
Инвесторы нащупали точки роста
Андрей Буханцов, руководитель направления по оказанию услуг в области трансформации бизнеса для компаний АПК
-(1)-(1)-(1)-(1).jpg)
За последние 10 лет в агробизнесе России произошла сильная культурная трансформация, толчком к которой послужили первые санкции. Если еще в 2014 году агробизнес был «голубым океаном» с большим количеством доступной земли, высоким потенциалом импортозамещения и роста внутреннего рынка, а также большим доступом к ведущим мировым технологиям и поставщикам техники, то по состоянию на 2020 год рынок уже стал «красным». Пустующих благоприятных участков почти не осталось, цены на землю за это время в некоторых регионах выросли практически в три, а то и четыре раза. А 2022 год сделал мировые технические и технологические решения менее доступными для российских аграриев.
Основная сложность реализации проектов заключается в том, что для окупаемости они должны быть масштабными. Позволить это себе могут только крупные компании. По моему мнению, в ближайшем будущем мы увидим, что большинство новых проектов будет запускаться крупными агрохолдингами, которые имеют большие резервы ликвидности и достаточно нефинансовых ресурсов для инвестиций в новые проекты, малые и средние организации, чей фокус направлен на операционную эффективность.
Компании часто стоят перед стратегической развилкой: усиливать присутствие в текущем сегменте или выходить на новые. Агробизнес во многом строится на использовании ограниченных ресурсов, например, земли. Иногда усиление присутствия в текущем сегменте требует не только финансовых затрат, но и перестройки операционной модели успешно функционирующего бизнеса, поскольку земля, скорее всего, находится в отдаленном регионе, а управление сконцентрировано на регионе присутствия. Поэтому вариант смежных направлений является интересным. Это возможность повысить маржинальность всего своего холдинга за счет расширения присутствия в производственной цепочке без необходимости проводить трансформацию уже работающего бизнеса.