
Law Messenger
Банкротное законодательство дотянулось до иностранных компаний и их активов
20.02.2024 г.
Верховный Суд (далее – «ВС РФ») уточнил в определении[1] в рамках отдельного спора[2] свою позицию по вопросу возможности введения российскими арбитражными судами производства по делу о банкротстве в отношении иностранных лиц.
Признаки наличия тесной связи
В Определении ВС РФ представил примерный перечень признаков наличия тесной связи спорного правоотношения с российской юрисдикцией[3], а именно:
- организация ведет не носящую временного характера экономическую деятельность на территории Российской Федерации;
- коммерческая деятельность ориентирована на лиц, находящихся в юрисдикции Российской Федерации;
- центр основных интересов контролирующих лиц находится на территории Российской Федерации;
- орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
- контролирующие организацию лица имеют российское гражданство, разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации либо связаны корпоративными правоотношениями с российскими юридическими лицами;
- контролирующие лица привлечены к субсидиарной ответственности российским судом;
- на территории Российской Федерации находятся имущественные активы организации, в том числе недвижимое имущество, права аренды на земельные участки;
- значительную часть кредиторов составляют российские юридические лица, граждане Российской Федерации или лица, чья деятельность тесно связана с территорией Российской Федерации;
- организацией совершалось значительное количество сделок с местом исполнения на территории Российской Федерации;
- основные доказательства по делу находятся на территории Российской Федерации, а также иные обстоятельства.
ВС РФ в Определении отмечает, что при рассмотрении вопроса о наличии компетенции российского арбитражного суда, кредитор обязан будет доказать лишь существенность обстоятельств, указывающих на наличие тесной связи, после чего бремя опровержения таких обстоятельств будет возложено на ответчика, оспаривающего компетенцию российского арбитражного суда по рассмотрению правового спора.
Указанная правовая позиция ВС РФ, в частности, направлена на пресечение попыток недобросовестных должников искусственно изменять юрисдикцию судов, рассматривающих дела о банкротстве, например, посредством формальной регистрации компаний в зарубежных юрисдикциях, отчуждения активов в пользу компаний-двойников, смены руководителей и т.д.
Критерий «центра основных интересов»
После установления факта тесной связи или иного основания для компетенции российского арбитражного суда, согласно позиции ВС РФ, суду надлежит определить, находится ли центр основных интересов должника в российской юрисдикции или за ее пределами. Для определения центра основных интересов должника суды могут принимать во внимание, в частности, следующие обстоятельства, имевшие место до подачи заявления о банкротстве (перечень является открытым):
- местонахождение основного имущества должника;
- местонахождение большинства кредиторов должника;
- местонахождение производственных ресурсов должника;
- место осуществления предпринимательской деятельности должника;
- место извлечения большей части прибыли – получения основных доходов должника;
- место, в котором осуществляется реорганизация должника;
- характер основных обязательств должника, в частности место их возникновения и исполнения;
- местонахождение контролирующих должника лиц, их центр основных интересов;
- иные обстоятельства, указывающие на наличие существенной связи деятельности должника с территорией государства.
«Основное» и «вторичное» производство по делу о банкротстве
В зависимости от присутствия или отсутствия центра основных интересов на территории России ВС РФ вводит «основное» или «вторичное» производство по делу о банкротстве (указанные термины являются новеллами Определения).
«Основное» производство должно быть возбуждено российским арбитражным судом в случае, если центр основных интересов должника находится на территории России, «вторичное» производство – в случае, если указанный центр интересов должника на территории России отсутствует, однако в России находится отдельное имущество должника и его локальные кредиторы. «Основное» производство вводится в отношении всего имущества должника (как находящегося в России, так и в иных юрисдикциях) и, согласно Определению, будет создавать эффект для всех остальных юрисдикций.
В то же время, «вторичное» производство осуществляется только в отношении обособленной части имущества должника, находящейся в России (вне зависимости от факта возбуждения производства по делу о банкротстве в юрисдикции, являющейся центром основных интересов). Институт «вторичного» производства по делу о банкротстве рассматривается ВС РФ как механизм защиты российских кредиторов в отсутствие у них эффективного доступа к той юрисдикции, в которой должно осуществляться «основное» производство по делу о банкротстве.
Авторы
- Денис Шаклеин, партнер, отдел юридических услуг
- Анна Евланова, старший юрист, отдел юридических услуг
- Александр Данилович, старший консультант, отдел юридических услуг
Показать ссылки
-
[1] Определение от 8 февраля 2024 года по жалобе AMN Commercial Property Advisers LTD, дело № A40-248405/2022 (далее – «Определение»).
-
[3] При этом ВС РФ явно обозначает, что данный перечень не является закрытым.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Упрощен порядок инвестирования иностранными инвесторами в российскую экономику
1 июля 2025 года Президент России подписал указ № 436 «О дополнительных гарантиях прав иностранных инвесторов». Указ упрощает иностранные инвестиции в российскую экономику: он позволяет иностранным инвесторам – включая инвесторов из недружественных юрисдикций – приобретать российские ценные бумаги без предварительного согласования с регуляторами.
07.07.2025
.jpg)
Новое требование: согласия на обработку персональных данных необходимо получать отдельно
24 июня 2025 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе положений Закона содержатся новые требования к сбору согласий субъектов на обработку персональных данных – с 1 сентября 2025 года Согласия должны быть получены отдельно от прочих документов.
03.07.2025
.jpg)
Минприроды России готовит проект постановления о повышении ставок экологического сбора
В начале июня 2025 СМИ сообщили, что в распоряжении Минприроды РФ находится проект правительственного постановления, предлагающий повышение базовых ставок экосбора с 2026 года. Документ предусматривает кратное увеличение ставок экосбора практически для всех категорий товаров и упаковки – в зависимости от позиции рост может составить от 3 до 18 раз.
11.06.2025

Аннулирование товарного знака в связи с неиспользованием: риски для иностранных правообладателей материализуются. Часть 2
Судебная практика о досрочном прекращении охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием продолжает формироваться в России.
11.06.2025

27 мая 2025 года Госдума рассмотрела в первом чтении доработанную редакцию федерального законопроекта, регулирующего обращение с отходами строительства и сноса
В феврале 2025 года в Госдуму внесен проект федерального закона, регулирующий обращение с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства. Рассказываем о ключевых изменениях, вносимых Законопроектом.
03.06.2025
.jpg)
Обзор 17-го пакета санкций ЕС
20 мая 2025 г. Советом ЕС был принят 17-й пакет санкций против России. Новые меры направлены против деятельности так называемого «теневого флота», используемого для транспортировки российской нефти. Также были введены ограничения в рамках нового регламента ЕС о дестабилизирующих действиях России.
26.05.2025