Услуги

Услуги

Спецпроекты

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
Смотреть все выпуски

Указ № 737 и разъяснения Минфина: добавлены новые ограничения и ясность в старые

18.10.2022 г.

Поделиться

15 октября был принят Указ Президента № 737 («Указ 737»), который вместе с разъяснениями Минфина от 13 октября положений Указа № 618 установил новые рамки возможных действий с компаниями, связанными с лицами «недружественных» стран:

  1. Сделки, которые требуют согласия Правкомиссии, включают в себя (а) переход доли к другому участнику общества или третьему лицу, (б) выкуп доли самим обществом, (в) выход участника из общества, (г) передача доли в инвестфонд, (д) назначение управляющей компании, (е) соглашение участников общества, (ж) конвертируемый заем, (з) залог доли или договор управления залогом доли, (и) реорганизация общества, (к) договор о совместной деятельности общества, (л) договор доверительного управления, поручения и иные сделки, которые прямо или косвенно изменяют права на доли в ООО (п. 10 разъяснения Минфина).
  2. Минфин уточнил, что сделка, одобренная согласно Указу № 81 (разрешения на сделки с ценными бумагами и недвижимостью), может потребовать дополнительного одобрения Правкомиссией в рамках Указа № 618, если она косвенно приводит к изменению прав на доли ООО. Вместе с тем, Минфин указал, что согласие Правкомиссии не требуется в случае совершения сделки помимо воли лица на основании решения суда — то есть, например, обращение взыскания на заложенную долю по решению суда согласия не потребует, а также при редомициляции компании в САР.
  3. Ликвидация прямо не поименована в разъяснениях Минфина. Вместе с тем Указ 737 установил, что выплаты более 10 млн рублей в месяц лицам «недружественных» стран при уменьшении уставного капитала, ликвидации юридического лица или проведении банкротных процедур могут быть сделаны за пределы России только по индивидуальному разрешению Минфина (ЦБ для финансовых организаций), а по общему правилу должны осуществляться на счета типа С. Таким образом, можно сделать вывод, что процедура ликвидации для компании, подконтрольной лицам «недружественным» стран, регулятором допускается, но без автоматического получения ликвидационных выплат акционерами. На практике начало процедуры ликвидации может столкнуться с сложностью нотариального заверения требуемых документов.
  4. Указ 737 распространил правила Указа № 618, касающиеся сделок с долями ООО, на сделки с акциями акционерных обществ (кроме финансовых организаций). Таким образом, все перечисленные выше сделки/операции в отношении АО также потребуют согласия Правкомиссии, как и разрешение Минфина/ЦБ на выплаты при уменьшении уставного капитала, ликвидации юридического лица или проведении банкротных процедур.
  5. Для финансовых организаций (кредитных, страховых, НПФ, микрофинансовых компаний, УК НПФ или инвестфонда) согласие Правкомиссии требуется на любые сделки с более чем 1% акций, если в них участвуют или их бенефициарами являются лица «недружественных» стран. Данный порядок не применяется к сделкам, осуществляемым в соответствии с Указом № 520 (стратегические компании, по которым введен запрет на сделки до конца 2022 года), а также к сделкам с акциями/долями, которые контролируются российскими лицами или лицами «дружественных» стран.
  6. В связи с этим важно отметить п. 3 разъяснения Минфина, которым определено, что условие раскрытия российскими лицами контроля над иностранными лицами для целей Указа № 618, означает раскрытие в смысле статьи 25.14 Налогового кодекса. Другими словами, воспользоваться данным изъятием смогут только бенефициары, являющиеся российскими налоговыми резидентами.

 

Авторы:

  • Георгий Коваленко, партнер Б1, группа оказания юридических услуг
  • Василий Маковкин, директор Б1, группа оказания юридических услуг

АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ

Посмотреть все