Услуги

Услуги

Спецпроекты

Мероприятия

Мероприятия

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Марчелло Гелашвили – о перспективах российской экономики, на ПМЭФ-2025

Марчелло Гелашвили, управляющий партнер Группы компаний Б1

avatar

Основные показатели российской экономики

Российская экономика только начинает охлаждаться после аномально быстрого для таких внешних условий роста в 2023-2024 годах. Стали замедляться базовые показатели экономической активности, включая:

  • ВВП – рост на 1,4% в 1 кв. 2025 года по сравнению с 4,5% в 4 кв. 2024-го
  • Промышленное производство – рост на 1,1% по сравнению с 5,7% за предыдущий квартал
  • Композитный индекс менеджеров по закупкам (PMI) – 51,4 пункта в мае 2025 году после более чем 54 пунктов в начале года (значение выше 50 указывает на рост)
     

Несмотря на наметившееся замедление в ряде секторов, большинство экономистов ожидают положительных темпов роста в кратко- и среднесрочной перспективе:

  • Апрельский прогноз Министерства экономического развития предполагает увеличение ВВП России на 2,5% в 2025 году и его ускорение до 3,0% к 2028 году
  • Аналогичный прогноз Банка России исходит из 1,5% в этом году и 2% к 2027 году
  • Консенсус-прогноз международного аналитического агентства на основе мнения 25 зарубежных банков дает сопоставимые оценки
     

Поэтому сейчас опасности переохлаждения я не вижу. Более значимым риском может быть затяжная стагнация с темпами роста от 0 до 1% в течение длительного времени (5 лет и более).

Для стимулирования экономической активности и роста спроса на заемные деньги снижения ключевой ставки на 1 п.п. будет недостаточно. Чтобы придать новый импульс корпоративному кредитованию, ключевая ставка должна составлять 10-15%. По прогнозу Банка России, это станет возможно уже в 2026-2027 годах.
 

Инвестиции

Цифры показывают, что бизнес и не прекращал инвестировать. Наши расчеты по данным Банка России демонстрируют, что в 2024 году при средневзвешенной процентной ставке по корпоративным кредитам около 15%, компании заняли у банков более 83 трлн руб. Для сравнения: в 2020 году при средней ставке менее 8% этот показатель был лишь в районе 60 трлн руб. 

К похожим выводам можно прийти на основе данных Росстата. В 2024 году инвестиции в основной капитал выросли более чем на 16%. Это в 2 с лишним раза больше, чем средний годовой рост инвестиций за относительно спокойную пятилетку с 2015 по 2019 год.

При этом важно, чтобы в инвестициях увеличивалась доля частного, малого и среднего бизнеса. Рост только за счет государственных денег не даст полного эффекта. А для этого понадобится совершенствовать деловой климат, поддерживать предпринимательские инициативы и выстраивать новые производственные цепочки с дружественными и нейтральными странами.
 

Иностранные компании и перспективы их возвращения в Россию

Определяя условия возвращения иностранных компаний, разумеется, важно защитить национальные интересы и отечественный бизнес. При этом нужно сделать возврат привлекательным и для зарубежных компаний, так как они рассчитывают на окупаемость инвестиций, которые им предстоит вложить в нашей стране.

Многие деловые объединения уже озвучили свои предложения относительно возврата иностранных компаний в российскую экономику. Среди этих инициатив стоит отметить предложения об увеличении технологического и корпоративного контроля над зарубежными инвестициями. Их основной смысл заключается в том, чтобы собрать в России максимум элементов из цепочек создания стоимости международных компаний: от разработки и производства продукции до ее послепродажного обслуживания. Это должно увеличить трансфер технологий в страну, развитие производств, создание локальных инженерных и НИОКР-центров. При этом предлагается в отдельных отраслях вести бизнес в форме совместных предприятий, чтобы у российских партнеров было большее вовлечение в ведение бизнеса, технологическое развитие. Такой опыт есть, например, у Китая, который требует от иностранных компаний создания совместного предприятия (СП) во многих ситуациях. Например, при производстве автомобилей, добыче полезных ископаемых и оказании ряда профессиональных услуг. Не исключено, что такая практика может быть внедрена и в России.

Вместе с тем важно обеспечить максимально понятные для иностранных компаний правила игры, предсказуемость регуляторной и налоговой сферы. Не стоит также забывать и о тех иностранных компаниях, которые не ушли из России после 2022 года и исполняли принятые на себя обязательства, для них условия должны быть не хуже.
 

19 июня 2025 г.

РБК

Подробнее

20 июня 2025 г.

РБК

Подробнее

21 июня 2025 г.

РБК

Подробнее

Марчелло Гелашвили

Марчелло Гелашвили

Партнер Б1

Управляющий партнер Группы компаний Б1

Связаться

Дргие комментарии

Посмотреть все