
Указ № 737 и разъяснения Минфина: добавлены новые ограничения и ясность в старые
18.10.2022 г.
15 октября был принят Указ Президента № 737 («Указ 737»), который вместе с разъяснениями Минфина от 13 октября положений Указа № 618 установил новые рамки возможных действий с компаниями, связанными с лицами «недружественных» стран:
- Сделки, которые требуют согласия Правкомиссии, включают в себя (а) переход доли к другому участнику общества или третьему лицу, (б) выкуп доли самим обществом, (в) выход участника из общества, (г) передача доли в инвестфонд, (д) назначение управляющей компании, (е) соглашение участников общества, (ж) конвертируемый заем, (з) залог доли или договор управления залогом доли, (и) реорганизация общества, (к) договор о совместной деятельности общества, (л) договор доверительного управления, поручения и иные сделки, которые прямо или косвенно изменяют права на доли в ООО (п. 10 разъяснения Минфина).
- Минфин уточнил, что сделка, одобренная согласно Указу № 81 (разрешения на сделки с ценными бумагами и недвижимостью), может потребовать дополнительного одобрения Правкомиссией в рамках Указа № 618, если она косвенно приводит к изменению прав на доли ООО. Вместе с тем, Минфин указал, что согласие Правкомиссии не требуется в случае совершения сделки помимо воли лица на основании решения суда — то есть, например, обращение взыскания на заложенную долю по решению суда согласия не потребует, а также при редомициляции компании в САР.
- Ликвидация прямо не поименована в разъяснениях Минфина. Вместе с тем Указ 737 установил, что выплаты более 10 млн рублей в месяц лицам «недружественных» стран при уменьшении уставного капитала, ликвидации юридического лица или проведении банкротных процедур могут быть сделаны за пределы России только по индивидуальному разрешению Минфина (ЦБ для финансовых организаций), а по общему правилу должны осуществляться на счета типа С. Таким образом, можно сделать вывод, что процедура ликвидации для компании, подконтрольной лицам «недружественным» стран, регулятором допускается, но без автоматического получения ликвидационных выплат акционерами. На практике начало процедуры ликвидации может столкнуться с сложностью нотариального заверения требуемых документов.
- Указ 737 распространил правила Указа № 618, касающиеся сделок с долями ООО, на сделки с акциями акционерных обществ (кроме финансовых организаций). Таким образом, все перечисленные выше сделки/операции в отношении АО также потребуют согласия Правкомиссии, как и разрешение Минфина/ЦБ на выплаты при уменьшении уставного капитала, ликвидации юридического лица или проведении банкротных процедур.
- Для финансовых организаций (кредитных, страховых, НПФ, микрофинансовых компаний, УК НПФ или инвестфонда) согласие Правкомиссии требуется на любые сделки с более чем 1% акций, если в них участвуют или их бенефициарами являются лица «недружественных» стран. Данный порядок не применяется к сделкам, осуществляемым в соответствии с Указом № 520 (стратегические компании, по которым введен запрет на сделки до конца 2022 года), а также к сделкам с акциями/долями, которые контролируются российскими лицами или лицами «дружественных» стран.
- В связи с этим важно отметить п. 3 разъяснения Минфина, которым определено, что условие раскрытия российскими лицами контроля над иностранными лицами для целей Указа № 618, означает раскрытие в смысле статьи 25.14 Налогового кодекса. Другими словами, воспользоваться данным изъятием смогут только бенефициары, являющиеся российскими налоговыми резидентами.
Авторы:
- Георгий Коваленко, партнер Б1, группа оказания юридических услуг
- Василий Маковкин, директор Б1, группа оказания юридических услуг
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть все
Новые правила по локализации персональных данных граждан РФ
28 февраля 2025 г. опубликован Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который меняет формулировку требования о локализации персональных данных российских граждан. Новые положения вступят в силу 1 июля 2025 г.
06.03.2025

Обзор 16-го пакета санкций ЕС
24 февраля 2025 года Советом ЕС был принят 16-й пакет санкций против России. Предпринятые меры преимущественно направлены против энергетического, транспортного, торгового и финансового секторов российской экономики. Также были введены два новых критерия для включения лиц в санкционные списки ЕС в рамках Регламента (ЕС) 269/2014.
03.03.2025

Ключевые новеллы земельного и градостроительного законодательства: что важно знать застройщикам и владельцам недвижимости с 2025 года
Юристы практики недвижимости, строительства и ГЧП Б1 подвели итоги последних ключевых изменений в земельное и градостроительное законодательство, часть из которых вступит в силу с 1 марта 2025 года.
28.02.2025

Обзор последних изменений в законодательстве о долевом участии в строительстве
В конце декабря 2024 года в Федеральный закон № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года, а также нормативные правовые акты, устанавливающие временные меры регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, были внесены многочисленные изменения.
24.02.2025

Сделки в условиях действия ограничительных мер экономического характера: обзор
Представленный Обзор основан на действующем законодательстве РФ, опубликованных разъяснениях и рекомендациях, а также нашем практическом опыте. Законодательство и / или официальные разъяснения могут быть изменены в любой момент времени. Мы не можем предвидеть ни время, ни суть таких изменений, хотя в настоящее время мы не располагаем информацией о подготовке таких изменений, которые могут существенно повлиять на наши комментарии.
21.02.2025

Новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость: ключевые изменения начала 2025 года
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в градостроительное законодательство и законодательство о регистрации недвижимости, которыми вводятся новые требования к кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость.
19.02.2025