Услуги

Услуги

Программы

Офисы Пресс-служба Подписка Обратная связь Запрос на оказание услуг

Выбор языка

Выбор локации

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с нашей политикой по использованию файлов cookie.
back

Какой эффект получат бизнес и общество от инвестиций в инфраструктуру

Ольга Архангельская, партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, гостиничного бизнеса и строительства, государственного и транспортного секторов

avatar

Как вы оцениваете динамику инвестиций в развитие инфраструктуры в России? Чем важны эти инвестиции с точки зрения развития экономики в целом и регионов в частности?

Инфраструктура играет ключевую роль в развитии экономики России. Износ мощностей, оставшихся со времен СССР, достиг существенного уровня, кроме того, текущие стратегические планы развития России и ее регионов требуют дополнительных инфраструктурных проектов. Основными сферами здесь выступают: транспортная (строительство и модернизация автомагистралей, железных дорог, морских портов и аэропортов), инженерная (строительство и модернизация сетей водоотведения, водо- и теплоснабжения), социальная (обеспечение районов школами, поликлиниками, детскими садами и парками) и энергетическая (реализация проектов по гарантированному обеспечению доступной электроэнергией и газом).

Развитие инфраструктуры важно для экономики: оно позволяет повысить качество жизни граждан, создать новые рабочие места, снизить затраты на логистику и транспорт, улучшить доступность рынков и ресурсов, а также повысить инвестиционную привлекательность территорий. Не менее важным является усовершенствование инфраструктуры для налаживания межрегиональных связей как внутри страны, так и за ее пределами.

Насколько текущие объемы инвестиций в развитие инфраструктуры в России соответствуют потребностям? Каковы основные драйверы роста инвестиций и тормозящие факторы существуют сейчас?

На данный момент в России наблюдается своеобразный инфраструктурный разрыв, так как возможности для ее развития еще не соответствуют долгосрочным задачам экономики и потребностям общества. 

Среднегодовые инвестиции в транспортную инфраструктуру в России примерно в 1,5 раза ниже среднемировых значений. При этом лишь около 30% инвестиций в нее приходится на строительство новых объектов, а остальные расходуются на ремонты и реконструкцию. Подобная картина с преобладанием затрат на поддержание инфраструктуры над новым строительством характерна и для других отраслей. 

Ключевыми драйверами развития выступают масштабные инвестиционные проекты на территории РФ (модернизация дорожной сети, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, рельсового транспорта), а также перспектива роста экономических связей с Китаем и другими странами Азии.

К тормозящим факторам можно отнести удорожание стройматериалов и услуг, сложности с доступом к внешнему инжинирингу, системам проектирования, безопасности и строительной технике. Также негативное влияние оказали колебания валютного курса, которые привели к усложнению привлечения частных инвестиций и разрыву логистических цепочек.

В перспективе темпы развития инфраструктуры могут быть существенно выше, однако для этого уже сейчас требуются инвестиции на внедрение и усовершенствование технологий, обеспечивающих значительно более высокую эффективность и долговечность инвестиционных проектов.

Насколько участие частного капитала в инфраструктурных проектах способствует ускорению развития регионов? Насколько на данный момент сами российские регионы готовы к запуску совместных с бизнесом проектов?

Развитие инфраструктуры способствует подъему общего социально-экономического уровня регионов, в связи с чем они активно реализуют проекты и готовы к новым.

Какие сферы наиболее важны для инвестиций с точки зрения развития экономики и решения социальных задач? 

Можно выделить несколько важных сфер, требующих серьезных вложений для роста экономики:

  • Дорожно-транспортная инфраструктура является связующим звеном между всеми регионами страны, а также с сопредельными государствами: автомагистрали, высокоскоростные поезда, аэропорты, порты способствуют эффективному формированию и оптимизации логистических путей, сокращая издержки на перевозку товаров и сырья
  • Также стоит отметить, что в РФ активно набирает обороты рынок электрических автомобилей, соответствуя ESG-повестке. Данный сектор получает поддержку со стороны государства, которое вводит меры развития электродвижения. Несмотря на ограничения ввоза электромобилей, на отечественном рынке их парк за последние 3 года увеличился втрое и продолжает активно развиваться. С учетом растущего спроса все это также формирует потенциал для инвестиций в требуемую инфраструктуру
  • Развитие технологий напрямую связано с высокоскоростным интернетом. После начала СВО возник дефицит базовых установок, поскольку поставки станций снизились на 60% от года к году из-за ухода крупных поставщиков. Инвестиции в создание собственной инфраструктуры для этой отрасли также очень важны
  • Требуется развитие и коммунальной инфраструктуры. Зимой 2023 года произошло несколько чрезвычайных ситуаций, когда жители крупных территорий на продолжительное время остались без тепло, водо- и электроснабжения из-за серьезных аварий. Это в очередной раз подтверждает необходимость инвестиций в коммунальную инфраструктуру
  • В сфере переработки бытовых отходов также есть потенциал роста. В России перерабатывается около 10% отходов, в то время как в некоторых странах этот показатель достигает 70-85%. Таким образом, создание инфраструктуры для сортировки, переработки, вторичного использования мусора позволит поддержать повестку устойчивого развития и сформировать новые рынки
     

5 июня 2024 г.

РБК

Подробнее

Другие комментарии

Посмотреть все