
Как продвигается импортозамещение в сфере IT
Антон Устименко, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и телекоммуникаций
-(1).jpg)
В целях сокращения технологической зависимости от определенных поставщиков во многих странах уже давно проводится политика по стимулированию предложения локальных продуктов, особенно в области критической инфраструктуры. Россия не была исключением, и на протяжении последнего почти десятилетия сделала рывок по предложению локальных продуктов в области ПО (и системного, и управления базами данных, и бизнес-приложений) и облачных сервисов.
Не во всех областях целесообразно строить локальные решения. России нужно строить открытую модель взаимодействия с дружественными странами, чтобы иметь возможность научного обмена и трансфера технологий. Например, в разработке ПО, ставка будет сделана на open-source решения. В отношении оборудования, российские производители и поставщики оборудования в состоянии перестроить цепочки поставок, чтобы сохранить доступ к технологиям и компонентной базе. Но ситуация постоянно меняется, и эта перестройка остается стрельбой по движущейся мишени. В том числе, есть российские производители оборудования компьютеров, серверов и систем хранения данных.
Если говорить про ИИ, то обратите внимание на недавние релизы новых версий продуктов в области генеративного ИИ ведущими российскими компаниями. Они не стоят здесь на месте, и уже открывают доступ к собственным разработкам с качеством, сопоставимым с международными сервисами.
Сейчас разработано немало мер поддержки развития технологий в России. Это и налоговые льготы, и (со-) финансирование крупных проектов, создание новых рынков, в том числе за счет госзаказа, возможностей для экспорта технологий, развитие венчурной отрасли, возможностей проведения IPO, и прочие меры в рамках недавно принятой концепции технологического развития России до 2030 года. Роль государства в технологическом развитии России очень важна. Например, немалый вклад в развитие американского венчурного и технологического рынка в свое время внес оборонный заказ.
На фоне ухода иностранных игроков с российского рынка наш ИТ-рынок получил сейчас толчок для развития. Например, ИТ-рынок как процент от ВВП составляет 3% в США, в среднем около 2% в развитых странах Европы, и всего около 0.4-0.6% в развивающихся странах: России, Индии, Китая. Это создает хороший потенциал для роста в определенных сегментах ИТ-рынка типа ПО, облачных сервисов, ИТ-услуг. Есть и другие емкие сектора за пределами ИТ, такие как электронная коммерция, логистика и мобильность, цифровые медиа. Однако, труднее всего развивать более наукоемкие ниши, – такие как, например, промышленные технологии и производство чипов.