Инвестиции на юге России: почему власть меняет подход на проактивный
Евгений Панасенко, директор по развитию бизнеса компании Б1 в ЮФО
Проекты, находившиеся на высокой стадии согласования и заточенные на то или иное иностранное оборудование, отложены до того момента, пока не прояснится вопрос с доставкой данного оборудования. Параллельно идет и поиск альтернативы в Китае, Индии, Турции и других странах. Все это говорит скорее об увеличении сроков реализации проектов в целом, а не об их заморозке или отказе от них.
Активную поддержку проектам оказывают сейчас институты развития. Например, компании группы ВЭБ, оказывающие услуги технического консалтинга, теперь занимаются в том числе и поиском альтернативных решений по оборудованию.
У нас, безусловно, есть и отрасли, которые больше зависимы от иностранных комплектующих — авиация, генерация электроэнергии и другие. Однако и здесь видны положительные моменты. Например, в создании Ударной ТЭС, строительство которой откладывалось еще со времен санкций за Крым. Сейчас азиатские производители предлагают альтернативные решения по турбинам. Все, конечно, растягивает сроки реализации проектов, так как полноценных аналогов по мощности у существующих производителей попросту не было, их необходимо разработать и выпустить под конкретный проект.
Это будет год, когда более сложный технологический бизнес станет искать новые решения, ландшафт инвестиций претерпит изменения. Серьезным драйвером роста является государство с его программами поддержки бизнеса и банковской системы, инфраструктурными проектами, а также МСБ.