Law Messenger
Банкротное законодательство дотянулось до иностранных компаний и их активов
20.02.2024 г.
Верховный Суд (далее – «ВС РФ») уточнил в определении[1] в рамках отдельного спора[2] свою позицию по вопросу возможности введения российскими арбитражными судами производства по делу о банкротстве в отношении иностранных лиц.
Признаки наличия тесной связи
В Определении ВС РФ представил примерный перечень признаков наличия тесной связи спорного правоотношения с российской юрисдикцией[3], а именно:
- организация ведет не носящую временного характера экономическую деятельность на территории Российской Федерации;
- коммерческая деятельность ориентирована на лиц, находящихся в юрисдикции Российской Федерации;
- центр основных интересов контролирующих лиц находится на территории Российской Федерации;
- орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
- контролирующие организацию лица имеют российское гражданство, разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации либо связаны корпоративными правоотношениями с российскими юридическими лицами;
- контролирующие лица привлечены к субсидиарной ответственности российским судом;
- на территории Российской Федерации находятся имущественные активы организации, в том числе недвижимое имущество, права аренды на земельные участки;
- значительную часть кредиторов составляют российские юридические лица, граждане Российской Федерации или лица, чья деятельность тесно связана с территорией Российской Федерации;
- организацией совершалось значительное количество сделок с местом исполнения на территории Российской Федерации;
- основные доказательства по делу находятся на территории Российской Федерации, а также иные обстоятельства.
ВС РФ в Определении отмечает, что при рассмотрении вопроса о наличии компетенции российского арбитражного суда, кредитор обязан будет доказать лишь существенность обстоятельств, указывающих на наличие тесной связи, после чего бремя опровержения таких обстоятельств будет возложено на ответчика, оспаривающего компетенцию российского арбитражного суда по рассмотрению правового спора.
Указанная правовая позиция ВС РФ, в частности, направлена на пресечение попыток недобросовестных должников искусственно изменять юрисдикцию судов, рассматривающих дела о банкротстве, например, посредством формальной регистрации компаний в зарубежных юрисдикциях, отчуждения активов в пользу компаний-двойников, смены руководителей и т.д.
Критерий «центра основных интересов»
После установления факта тесной связи или иного основания для компетенции российского арбитражного суда, согласно позиции ВС РФ, суду надлежит определить, находится ли центр основных интересов должника в российской юрисдикции или за ее пределами. Для определения центра основных интересов должника суды могут принимать во внимание, в частности, следующие обстоятельства, имевшие место до подачи заявления о банкротстве (перечень является открытым):
- местонахождение основного имущества должника;
- местонахождение большинства кредиторов должника;
- местонахождение производственных ресурсов должника;
- место осуществления предпринимательской деятельности должника;
- место извлечения большей части прибыли – получения основных доходов должника;
- место, в котором осуществляется реорганизация должника;
- характер основных обязательств должника, в частности место их возникновения и исполнения;
- местонахождение контролирующих должника лиц, их центр основных интересов;
- иные обстоятельства, указывающие на наличие существенной связи деятельности должника с территорией государства.
«Основное» и «вторичное» производство по делу о банкротстве
В зависимости от присутствия или отсутствия центра основных интересов на территории России ВС РФ вводит «основное» или «вторичное» производство по делу о банкротстве (указанные термины являются новеллами Определения).
«Основное» производство должно быть возбуждено российским арбитражным судом в случае, если центр основных интересов должника находится на территории России, «вторичное» производство – в случае, если указанный центр интересов должника на территории России отсутствует, однако в России находится отдельное имущество должника и его локальные кредиторы. «Основное» производство вводится в отношении всего имущества должника (как находящегося в России, так и в иных юрисдикциях) и, согласно Определению, будет создавать эффект для всех остальных юрисдикций.
В то же время, «вторичное» производство осуществляется только в отношении обособленной части имущества должника, находящейся в России (вне зависимости от факта возбуждения производства по делу о банкротстве в юрисдикции, являющейся центром основных интересов). Институт «вторичного» производства по делу о банкротстве рассматривается ВС РФ как механизм защиты российских кредиторов в отсутствие у них эффективного доступа к той юрисдикции, в которой должно осуществляться «основное» производство по делу о банкротстве.
Авторы
- Денис Шаклеин, партнер, отдел юридических услуг
- Анна Евланова, старший юрист, отдел юридических услуг
- Александр Данилович, старший консультант, отдел юридических услуг
Показать ссылки
-
[1] Определение от 8 февраля 2024 года по жалобе AMN Commercial Property Advisers LTD, дело № A40-248405/2022 (далее – «Определение»).
-
[3] При этом ВС РФ явно обозначает, что данный перечень не является закрытым.
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеКлючевые законодательные изменения для фармацевтической отрасли и отрасли медицинских изделий (3 квартал 2025 года)
10.11.2025
Обзор принятого 19-го пакета санкций ЕС
23 октября 2025 года вскоре после новых санкций США в отношении Роснефти и Лукойла был принят и опубликован новый санкционный пакет ЕС. Ранее мы писали о планируемом контуре нового 19 санкционного пакета. Разбираемся, что в итоге было принято и что появилось нового.
28.10.2025
Новые санкции США
22 октября 2025 года Office of Foreign Assets Control (OFAC) (Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США) опубликовало пресс-релиз о новых санкциях в отношении России. Предлагаем обзор деталей всех новых ограничений и лицензий.
27.10.2025
Регулятор прислушался к бизнесу: опубликован проект федерального закона о продлении срока действия эксперимента по РОП и переносе срока его распространения на всех импортеров-не-ЕАЭС
20 октября 2025 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
22.10.2025
Изменения в сфере регулирования безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ)
В 2025 году были приняты значимые поправки к Федеральному закону от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», направленные на усиление технологической независимости и безопасности КИИ. Эти изменения, введенные Федеральным законом от 7 апреля 2025 года № 58-ФЗ и Федеральным законом от 31 июля 2025 года № 325-ФЗ, затрагивают состав субъектов КИИ, вводят для них новые обязанности. Предлагаем разобрать ключевые нововведения, которые требуют от компаний оперативной адаптации подходов к категорированию объектов КИИ и к составу используемого ПО.
20.10.2025
Обзор возможных ограничений 19-го пакета санкций ЕС
19 сентября 2025 года Европейская комиссия представила государствам-членам ЕC предложения по 19-му пакету санкций против РФ. На момент подготовки настоящего обзора пакет еще не утвержден Советом ЕС и его объем и содержание остаются предметом обсуждений. Приводим краткий обзор предложенных мер, подготовленный на основе публичных заявлений Комиссии ЕС, отдельных должностных лиц ЕС и информации СМИ по состоянию на 7 октября.
07.10.2025