, материнские компании которых являются российскими резидентами. В отношении компаний, редомицилированных в САР, вероятно будут уточнения в тексте законопроекта.
На текущий момент текст законопроекта находится на этапе публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.
Команда Б1 готова оказать профессиональное содействие в оценке последствий принятия данного законопроекта для вашей группы компаний.
Показать ссылки
-
[1] В настоящий момент специальные перечни, указанные выше, пока не опубликованы. Мы понимаем, что они будут сформированы и утверждены Минфином России позднее
АВТОРЫ
Владимир Желтоногов
Партнер Б1
Руководитель группы по оказанию услуг в области международного налогового планирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
Олег Львов
Директор Б1
Группа по оказанию услуг в области международного налогового планирования, департамент налогов, права и сопровождения бизнеса
Связаться
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Посмотреть все
Изменения в налоговом законодательстве Республики Казахстан с 1 января 2026 года
В Республике Казахстан была проведена масштабная налоговая реформа, в результате которой был принят новый Налоговый кодекс, который будет применяться с 1 января 2026 г. В настоящее время в проработке остаются несколько законопроектов и подзаконных актов, дополняющих и поясняющих положения нового НК РК. Предлагаем краткий обзор изменений.
30.10.2025
Особенности ведения раздельного учета НДС в ОАЭ
В сентябре 2025 года Федеральная налоговая служба ОАЭ (FTA) выпустила обновленное руководство о раздельном учете НДС, заменяющее руководство от июня 2023 года. Документ содержит разъяснения о применении стандартного и специальных методов раздельного учета входящего НДС, а также вводит уточнения в порядок применения фиксированного процента возмещения.
10.10.2025
Новые правила обложения НДС реализации товаров иностранными поставщиками из стран, отличных от ЕАЭС, через электронные торговые площадки
2 октября 2025 года на regulation.gov был внесен проект поправок, предусматривающий введение в НК РФ нового порядка обложения НДС при реализации товаров иностранными поставщиками (кроме резидентов стран ЕАЭС), через электронные торговые площадки. Согласно Законопроекту, НДС вводится на иностранные товары электронной торговли, приобретаемые физическими лицами на маркетплейсах.
08.10.2025
Планируя бюджет-2026, Минфин предлагает изменения в налоговое законодательство
Минфин России внес в Правительство РФ пакет законопроектов, включая законопроект о внесении отдельных изменений в НК РФ. Предлагаем краткий обзор планируемых изменений. На момент написания настоящего алерта текст законопроекта еще не был опубликован. Наши комментарии основаны на информационном сообщении Минфина о планируемых изменениях от 24 сентября 2025 года и информации об изменениях, представленной в более ранних законопроектах.
03.10.2025
Официальное разъяснение относительно налогообложения прибыли структур по управлению семейным капиталом
19 сентября 2025 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) ОАЭ опубликовала Официальное разъяснение № 8 относительно налогообложения прибыли структур по управлению семейным капиталом, включая SFO и MFO.
02.10.2025
Проверки таможенной стоимости, начатые до выпуска товаров: «подводные камни» и последствия
Одно из основных направлений развития таможенного администрирования в РФ является — смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Однако проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатые до выпуска товаров в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС, продолжают оставаться эффективным инструментом доначисления таможенных платежей таможенными органами.
15.09.2025
Правительством РФ внесены важные изменения в части подтверждения происхождения товаров, к которым могут применяться повышенные таможенные пошлины
В этой статье эксперты Группы компаний Б1 приводят обзор наиболее важных изменений в постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 № 100».
12.09.2025
Важные изменения в контексте применения льготной ставки корпоративного налога в ОАЭ резидентами свободных зон
Министерство Финансов ОАЭ опубликовало Решение №229, которое отменило раннее действовавшее Решение №265 от 2023 года о квалифицированных и исключённых видах деятельности в целях корпоративного налога ОАЭ. В дополнение к Решению № 229 принято и опубликовано Решение № 230. Новые решения применяются ретроспективно с 1 июня 2023 года.
08.09.2025