Что нового?
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция по смещению акцента в работе налоговых органов на повышение собираемости доначисленных по результатам проверок налогов и сборов.
Используются различные инструменты и подходы на всех стадиях налогового администрирования для сбора соответствующей информации, предпринимаются превентивные меры, направленные на обеспечение последующего взыскания, а также расширяются возможности взыскания доначисленных сумм в том числе в рамках процедуры банкротства, как с организаций, так и в порядке субсидиарной ответственности с контролирующих и / или должностных лиц (генеральных директоров, главных бухгалтеров, собственников компаний).
Также активно внедряется реализация принципа «налоговая обязанность следует судьбе денежных средств, иного имущества и имущественных прав».
При этом в рамках контрольных мероприятий налоговый орган действует в несколько этапов. Первый – это «поверхностный срез» (сбор информации) в рамках предпроверочного анализа, когда налоговый орган запрашивает данные о финансовом состоянии налогоплательщика, анализирует полученные данные и делает выводы о наличии либо отсутствии риска неуплаты будущей задолженности
Второй этап реализуется в случае выводов о наличии таких рисков, для чего происходит углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности.
На наш взгляд данный этап более критичный, так как в мотивировочной части акта выездной налоговой проверки налоговый орган анализирует бухгалтерскую и налоговую отчетность налогоплательщика, сведения об имуществе налогоплательщика, дебиторской задолженности, обособленных подразделениях и дочерних компаниях, в целом о ликвидности компании и делает вывод о достаточности или недостаточности средств для погашения предполагаемой задолженности налогоплательщика, а также вероятной ответственности контролирующих компанию лиц и (или) ее должностных лиц.
Фактически, налоговый орган анализирует реальную возможность взыскания на более «глубоком» уровне, и информирует налогоплательщика о возможных неблагоприятных последствиях, тем самым закрепляя в процессуальных документах (включая акт налоговой проверки) определенные факты о финансовом состоянии налогоплательщика, характере совершенных им сделок, операций по структурированию деятельности, которые в последующем будут использоваться в целях взыскания налоговых платежей.
Почему это важно и что делать?
Исходя из нашего практического опыта, мы полагаем, что налогоплательщику уже на начальных контрольных стадиях необходимо уделить пристальное внимание ряду вопросов, связанных с возможными доначислениями и их погашением, и предпринять ряд мер, чтобы максимально обезопасить бизнес от негативных финансовых последствий:
- оценить финансовое состояние компании, с точки зрения ее стабильности и устойчивости;
- правильно реагировать на «сигналы» от налоговых органов, представлять пояснения по вопросам, связанным с платежеспособностью компании;
- продумать стратегию защиты менеджмента компании и контролирующих лиц от субсидиарной и уголовной ответственности;
- проанализировать возможность заключения мирового соглашения, отсрочки и рассрочки возможных налоговых платежей;
- иметь план защиты в банкротных и гражданских делах по возмещению ущерба, связанных с налоговыми правоотношениями.
Чем мы можем помочь?
Б1 с привлечением специалистов, имеющих многолетний опыт работы по рассматриваемым вопросам, в том числе в федеральной налоговой службе, могут оказать содействие на каждом из вышеописанных этапах действий налоговых органов, в частности:
- провести предварительный анализ возможности возникновения описанных рисков;
- проанализировать требования налогового органа и подготовить ответы на требования (включая анализ документов), направленных в рамках предпроверочного анализа, целью которого является первичный сбор информации о финансовом состоянии компании;
- содействовать в подготовке возражений на акт выездной налоговой проверки/письменных пояснений в части анализа финансового состояния компании с точки зрения минимизации рисков, связанных с:
- возможными банкротными процедурами;
- привлечением должностных лиц и (или) контролирующих лиц компании к субсидиарной ответственности;
- оспариванием сделок;
- осуществить взаимодействие с налоговыми органами в части замены одних обеспечительных мер (например, запрет на отчуждение имущества, приостановление операций по счетам в банке и др.) другими мерами / механизмами, предусмотренными НК РФ;
- оказать содействие в реструктуризации задолженности (получения рассрочки (отсрочки), заключения мирового соглашения), подготовить позицию и необходимый пакет документации, а также организовать взаимодействие с налоговыми органами на соответствующих профессиональных площадках.
За дополнительной информацией вы можете обратиться к авторам данной публикации.
Авторы:
- Дмитрий Книженцев, ассоциированный партнер Б1, группа по разрешению налоговых споров и налоговой политике, Dmitry.Knizhentsev@b1.ru
- Марина Аракелова, старший менеджер Б1, группа по разрешению налоговых споров и налоговой политике, Marina.Arakelova@b1.ru
АЛЕРТЫ ПО ТЕМЕ
Посмотреть всеCRS (автоматический обмен) в действии: все намного серьезнее или административная ответственность в деле
Обмен со странами-участницами в рамках режима международного обмена финансовой информацией — CRS (Common Reporting Standard, автоматический обмен финансовой информацией) продолжается. Как требования по CRS, так и контроль за их выполнением со стороны налоговых органов продолжают совершенствоваться.
11.07.2023
Изменения порядка уплаты НДС налоговым агентом и формы налоговой декларации по НДС
С 1 января 2023 года вступили в силу изменения в отношении порядка уплаты НДС налоговым агентом.
09.02.2023
ФТС разъяснила вопрос применения повышенных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров
Разъяснены вопросы применения ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от Единого таможенного тарифа ЕАЭС и установленных постановлением Правительства РФ от 6 июля 2018 года № 788.
06.09.2022
ФНС России утвердила порядок интеграции с АИС «Налог-3» для участников налогового мониторинга
Утвержден Приказ ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации». Новый Приказ продлевает до 1 января 2024 года срок подготовки участников налогового мониторинга к подключению своих информационных систем к АИС «Налог-3», установленный предыдущим приказом, а также уточняет саму процедуру подключения.
16.03.2023