Судебная практика по таможенным спорам: переклассификация товаров и взыскание доначисленных платежей за их счет
24.11.2022 г.
10 октября 2022 года Арбитражным судом Поволжского округа удовлетворено требование таможенного органа по делу № А55−39 440/2019 об обращении взыскания таможенных платежей на товары, собственником которых является конечный российский покупатель (не импортер).
Примечательно, что дело длилось более двух лет, судами трех инстанций было удовлетворено в пользу конечного российского покупателя, затем передано на рассмотрение Верховного суда по экономическим спорам, которым свою очередь возвращено на новое рассмотрение в суд первой инстанции и в результате удовлетворено в пользу таможенного органа.
В этой связи мы рекомендуем не только участникам ВЭД, но лицам, приобретающим импортные товары на территории России, проявлять высокую степень проактивности в оценке таможенных рисков.
Обстоятельства дела
Согласно материалам дела, таможенный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании таможенных платежей и пеней за товары, в отношении которых они не были уплачены, на конечного покупателя в России, не являющегося импортером и декларантом, но являющегося собственником товаров на момент взыскания.
Причиной доначислений таможенных платежей послужила переклассификация ввезенных товаров по коду ТН ВЭД ЕАЭС, к которому применяется повышенная ставка ввозной таможенной пошлины. Основанием для переклассификации послужило то, что в результате проведенных контрольных мероприятий таможенным органом было установлено, что ввозимые товары фактически представляли собой единое оборудование, ввезенное в разобранном виде по одному внешнеторговому контракту.
Таможенным законодательством определено, что в указанных обстоятельствах ввозимые товары рассматриваются как составляющие товара, представленного в несобранном или разобранном виде, и классифицируются в позиции ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующей комплектному или завершенному товару.
Подробнее с обстоятельствами дела можно ознакомиться на схеме ниже.
Вместе с тем ввиду ряда обстоятельств, подробно представленных на схеме ниже, таможенный орган признал безнадежность взыскания доначисленных таможенных платежей с импортера и таможенного представителя (как лица несущего солидарную ответственность по уплате таможенных платежей), и в этой связи принял решение о взыскании доначислений за счет товара, находящегося в собственности конечного покупателя.
Одним из важнейших аргументов таможенного органа в подтверждение правомерности требований по взысканию таможенных платежей в счет товаров конечного собственника являлся тот факт, что такой покупатель был осведомлен об обстоятельствах поставок товаров, а, следовательно, мог и был обязан проявить необходимую степень заботливости и осмотрительности при приобретении товаров. В частности, по мнению таможенного органа, покупатель мог и должен был убедиться в законности ввоза и исполнении всех таможенных обязанностей в отношении товаров до их приобретения, поскольку в противном случае на него будет возложена публичная обязанность по уплате таможенных платежей.
Решение суда
Суды трех инстанции на первом круге рассмотрения дела встали на сторону конечного покупателя товаров и признали требования таможенного органа необоснованными и незаконными.
Однако Верховный суд РФ пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований таможенного органа и направил дело на новое рассмотрение.
Суды трех инстанций на втором круге рассмотрения дела признали требования таможенного органа законными и обоснованными на основании следующих доводов:
- Взыскание таможенных платежей и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком, а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи [ч. 1 ст. 73 ФЗ-289].
- Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных платежей может производиться, в том числе в случае, когда такие товары находятся в собственности иного лица, не являющегося декларантом [ч. 8 ст. 79 ФЗ-289].
Вместе с тем у ответчика (конечного покупателя) еще есть время на подачу кассационной жалобы в Верховный суд.
Чем мы можем помочь?
- Проверка применяемых классификационных кодов.
- Разработка карты таможенных рисков, связанных с заявлением некорректных классификационных кодов ТН ВЭД ЕАЭС.
- Автоматическая проверка деклараций на товары по заданным параметрам с решением «Customs tool».
- Выявление расхождений в подходах, применяемых разными таможенными представителями (брокерами) (например, в классификации товаров).
- Осуществление проверки функции ВЭД компании за определенный период времени (сustoms compliance).
- Представление интересов компаний в арбитражных судах по спорам с таможенными органами.
АВТОРЫ
- Вильгельмина Шавшина, партнер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
- Владислава Грицкова, младший менеджер Б1, группа услуг по таможенному регулированию и международной торговле
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеСостояние правоприменительной практики по квалификации движимого и недвижимого имущества: дайджест от 2 октября 2024
В последние годы доначисление налога на имущество организаций в результате переквалификации движимого имущества в недвижимое стало одним из трендов налоговых споров. Правоприменительная практика по данному вопросу является противоречивой и продолжается формироваться до настоящего времени, поэтому считаем важным отслеживать актуальное состояние практики.
02.10.2024
Утверждение нового формата уведомления о контролируемых сделках
20 августа 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (далее – «Портал») был опубликован проект Приказа ФНС России (далее – «Проект») о внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках…».
24.09.2024
ФНС планирует исключить все страны ЕС из перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами
3 сентября 2024 на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Приказа ФНС, который устанавливает новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен Страновыми отчетами. В случае вступления в силу, новый Перечень будет включать 45 государств и 10 территорий.
17.09.2024