Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Дорожной концессии нужен сигнал

Анжелика Бурдейная, директор группы юридических услуг, Группа компаний Б1; Александр Чижов, партнер департамента налогов, права и сопровождения бизнеса, Группа компаний Б1

avatar

Преимущество концессий для государства и населения – это возможность получить общественно значимый инфраструктурный объект раньше, чем у государства появится возможность самостоятельно его создать и эксплуатировать. При этом за счет механизмов контроля и штрафов, обычно предусматриваемых в концессионных соглашениях, технические характеристики и качество эксплуатации часто выше, чем могли бы быть без привлечения инвесторов. 

Для инвесторов концессионное соглашение или соглашение о ГЧП/МЧП интересно сбалансированным распределением рисков между сторонами (например, по сравнению с государственным контрактом). При грамотном структурировании проекта инвестор будет защищен от неприятных обстоятельств, зависящих от государства. 

ГЧП в России продолжает развиваться, но в то же время остаются несинхронизированные положения законодательства, которые препятствуют применению этой правовой модели. Например, государство и инвесторы заинтересованы в усиленном взаимодействии с Китаем и создании новых пунктов пропуска через государственную границу. С одной стороны, пункты пропуска не запрещено создавать в рамках концессионного соглашения, но с другой стороны специальное законодательство о пунктах пропуска не допускает их создание с привлечением внебюджетных источников финансирования по модели концессии. Актуализация законодательства может способствовать расширению применения механизмов ГЧП в России. 

Изношенные дороги не развивают грузоперевозки, бизнес и производство, в то время как своевременно созданная дорога, наоборот, ускоряет связи между местами производства и точками сбыта, работниками и рабочими местами. Автомобильные дороги, как артерии государственной экономики и благополучия страны, требуют постоянного финансирования. Невозможно пожертвовать дорогой ради новой больницы, поскольку больному важна не только сама больница, но и возможность успеть добраться до медицинского учреждения. Привлечение внебюджетного финансирования на основе механизмов ГЧП позволяет избежать подобных жертв. 

Внедрение новых механизмов не должно мешать существующим или усложнять их. Концессионная модель – отработанный и действующий механизм, возникновение дополнительных обязательных процедур может снизить активность рынка. 

Законом предусмотрено обязательное ежегодное утверждение перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, дополнительное утверждение перечня проектов, планируемых к реализации с привлечением внебюджетных источников, может привести к дублированию действий, противоречиям между такими перечнями. 

Включение обязательного предварительного этапа согласования параметров проекта и объема федеральной поддержки перед заключением соглашения может потребовать дополнительного финансирования, в том числе на привлечение консультантов. Российское законодательство не предусматривает разделения расходов на подготовительную стадию между сторонами, в случае если переговоры завершатся неуспешно, поэтому включение такого предварительного этапа – финансовые риски для инвесторов. 

Требование о принятии отдельного решения после завершения проектирования о выделении средств – по сути дополнительная бюрократическая процедура, которая несет в себе риски невозможности реализации проекта в полном объеме. Одним из преимуществ концессии является возможность объединения нескольких стадий реализации проекта, а логическое разделение между проектированием и строительством повернут концессионные соглашения в сторону государственных контрактов. 

Несмотря на возможное наличие плюсов, внедрение описанного механизма именно в таком виде и именно в качестве обязательного может усложнить развитие концессий.

- Анжелика Бурдейная, директор группы юридических услуг, Группа компаний Б1

Дополнительным фактором, ограничивающим более стремительное развитие ГЧП, является налоговое законодательство. Несмотря на тот факт, что для концессионных проектов налоговым законодательством предусмотрен ряд благоприятных и стимулирующих положений, в отношении существенной доли операций концессионера (частного партнера) налоговое законодательство является неопределённым, что порождает ряд существенных налоговых рисков. Данная неопределённость во многом связана с тем, что действующий режим налогообложения операций в рамках концессионных и ГЧП проектов был разработан и внедрен в Налоговый кодекс более 10 лет назад и после этого лишь несколько раз точечно дополнялся. ГЧП проекты при этом продолжали развиваться, в результате чего налоговое законодательство не успевало за появляющимися новыми формами и особенностями таких проектов. Характерным примером такого отставания являются концессии с области интеллектуальной собственности, а также краткосрочные ГЧП проекты, налоговое окружение которых является достаточно неблагоприятным.  

Автомобильные дороги являются крайне капиталоемкими объектами, требующими значительных источников финансирования в период их создания, и применение механизмов ГЧП позволяет оптимизировать нагрузку на публичного партнера, позволяя создать объект фактически на условиях напоминающих коммерческих кредит.

Также механизм ГЧП позволяет повысить уровень качества строительства, так как инвестор обязуется не только создать, но и эксплуатировать дорогу в течение срока соглашения, что повышает его заинтересованность в качественном строительстве.

- Александр Чижов, партнер департамента налогов, права и сопровождения бизнеса, Группа компаний Б1
 

30 марта 2023 г.

Ведомости

Подробнее

Другие комментарии

Посмотреть все