Углеродное регулирование для нефтегаза: не только проблемы, но и возможности?
Максим Савостьянов, партнер Группы компаний Б1, руководитель отдела услуг в области устойчивого развития в России, Артем Маринин, менеджер Группы компаний Б1, отдел услуг в области устойчивого развития в России
Существует три основных мотива, по которым российские нефтегазовые компании занимаются реализацией климатических проектов. Во-первых, это идея, желание спасти планету. Такие люди есть, но, наверное, их не подавляющее большинство. Есть те, кто видит в этом денежную историю: что‑то заработать или что‑то не потратить. Третий мотив — быть привлекательным для своих партнеров, и это, наверное, то, что реально работает сейчас. В исследовании, проведенном Группой компаний Б1, две трети опрошенных компаний высказали намерение воспользоваться инструментами зеленого финансирования. Но при этом они рассчитывают на дополнительные стимулы, например, в виде льготных кредитов.
У нас рынок углеродных единиц уже составляет порядка 70 млн, которые подлежат выпуску, и это всего лишь с 22 проектов. То есть за год почти кратный рост, заключены первые сделки. Теперь нужно добиться большей прозрачности, раскрывать информацию о качестве и верификации углеродных единиц. Для России определяющим временем станут 2026-2027 годы.
Ожидаем к этому моменту больших регуляторных изменений внутри страны. Рынок увеличивается, но растут и риски. В этой ситуации нельзя ошибаться.