Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Смотреть все выпуски

Указ № 737 и разъяснения Минфина: добавлены новые ограничения и ясность в старые

18.10.2022 г.

Поделиться

15 октября был принят Указ Президента № 737 («Указ 737»), который вместе с разъяснениями Минфина от 13 октября положений Указа № 618 установил новые рамки возможных действий с компаниями, связанными с лицами «недружественных» стран:

  1. Сделки, которые требуют согласия Правкомиссии, включают в себя (а) переход доли к другому участнику общества или третьему лицу, (б) выкуп доли самим обществом, (в) выход участника из общества, (г) передача доли в инвестфонд, (д) назначение управляющей компании, (е) соглашение участников общества, (ж) конвертируемый заем, (з) залог доли или договор управления залогом доли, (и) реорганизация общества, (к) договор о совместной деятельности общества, (л) договор доверительного управления, поручения и иные сделки, которые прямо или косвенно изменяют права на доли в ООО (п. 10 разъяснения Минфина).
  2. Минфин уточнил, что сделка, одобренная согласно Указу № 81 (разрешения на сделки с ценными бумагами и недвижимостью), может потребовать дополнительного одобрения Правкомиссией в рамках Указа № 618, если она косвенно приводит к изменению прав на доли ООО. Вместе с тем, Минфин указал, что согласие Правкомиссии не требуется в случае совершения сделки помимо воли лица на основании решения суда — то есть, например, обращение взыскания на заложенную долю по решению суда согласия не потребует, а также при редомициляции компании в САР.
  3. Ликвидация прямо не поименована в разъяснениях Минфина. Вместе с тем Указ 737 установил, что выплаты более 10 млн рублей в месяц лицам «недружественных» стран при уменьшении уставного капитала, ликвидации юридического лица или проведении банкротных процедур могут быть сделаны за пределы России только по индивидуальному разрешению Минфина (ЦБ для финансовых организаций), а по общему правилу должны осуществляться на счета типа С. Таким образом, можно сделать вывод, что процедура ликвидации для компании, подконтрольной лицам «недружественным» стран, регулятором допускается, но без автоматического получения ликвидационных выплат акционерами. На практике начало процедуры ликвидации может столкнуться с сложностью нотариального заверения требуемых документов.
  4. Указ 737 распространил правила Указа № 618, касающиеся сделок с долями ООО, на сделки с акциями акционерных обществ (кроме финансовых организаций). Таким образом, все перечисленные выше сделки/операции в отношении АО также потребуют согласия Правкомиссии, как и разрешение Минфина/ЦБ на выплаты при уменьшении уставного капитала, ликвидации юридического лица или проведении банкротных процедур.
  5. Для финансовых организаций (кредитных, страховых, НПФ, микрофинансовых компаний, УК НПФ или инвестфонда) согласие Правкомиссии требуется на любые сделки с более чем 1% акций, если в них участвуют или их бенефициарами являются лица «недружественных» стран. Данный порядок не применяется к сделкам, осуществляемым в соответствии с Указом № 520 (стратегические компании, по которым введен запрет на сделки до конца 2022 года), а также к сделкам с акциями/долями, которые контролируются российскими лицами или лицами «дружественных» стран.
  6. В связи с этим важно отметить п. 3 разъяснения Минфина, которым определено, что условие раскрытия российскими лицами контроля над иностранными лицами для целей Указа № 618, означает раскрытие в смысле статьи 25.14 Налогового кодекса. Другими словами, воспользоваться данным изъятием смогут только бенефициары, являющиеся российскими налоговыми резидентами.

 

Авторы:

  • Георгий Коваленко, партнер Б1, группа оказания юридических услуг
  • Василий Маковкин, директор Б1, группа оказания юридических услуг

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все
Нарушение процессуальных норм – основание для отмены решения налогового органа?

Нарушение процессуальных норм – основание для отмены решения налогового органа?

При рассмотрении налоговых споров суды нередко считают, что нарушение отдельных процедурных норм налогового законодательства не влечет безусловную отмену решений, принятых по результатам налоговых проверок. Тем не менее, отступление налоговыми органами от процессуальных правил может стать одной из основных причин отмены решения о привлечении к налоговой ответственности.

28.11.2023

Обзор ключевых мер Российской Федерации в ответ на санкции

Обзор ключевых мер Российской Федерации в ответ на санкции

В документе представлен список ключевых мер Российской Федерации в ответ на санкции по состоянию на 15 сентября 2023 года.

18.09.2023

Смягчение условий выплаты дивидендов «недружественным» инвесторам

Смягчение условий выплаты дивидендов «недружественным» инвесторам

9 августа на заседании Правительственной комиссии был озвучен новый подход Минфина и Банка России к выдаче разрешений на осуществление резидентами выплаты дивидендов (прибыли) «недружественным» акционерам (участникам).

01.09.2023

Новые специальные экономические меры в отношении блокируемых лиц

Новые специальные экономические меры в отношении блокируемых лиц

4 августа Президентом подписан Закон № 422-ФЗ, предусматривающий новые специальные экономические меры, расширение перечня лиц, к которым такие меры могут быть применены, а также круг лиц, ответственных за реализацию данных мер. Изменения вступят в силу с 1 февраля 2024 года.

14.08.2023

ГД РФ приняла закон об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями, в третьем чтении

ГД РФ приняла закон об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями, в третьем чтении

Закон направлен на упрощение перехода экономически значимых организаций в российскую юрисдикцию, то есть предлагает альтернативу редомициляции в случае сложностей с управлением российской компанией через материнский иностранный холдинг.

21.07.2023

Новые санкции иностранных государств в отношении РФ

Новые санкции иностранных государств в отношении РФ

19 мая 2023 года США, Великобритания, Австралия и Канада ввели новые ограничительные меры в отношении России. Указанные страны расширили санкционные списки, включив в них преимущественно лиц, связанных с технологическим, оборонным и энергетическим секторами экономики.

25.05.2023