
Law Messenger
Банкротное законодательство дотянулось до иностранных компаний и их активов
20.02.2024 г.
Верховный Суд (далее – «ВС РФ») уточнил в определении[1] в рамках отдельного спора[2] свою позицию по вопросу возможности введения российскими арбитражными судами производства по делу о банкротстве в отношении иностранных лиц.
Признаки наличия тесной связи
В Определении ВС РФ представил примерный перечень признаков наличия тесной связи спорного правоотношения с российской юрисдикцией[3], а именно:
- организация ведет не носящую временного характера экономическую деятельность на территории Российской Федерации;
- коммерческая деятельность ориентирована на лиц, находящихся в юрисдикции Российской Федерации;
- центр основных интересов контролирующих лиц находится на территории Российской Федерации;
- орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
- контролирующие организацию лица имеют российское гражданство, разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации либо связаны корпоративными правоотношениями с российскими юридическими лицами;
- контролирующие лица привлечены к субсидиарной ответственности российским судом;
- на территории Российской Федерации находятся имущественные активы организации, в том числе недвижимое имущество, права аренды на земельные участки;
- значительную часть кредиторов составляют российские юридические лица, граждане Российской Федерации или лица, чья деятельность тесно связана с территорией Российской Федерации;
- организацией совершалось значительное количество сделок с местом исполнения на территории Российской Федерации;
- основные доказательства по делу находятся на территории Российской Федерации, а также иные обстоятельства.
ВС РФ в Определении отмечает, что при рассмотрении вопроса о наличии компетенции российского арбитражного суда, кредитор обязан будет доказать лишь существенность обстоятельств, указывающих на наличие тесной связи, после чего бремя опровержения таких обстоятельств будет возложено на ответчика, оспаривающего компетенцию российского арбитражного суда по рассмотрению правового спора.
Указанная правовая позиция ВС РФ, в частности, направлена на пресечение попыток недобросовестных должников искусственно изменять юрисдикцию судов, рассматривающих дела о банкротстве, например, посредством формальной регистрации компаний в зарубежных юрисдикциях, отчуждения активов в пользу компаний-двойников, смены руководителей и т.д.
Критерий «центра основных интересов»
После установления факта тесной связи или иного основания для компетенции российского арбитражного суда, согласно позиции ВС РФ, суду надлежит определить, находится ли центр основных интересов должника в российской юрисдикции или за ее пределами. Для определения центра основных интересов должника суды могут принимать во внимание, в частности, следующие обстоятельства, имевшие место до подачи заявления о банкротстве (перечень является открытым):
- местонахождение основного имущества должника;
- местонахождение большинства кредиторов должника;
- местонахождение производственных ресурсов должника;
- место осуществления предпринимательской деятельности должника;
- место извлечения большей части прибыли – получения основных доходов должника;
- место, в котором осуществляется реорганизация должника;
- характер основных обязательств должника, в частности место их возникновения и исполнения;
- местонахождение контролирующих должника лиц, их центр основных интересов;
- иные обстоятельства, указывающие на наличие существенной связи деятельности должника с территорией государства.
«Основное» и «вторичное» производство по делу о банкротстве
В зависимости от присутствия или отсутствия центра основных интересов на территории России ВС РФ вводит «основное» или «вторичное» производство по делу о банкротстве (указанные термины являются новеллами Определения).
«Основное» производство должно быть возбуждено российским арбитражным судом в случае, если центр основных интересов должника находится на территории России, «вторичное» производство – в случае, если указанный центр интересов должника на территории России отсутствует, однако в России находится отдельное имущество должника и его локальные кредиторы. «Основное» производство вводится в отношении всего имущества должника (как находящегося в России, так и в иных юрисдикциях) и, согласно Определению, будет создавать эффект для всех остальных юрисдикций.
В то же время, «вторичное» производство осуществляется только в отношении обособленной части имущества должника, находящейся в России (вне зависимости от факта возбуждения производства по делу о банкротстве в юрисдикции, являющейся центром основных интересов). Институт «вторичного» производства по делу о банкротстве рассматривается ВС РФ как механизм защиты российских кредиторов в отсутствие у них эффективного доступа к той юрисдикции, в которой должно осуществляться «основное» производство по делу о банкротстве.
Авторы
- Денис Шаклеин, партнер, отдел юридических услуг
- Анна Евланова, старший юрист, отдел юридических услуг
- Александр Данилович, старший консультант, отдел юридических услуг
Показать ссылки
-
[1] Определение от 8 февраля 2024 года по жалобе AMN Commercial Property Advisers LTD, дело № A40-248405/2022 (далее – «Определение»).
-
[3] При этом ВС РФ явно обозначает, что данный перечень не является закрытым.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Новые правила по локализации персональных данных граждан РФ
28 февраля 2025 г. опубликован Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который меняет формулировку требования о локализации персональных данных российских граждан. Новые положения вступят в силу 1 июля 2025 г.
06.03.2025

Обзор 16-го пакета санкций ЕС
24 февраля 2025 года Советом ЕС был принят 16-й пакет санкций против России. Предпринятые меры преимущественно направлены против энергетического, транспортного, торгового и финансового секторов российской экономики. Также были введены два новых критерия для включения лиц в санкционные списки ЕС в рамках Регламента (ЕС) 269/2014.
03.03.2025

Ключевые новеллы земельного и градостроительного законодательства: что важно знать застройщикам и владельцам недвижимости с 2025 года
Юристы практики недвижимости, строительства и ГЧП Б1 подвели итоги последних ключевых изменений в земельное и градостроительное законодательство, часть из которых вступит в силу с 1 марта 2025 года.
28.02.2025

Обзор последних изменений в законодательстве о долевом участии в строительстве
В конце декабря 2024 года в Федеральный закон № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года, а также нормативные правовые акты, устанавливающие временные меры регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, были внесены многочисленные изменения.
24.02.2025

Сделки в условиях действия ограничительных мер экономического характера: обзор
Представленный Обзор основан на действующем законодательстве РФ, опубликованных разъяснениях и рекомендациях, а также нашем практическом опыте. Законодательство и / или официальные разъяснения могут быть изменены в любой момент времени. Мы не можем предвидеть ни время, ни суть таких изменений, хотя в настоящее время мы не располагаем информацией о подготовке таких изменений, которые могут существенно повлиять на наши комментарии.
21.02.2025

Новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость: ключевые изменения начала 2025 года
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в градостроительное законодательство и законодательство о регистрации недвижимости, которыми вводятся новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость.
19.02.2025